Майская трамвайная прогулка от «Пролетарской» до Курского вокзала. Часть 3-я

Jul 19, 2024 17:29

Приветствую вас, дорогие друзья!

Сегодня у нас заключительная часть рассказа о майской прогулке по трамвайной линии от метро «Пролетарская» до Курского вокзала. В прошлом выпуске мы с вами остановились у Андроньевской площади близ Спасо-Андроникова монастыря. Сегодня мы туда заглянем, а затем пройдёмся непосредственно до трамвайной конечной «Курский вокзал». Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начинаем гулять.

1. Остановка «Музей им. Андрея Рублёва». Трамвай маршрута № 43 (Сокольническая Застава - Станция МЦК Угрешская).



2. Теперь через Андроньевский парк прогуляемся в сам монастырь, где музей и располагается.


3. Памятник преподобному Андрею Рублёву. Сооружён в 1985 году по проекту архитектора Олега Константиновича Комова. Выбор места для памятника предопределён исторически: преподобный Андрей Рублёв был иноком Спасо-Андроникова монастыря, принимал участие в создании настенных фресок и строительстве монастыря, здесь же был погребён.

Кстати, не мешало бы его привести в порядок. А то бордюры по всему городу меняют, а памятник отмыть денег нет?


4. Полное посвящение Спасо-Андроникова монастыря - в честь Нерукотворного Образа Спасителя.

Монастырь был основан при великом князе Иоанне II Иоанновиче около 1357-1358 гг., святителем Алексием, митрополитом Московским. Земли, где был основан монастырь принадлежали великому князю, который выделил часть из них под строительство обители. Первым игуменом и строителем Андроникова монастыря стал ученик преподобного Сергия Радонежского преподобный Андроник Московский, выбравший место для обители на берегу Яузы «недалече от града», т.е. от Кремля.

Первое каменное здание монастыря - собор в честь Спаса Нерукотворного Образа Спасителя - было возведено между 1410-1427 гг. при игумене Александре. После строительства храм был расписан снаружи и внутри преподобным Андреем Рублёвым. В 1504-1506 гг. при игумене Митрофане, духовнике великого князя Иоанна III, была построена большая трапезная. В смутное время монастырь был разорён польско-литовскими отрядами и восстановлен в 1613 г. В конце XVI - начале XVII вв. Арсением, архиепископом Элассонским, обветшавшая к тому времени трапезная была восстановлена и в ней пристроена церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех.

Во второй половине XVII в. вблизи северо-западного угла собора была построена столпообразная колокольня. Во второй половине XVII - XVIII вв. вокруг монастыря возвели кирпичную ограду с башнями и церковью рождества Богородицы над святыми воротами. В конце XVII в. царицей Евдокией Фёдоровной с востока к трапезной был пристроен храм Архангела Михаила, ставший усыпальницей рода Лопухиных. В 1690 г. около святых ворот были выстроены настоятельские покои, в XVIII в. - братский корпус. В 1748 г. Андроников монастырь пострадал от сильного пожара, но был восстановлен.


5. В конце XVIII в. была разобрана шатровая колокольня XVII в., а на рубеже XVIII-XIX вв. по проекту Р. Казакова перед святыми воротами была выстроена одна из самых высоких в Москве каменных колоколен. В 1810 г. при монастыре было организовано духовное училище, для которого в 1810-1814 гг. выстроили двухэтажное здание в юго-восточной части монастырской территории. В 1812 г. Спасо-Андроников монастырь был разграблен и сожжён французскими войсками, во время пожара обрушился верх собора, который был восстановлен в 1813 г.

В середине XIX в. рядом с церковью Архангела Михаила был построен второй настоятельский корпус. В 1870-е гг. разобрали часть восточной и северной стен ограды с двумя башнями и сделали новую стену. В 1874 г. на территории монастырского кладбища на месте одной из северо-восточных башен возвели церковь-усыпальницу рода Молчановых в честь мученика Евграфа. В XIX в. в Андрониковом монастыре ещё сохранялся святой колодец, ископанный, согласно монастырскому преданию преподобным Андроником.

В 1918 г. обитель закрыли, в монастырских зданиях до 1922 г. размещался концлагерь для белогвардейцев и политических противников новой власти. С конца 1922 г. в нём был организован жилой поселок им. Калинина рабочих завода «Гужон» (позднее «Серп и молот»). Собор удалось сохранить, превратив его в приходскую церковь. В 1930-1931 гг. была взорвана колокольня. В первой половине 1930-х гг. разобрали значительные части ограды с юго-западного и северо-восточного угла, включая башни. В 1930-х гг. в обители располагалась колония для беспризорных детей. В 1940-1950-х гг. большинство зданий монастыря использовались как жилые дома.

В 1960 г. на территории и в постройках монастыря был открыт Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. В 1959-1960 гг. была проведена реставрация собора и ремонтные работы по ограде монастыря - не сохранившиеся части ограды были восстановлены. В 1960 г. были снесены «не представляющие ценности» новый настоятельский корпус и церковь Евграфа мученика.

С 1990 г. в соборе регулярно совершаются богослужения. Территория монастыря имеет периметральную застройку, за исключением Спасского собора, расположенного в центре монастыря. На территорию существует два въезда: первый - исторический с южной стороны, второй - хозяйственный с восточной стороны (со стороны Андроникова проезда).

Основная дорога по территории монастыря закольцована для обеспечения проезда автотранспорта. На территории имеется значительное количество откосов между отметками существующих дорожек и отметками территории, занятой некрополем в досоветский период. На территории имеются инженерные сети подземного заложения.


6. Как уже говорилось выше, белокаменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведён при игумене Александре между 1410 и 1427 годом и в настоящий момент является старейшим отдельно стоящим зданием Москвы и памятником архитектуры федерального значения.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 года), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е годы.). Его особенности связаны с влиянием традиций балканского зодчества.

В плане храм представляет собой квадрат, к которому с востока примыкают три апсиды. Внутри находятся четыре столба, поддерживающие одну высоко поднятую главу. Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве ещё в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них цилиндрических сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремлённость. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объёмов усиливается за счёт понижения углов (приём, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму.

Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как и круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.


7. С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал - белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками». При реставрации собора в его кладке были найдены каменные блоки с фигуративной и орнаментальной резьбой. Они происходят из другой, более ранней неизвестной постройки, после разборки которой камни были использованы вторично.

Считается, что собор был расписан Андреем Рублёвым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих;». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон. Это выполненные на темно-синем фоне орнаменты - круги, в которые вписаны пересекающиеся окружности, трилистники и травы. Близкие мотивы составлял узор майоликовых плиток, которыми был устлан пол собора.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII веке вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 году, во время нашествия Наполеона, собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы и увенчали шатровой кровлей. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрождён архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы. Он является приходским храмом.


8. В начале XVIII века к западу от Спасского собора начал строится каменный Братский корпус, в котором, вероятно, должны были разместиться «гостиные покои». Это светское по духу здание с анфиладой просторных комнат, сохранивших фрагменты орнаментальных росписей. Использованные в нем приёмы декорации, такие как рустованные пилястры и наличники с расширенными углами характерны для гражданских построек Москвы и Петербурга первой половины XVIII века.

В 1763 году корпус подвергся перестройке, а в начале XIX века достроен с южной стороны. Тогда же изменилось назначение постройки: здесь разместились кельи монахов, от чего корпус получил название Братского. После проведённой Е.Н. Подъяпольской реставрации зданию был возвращён первоначальный облик. В настоящее время в помещениях Братского корпуса расположен музейный депозитарий.


9. Трапезная палата (1504-1506 гг.). Как и кремлёвские соборы, монастырская палата была построена из нового для Москвы того времени строительного материала - кирпича. В первом ярусе палаты располагались хозяйственные службы. Второй ярус занимает парадный зал трапезной. Большое пространство зала перекрыто четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на расположенный в центре столп. Такая внутренняя структура, повторяющая выстроенную несколько раньше итальянцем Боном Фрязиным Грановитую палату Московского Кремля, станет традиционной для других монастырских трапезных палат XVI века.

Кубическое по композиции здание трапезной завершается высокой четырёхскатной кровлей. Наружный декор постройки лаконичен. Наиболее выразителен пояс красных изразцов с растительным стилизованным орнаментом в верхней части стен (в настоящее время забелен). Расположенная к юго-западу от Спасского собора трапезная палата положила начало формированию парадной площади перед его южным фасадом.

В настоящее время в помещении трапезной развёрнута экспозиция музея, представляющая сбой собрание предметов религиозного искусства - икон, окладов, рукописных священных книг, предметов обихода и облачения духовенства.


10. Святые ворота и настоятельские покои. Точная дата строительства Настоятельского корпуса не установлена. Это объясняется тем, что большая часть архива Спасо-Андроникова монастыря сгорела во время Московских пожаров 1748 и 1812 годов.


11. В 1691 г. по заказу жены Петра I Евдокии Лопухиной в монастыре с восточной стороны трапезной палаты XVI века был заложен храм во имя Архангела Михаила. Церковь строилась в господствовавшем тогда в зодчестве Москвы стиле так называемого «нарышкинского» барокко, тем не менее по своей архитектуре она соотнесена с древней трапезной: постройки объединены общим карнизом из трех рядов поребрика.

Участие царицы в судьбе Спасо-Андроникова монастыря объясняется тем, что здесь располагалась могила её матери. Замысел церкви достаточно сложен. Храм, посвящённый покровителю царского дома, должен был включать придел Петра и Павла (в честь небесного покровителя Петра I), верхнюю церковь Алексея митрополита (святого, соимённого наследнику), а также усыпальницу рода Лопухиных в нижнем ярусе, которая в конце XVIII в. была освящена как Знаменская церковь.

Структура церкви Архангела Михаила типична для своего времени: двухэтажное кубическое основание (четверик) завершено восьмигранником (восьмериком), увенчанным небольшой главкой. В наружном декоре активно использованы элементы западноевропейской архитектуры в своеобразной русской интерпретации: колонки с кольцевидным перехватом, разорванные завершения наличников, увенчанных декоративными шарами, капители колонн, напоминающие завершения колонн ионического ордера. Вертикальные членения постройки подчёркнуты колоннами на постаментах, сдвоенными на углах. Характер декора восьмерика отличается некоторой сухостью и иной стилистической ориентацией. Это вызвано перерывом в строительстве храма, связанным с опалой царицы Евдокии Лопухиной. Храм был завершён лишь в 1739 г., тем не менее, архитектурное единство здания было сохранено: грани восьмерика увенчаны стилизованными раковинами - излюбленным мотивом архитектуры нарышкинского стиля конца XVII в.

Архангельская церковь благодаря своей значительной высоте стала важной архитектурной доминантой не только внутри монастыря, но и в пространстве города (источник).


12. Ну, а теперь давайте возвращаться к трамваям. Сохранившийся участок Крутоярского переулка. Де-факто переулок существует по сей день, но де-юре упразднён, и к настоящему моменту по нему не числится ни одного здания. На картах обычно причисляется к Костомаровскому переулку, однако фактически тот заканчивается по другую сторону Яузы.


13. Вид в сторону Костомаровского моста и Курского вокзала.


14. Трамвай 4-го маршрута (Курский вокзал - Станция метро «Бульвар Рокоссовского»).


15. И Морковочка 32-го маршрута (Курский вокзал - Станция метро «Партизанская»).


16. Взгляд назад.


17. Костомаровский мост. Построен в 1941 году по проекту инженера Ю. Ф. Вернера и архитектора И. В. Ткаченко. Является самым длинным на Яузе, общая длина 245,7 м, ширина 32,6 м. Сохранил название ранее находившегося здесь арочного кирпичного однопролётного моста.

Современный мост трёхпролётный, железобетонный, балочный. Средний пролёт речной, два крайних - проезды по набережным. Перильная решётка чугунная. Мост имеет два гранитных схода на набережные. Подходы к мосту земляные с откосами, со стороны Костомаровского переулка - в подпорных стенках, облицованных гранитом, с устройством гранитного парапета. Имеется 4 съезда на набережные.

Кроме автомобильного, с лета 1952 г. по мосту осуществляется трамвайное движение.


18. Излучина Яузы. Николоямская (слева) и Костомаровская (справа) набережные.


19. Крутой спуск с моста. Отличное место для фотоохоты на трамваи.


20. Словно специально для этого кадра, который я ловил минут 15, вышло солнце.


21.


22. Морковочка. Всегда стараюсь их ловить побольше покуда Сергей Семёныч не избавился от них, как избавился от Татр.


23.


24. Спустились с моста.


25. Остановка «Дом культуры Метростроя». Само здание ДК можно увидеть справа. Оно было построено в 1937 году. Первоначальный проект, конструктивистского толка, предполагал свободную композицию разновысоких объёмов здания, размещённого вдоль участка и выходящего на улицу боковым фасадом. Однако к середине 1930-х, когда к ударной стройке и собственно открытию метрополитена возможности и амбиции Метростроя стали возрастать, поменялись и стилистические установки советского зодчества. Заложенная в проекте, разноэтажная функциональная компоновка ДК с трудом поддалась переделке и в общих чертах уцелела.

Помещения зала нанизаны на одну ось, пятиэтажный объём с северной стороны включает в себя не только кружковую часть, знакомую по рабочим клубам 1920-х, но и киноаппаратную, и фойе зрительного зала. Следующий объём невысок, он более протяжёный и в нём скрывается сам зал. Южнее возвышается ступенчатый объём сценической коробки, а ещё дальше примыкает трехэтажная часть клубных помещений, прорезанная проездной аркой, ведущей в хозяйственный двор.

Завершённое во второй половине 1930-х гг. здание, получило типичное для отечественного ар-деко убранство - рустовку цоколя, карнизы и отделанный пилястрами аттик, скрывающий скат кровли высокой части здания. Окна были обрамлены тонкими рамками наличников, а боковой фасад в средней своей части, сохранил обширные окна, скорее всего - ещё одно напоминание о конструктивистом замысле. Окна эти скорее не отдельные проёмы, прорезанные в стене, но остаток сплошного остекления, к которому были «прислонены» коринфские пилястры. В пользу этой версии свидетельствует нечётное их число, невозможное в классическом каноне. Любопытны лепные эмблемы - театральные маски и музыкальные инструменты в простенках между пилястрами.

Интерьеры здания были решены в духе 1950-х - после войны ДК «доукрашали»: появились балюстрады парадных лестниц, люстры, плафонные росписи, богатая лепнина карнизов и парапета балкона зрительного зала (источник). Пишут, что в 2014 г. новый владелец уничтожил исторические интерьеры здания. Да и фасады, как видите, не в лучшем состоянии и стыдливо скрыты за ширмами с рисунком.


26. Ответвление линии, идущей от вокзала к закрытому на реконструкцию Сыромятническому трамвайному тоннелю и далее в сторону улицы Радио.


27. Остановка «3-й Сыромятнический переулок». Сам переулок, который плавно перетекает в Костомаровский, получил название в XVIII-XIX вв. по расположению на месте существовавшей в XVII в. Сыромятнической слободы (от сыромятник - «кожемяка, мастер, занимающийся изготовлением сыромятной кожи»).


28. Поворот линии к Верхней Сыромятнической улице.


29. Городская усадьба Долгоруких - Р. Б. Шен. Изначально принадлежала князьям Долгоруким. Рядом располагались усадьбы Волконских и Гагариных, купеческие особняки. Дом был поставлен в глубине владения, от дороги его отделял большой парадный двор, в усадьбе был разбит обширный сад. Напротив дома стояла Троицкая церковь в Сыромятниках, снесённая в 1930-х годах. В настоящее время дом стоит торцом к 3-му Сыромятническому переулку.

В основании сохранившегося дома лежат палаты XVIII века, архитектором которых по всей вероятности является Д. В. Ухтомский. В 1770-х годах в усадьбе располагался частный пансион профессора И. М. Шадена, в 1774-76 годах здесь учился историк и издатель Платон Петрович Бекетов.

В конце XVIII века владельцами имения стали купцы, сначала - П. Х. Колесников, после войны 1812 года - братья Иван и Николай Халутинниковы. Следующим хозяином усадьбы стал дворянин Фридрих Фридрихович Биркель, для которого архитектор М. К. Геппенер выполнил проект трёхэтажной башни, которая была пристроена к дому слева и значительно преобразила его облик.

Последним хозяином дома до революции стал купец второй гильдии Роман Богданович Шен, торговавший шерстяной пряжей и занимавшийся благотворительностью (он был одним из попечителей и меценатом Мещанского попечительства о бедных). При нём главный дом усадьбы изменился до неузнаваемости, по его заказу архитекторы Б. В. Фрейденберг и В. И. Чагин превратили дом с башенкой в подобие небольшого западноевропейского замка.


30.


31. Поворот линии к кольцу «Курский вокзал».


32. Введено в строй в 1952 году вместо трамвайного кольца на площади перед Курским вокзалом.

Обслуживает маршруты:
№ 4 - Станция метро «Бульвар Рокоссовского» - Курский вокзал;
№ 32 - Станция метро «Партизанская» - Курский вокзал;
№ 45 - Новоконная площадь - Курский вокзал.

В феврале 2023 года в связи с восстановлением трамвайного маршрута № 32 на кольце «Курский вокзал» была организована диспетчерская с пунктом отдыха водителей. В связи с этим кольцо получило статус полноценной конечной трамвайной станции.


33. Справа видна электротяговая подстанция № 15, она же бывшая Курская тяговая подстанция. Построена в 1930 году. Питает окрестные трамвайные линии. Ранее также питала окрестные троллейбусные линии.


34. Витязь и Морковка у посадочных платформ.


35. На территории подстанции внезапно обнаружил вот такой трамвай-памятник МТТЧ № 30189. Данный вагон был построен как Татра T3SU в 1986 году, в апреле 2007 года был модернизирован в МТТЧ. В июле 2016 года данный вагон прошёл средний ремонт на ТРЗ, в ходе которого был перекрашен в фирменный голубой цвет Московского транспорта. В конце июля 2023 года вагон МТТЧ № 30189 был перевезён из Краснопресненского депо на территорию трамвайного кольца «Курский вокзал», где был установлен на секцию рельсового полотна рядом с электротяговой подстанцией № 15 в качестве памятника.


36. К сожалению, подойти к нему нельзя, можно только через забор любоваться.


37. И на этом на сегодня всё.


38. Бонусом - вечернее небо над Земляным Валом и Садовой-Черногрязской.


Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой.

монастыри, Таганский, архитектура, история, Басманный, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Россия, Москва

Previous post Next post
Up