На память о временно закрытой трамвайной линии в Сыромятниках

Sep 02, 2021 18:11

И вновь привет из Крыма, друзья!

Не так давно, рассказывая о строительстве новых путей для Курского и Горьковского направлений, я упоминал, что новые пути должны пройти и над знаменитым Сыромятническим трамвайным тоннелем. Тогда, правда, я выразил надежду, что тоннель особенно не пострадает, но уже вскоре стало ясно, что это не так.

И вот в прошлую пятницу линия от Курского вокзала до улицы Радио через Сыромятнический тоннель была закрыта на период строительных работ вместе с тоннелем, а вместо трамваев по маршрутам пошли компенсационные автобусы.

И, хотя, пресс-служба МЖД утверждает, что «По согласованному Москомархитектурой проекту при развитии железнодорожной инфраструктуры предусмотрено максимальное сохранение исторического облика существующего тоннеля Сыромятнического проезда. Отделку арочных въездов в него со стороны ул. Нижняя Сыромятническая и Сыромятнического проезда выполнят в аутентичном стиле», по факту это может быть будет уже совсем другой тоннель, без сплетения путей и с пропуском для автомобилей, так что аутентичным это место быть перестанет. А скорее всего, и насчёт порталов всё будет не так гладко, как в пресс-релизе. Словом, ещё одной архитектурной изюминкой стало в Москве меньше, а равно, как и транспортной. Это было последнее сплетение трамвайных путей в столице.

Да, уже, когда я начал писать этот пост даже подоспели картинки и клятвенные обещания Собянина, что всё сохранят в практически первозданном виде, но я ему не верю. Ему врать - что с горы катиться. Поэтому пока я не увижу результат своими глазами - не поверю.

Предчувствуя такое развитие событий в скором времени, я решил не откладывать на осень (и правильно сделал), а съездить перед отъездом на юг и поснимать эту линию и тоннель на память. Так что предлагаю вам теперь уже историческую прогулку.

1. Начнём прогулку от трамвайного кольца «Курский вокзал». Оно было введено в строй в 1952 году вместо трамвайного кольца на площади перед Курским вокзалом, где сейчас высится убогий "Атриум". Там оно появилось в 1906-м году сначала как кольцо для конки, а в 1908-м году, согласно схемам тех лет, уже действовало как трамвайное и обслуживало маршрут № 1 - Брестский (ныне Белорусский) вокзал - Курский вокзал. Затем кольцо обслуживало и множество других маршрутов, в том числе, ходивших до появления троллейбусов по Садовому кольцу.

Современное кольцо появилось вместе с трамвайной линией от Курского вокзала через Костомаровский мост (соединившись с линией через Сыромятнический тоннель к старому кольцу, открытой в 1933-м году), а затем через площадь Прямикова (ныне Андроньевскую) и Школьную улицу до заставы Ильича (ныне Рогожской) была открыта летом 1952 года.

Этот участок был построен в качестве замены закрытых 29.06.1952 года линий по Ульяновской (ныне Николоямской) и Тулинской (ныне Сергия Радонежского) улицам. Тогда же было закрыто старое кольцо и открыто нынешнее. Ещё чуть более десятка лет после открытия нового кольца продолжала действовать радиальная линия по Верхней Сыромятнической улице и улице Обуха (ныне Воронцово Поле), которая пересекала Садовое кольцо и соединялась с бульварной линией, которая действует и поныне. Эта связка была закрыта в 1963-м году во время очередного этапа закрытия трамвайных линий в центре. При этом, в отличие от многих других линий замены в виде троллейбуса она не получила.

До прошлой пятницы (27.08.2021) кольцо обслуживало маршруты: № Б - Сокольническая застава - Курский вокзал; № 20 - Красноказарменная площадь - Курский вокзал и № 24 - ДК «Компрессор» - Курский вокзал. В настоящее время в связи с закрытием движения через тоннель, маршруты Б и 20 отменены, а маршрут 24 вместо набережной Академика Туполева и улицы Радио ходит в объезд - через Костомаровский мост, Волочаевскую улицу и Красноказарменную площадь (по маршруту № 20).

Слева от кольца строится очередное говно многофунциональный комплекс Chkalov.



2. Маршруты Б и 20, к слову, обслуживались современным кольцом уже в 50-е годы. 20-й тогда ходил сюда от завода "Клейтук", затем в 1957-м году был переведён на конечную "2-я ул. Машиностроения", а затем в 1960-м году на Угрешскую. В 2006-м он на два года вновь переводился на 2-ю улицу Машиностроения, но в 2008-м вновь вернулся на Угрешку. И, наконец, с 23 декабря 2017 года маршрут № 20 следует от Курского вокзала до Красноказарменной площади вместо Угрешки (более подробно историю маршрута можно посмотреть здесь).

Маршрут Б же появился тут в 1955-м году, он ходил сюда с улицы 10-лет Октября, в 1957-м стал ходить от Белорусского вокзала но уже в том же 1957-м году был отменён и возрождён в феврале 2015 года, в связи с закрытием станции метро «Бауманская» на длительный ремонт. Тогда был организован ряд временных маршрутов общественного транспорта. И среди них - трамвайный маршрут Б Курский вокзал - Сокольническая застава мимо закрытой станции метро. Но в итоге временное стало постоянным и маршрут Б, спустя более, чем полвека вновь бороздил московские улицы до прошлой пятницы. Вернётся ли он вновь - сейчас предугадать трудно. Более подробно о перипетиях истории этого маршрута - здесь.


3. В разное время кольцо было конечной также таких маршрутов, как 2, 33 и 45, а в 1963-м году, после ликвидации линии по улице Обуха (Воронцову полю), здесь стал обслуживаться существующий ныне маршрут № 24 - Курский вокзал - 3-я Владимирская улица, затем с 1984-го года он был продлён в Новогиреево и уже совсем недавно, 14 декабря 2019-го года стал ходить до нынешней конечной - ДК "Компрессор" (более подробно - здесь). Отмечу лишь, что на сайте "Московский трамвай" давно не было обновлений, поэтому изменений последних лет там нет. Я нашёл их уже в других источниках.


4. А вот и он.


5. Следует отметить, что бомжатник, который здесь был ещё 15 лет назад никуда не делся, он просто переместился в сквер справа. Вот разве что цыган не стало. И то хлеб.


6. "Морковочка".


7. Выезд на 3-й Сыромятнический переулок.


8. Взгляд назад.


9. 3-й Сыромятнический. На заднем плане вполне себе убогий БЦ «Дельта Плаза».


10. А вот это здание у поворота уже поинтереснее. Это городская усадьба Долгоруких. В сети пишут, что здание построено в XVIII веке в классическом стиле, но затем, как пишет Викимапия, "в 1879 году особняк перешел к некоему дворянину Ф. Ф. Биркелю, который пристраивает к нему слева трехэтажную башню по проекту архитектора М. К. Геппенера.

Полностью изменил свою внешность этот особняк при следующем владельце, купце второй гильдии Романе Богдановиче Шене, разбогатевшем на торговле шерстяной пряжей и известному в Москве своей благотворительной деятельностью. Он превратил его в 1894 году в здание, похожее более на средних размеров дворец где-нибудь в западноевропейском городе (архитекторы Б. В. Фрейденберг и В. И. Чагин).

Здесь в 1774-76 годах жил и работал иконограф П. П. Бекетов".

Вот такая история.


11. Взгляд назад.


12. Остановка «Поликлиника № 116», за ней развилка. Влево - Сыромятнический тоннель, прямо - Костомаровский мост, построенный в в 1941 году (инженер Ю.Ф. Вернер, архитектор И.В. Ткаченко) на месте старого Костомаровского моста. Справа - Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе, состоящий из трёх разновременно построенных частей 1796-1864 гг.


13. Трамвай уехал на Костомаровский мост.


14. А вот и развилочка, ныне уже недействующая.


15. Взгляд назад.


16. А вот это кадр у меня почему-то вызвал такую школьную ассоциацию, когда младшего брата обидели и он позвал старшего, спрятавшись за его спину, а тот говорит: "Ты чё, падла, брата обидел?!"


17. Ну, а теперь мы выходим к тоннелю.


18. Тоннель под железнодорожными путями Курского и Горьковского направлений Московской железной дороги. Построен в 1865 году в качестве скотопрогонного. Постепенно стал использоваться в качестве автомобильного, а затем и трамвайного.

31 января 1933 года была введена в эксплуатацию новая трамвайная линия от Бауманской улицы по улице Радио, Елизаветинскому переулку и Сыромятническому проезду до Курского вокзала. Данная линия, построенная вместо демонтируемых линий на Садовом кольце, прошла через Сыромятнический тоннель, однако, поскольку его габарит вмещал только один трамвайный путь, а перестраивать тоннель было слишком дорого, было решено построить т.н. трамвайное сплетение: одна колея заходила внутрь другой, но не соединялась в один путь. В тоннеле было организовано реверсивное движение трамваев, которое регулировалось светофорами.

В последние годы своего существования Сыромятническое трамвайное сплетение являлось уникальным и единственным сохранившимся в Москве сооружением подобного типа. Ещё одно сплетение до 2000 года было под Краснопресненским путепроводом, рядом с Ваганьковским кладбищем при въезде в старое Краснопресненское трамвайное депо, но там оно сперва было перестроено в обычную однопутную линию со стрелками, а летом 2002 года и вовсе было полностью разобрано вместе со всей линией по Беговой улице.


19.


20. Жаль, что кто-то испоганил его перед окончанием работы надписью "социализм".


21. Поэтому держите фото от 22 февраля 2021 года, когда её ещё не было. Ну и заодно контраст зимы и лета.


22. Взгляд назад.


23. Ну и ещё несколько ракурсов тоннеля на память.


24.


25.


26. И сплетения. Сейчас клянутся его сохранить, но что будет в итоге мы не знаем.


27. Вид со стороны Сыромятнического проезда.


28. Уютнейший Сыромятнический проезд. Слева - флигель городской усадьбы М. Н. Гусевой - В. Д. Марецкой. Построен в 1807 г., перестроен в 1810-е гг. Объект культурного наследия регионального значения. Справа - жилой дом 1925-го года. Абсолютно разные эпохи, но это не бросается в глаза, как сейчас с человейниками.


29.


30. Следующее здание - новодел нулевых на месте относительно невзрачного дореволюционного здания, но даже тут смогли вписать новодел относительно неплохо, не испоганив общую среду.


31. Новомодное общественное пространство перед Artplay'ем.


32. Ещё немного тоннеля.


33.


34.


35. Уютная улочка в общем. Теперь здесь трамваев не будет довольно долго.


36. «Дом призрения с домовой церковью преподобного Герасима Иорданского». Построен в XVIII веке, затем перестраивался в 1817-1821 гг. и в 1890-е гг., архитектор Б. В. Фрейденберг.


37. Взгляд назад. Красивая кривая.


38. Справа - 4-й Сыромятнический переулок.


39. Подходим к набережной Академика Туполева.


40. Взгляд назад. Поворот линии на набережную. Здание на заднем плане - начальное училище им. Востряковых. В основе здания - постройка городской усадьбы конца XVIII в., также подвергавшаяся перестройке в 1817-1821 гг. и в 1893 г. (архитектор Б. В. Фрейденберг), а затем в 1895 г. под руководством архитектора Л. Н. Кекушева.


41. Линию от самой набережной отделяет небольшой уютный сквер.


42.


43.


44. Взгляд назад.


45. Не смог обойти стороной ещё одну местную достопримечательность - Сыромятнический гидроузел на Яузе. Это гидротехническое сооружение в Москве на Яузе в трёх километрах от её устья. Находится между Золоторожской набережной (левый берег) и набережной академика Туполева (правый берег). Единственный построенный из 4-х судоходных гидроузлов на Яузе, строительство которых было предусмотрено планом обводнения города Москвы, входившим в Генеральный план 1935 года. Согласно плану, гидроузел должен был иметь № 4.


46. Согласно Генплану 1935 года река Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. По нему предусматривалось строительство Северного канала (Химкинское водохранилище - Яуза) и нескольких гидроузлов, в том числе и на Яузе. Этот план не был реализован за единственным исключением. В 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893-1946) был построен Сыромятнический (Яузский) гидроузел. Первоначально сооружение гидроузла предполагалось на участке между Садовым кольцом и ж.-д. мостом Курского направления МЖД. Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники). Раньше на этом месте находился Золоторожский мост, соединявший Сыромятнический проезд с районом Лефортово. Мост был снесён перед постройкой гидроузла. В 2005-2006 гг. был проведен капитальный ремонт гидроузла.


47. Гидроузел состоит из шлюза возле левого берега и водосливной плотины возле правого берега. Между шлюзом и плотиной находится небольшой искусственный остров, на котором находятся сооружения гидроузла и посажены деревья.


48. Шлюз является однокамерным, однониточным и может вмещать только небольшие маломерные суда. Вода в шлюзе опускается и поднимается на 4 м. Время наполнения камеры составляет 5 мин. Вся операция по шлюзованию, включая швартовку судна, занимает 10 мин. Верхние ворота выполнены в виде одной створки, которая опускается на дно и поднимается. Нижние ворота представляют собой две створки, открывающиеся во внутрь шлюза. Глубина в шлюзовой камере в положении нижнего бьефа составляет 2 метра. Глубина на верхнем пороге (короле) шлюза - 2 метра. Шлюз оборудован светофорной сигнализацией. У нижних ворот шлюза, у левого берега находится причальная стенка.

Водосливная плотина, имеющая напор 4 метра, позволяет регулировать уровень воды в верхнем бьефе. Длина плотины составляет 20 метров. В 1960-х поворотный механизм плотины вышел из строя. Во время капитального ремонта 2005-2006 гг. механизм был восстановлен, заменён секторный затвор плотины. Ниже плотины в гранитной стене правого берега находится устье реки Чечёры.

В нижнем бьефе возле плотины всегда стоят мусоросборные суда, а также там находятся боновые заграждения.


49. Это самое широкое место на Яузе.


50. Ну, а теперь вернёмся к трамваям. Остановка «Набережная Академика Туполева».


51. Справа - здание электрической подстанции (ПС) № 396 «Яузская» 110/10/6 кВ.


52. Вот оно во всём великолепии.


53. Далее линия выходит непосредственно к набережной.


54.


55. И некоторое время идёт параллельно проезжей части.


56. Взгляд назад.


57. Ещё один общий план гидроузла с севера.


58. Синяя "Морковка".


59. Вид обратно.


60. Далее линия поворачивает в Елизаветинский переулок. Он назван так в 1908 году по Елизаветинскому институту благородных девиц, находившемуся здесь в середине XIX в. Ещё в начале XX века можно было видеть ручей Кукуй в его нижнем течении, но в 1908 году его засыпали и по руслу проложили Елизаветинский переулок.


61. Остановка «Елизаветинский переулок».


62. Стадион «Сокол», который помнит каждый участник сообщества ru_football, здесь во второй половине нулевых проводились соревнования по футболу среди участников сообщества, ну а группы поддержки от души бухали и жгли прямо на трибунах.

Построен в 1938 году. Стадион принадлежал строительно-монтажному управлению, отсюда его первое название - «Строитель». В составе стадиона было 5 теннисных кортов, где проводилось первенство Москвы по теннису.

В 1970-х годах стадион был передан авиационному конструкторскому бюро «Туполев», после чего и получил своё нынешнее название «Сокол». Стадион был переоборудован, построена хоккейная коробка, поле с резиновым покрытием. Летом на стадионе играли в футбол, зимой использовался как каток, поле для русского хоккея. В 1999 году стадион был передан Государственной школе высшего спортивного мастерства.

Закрыт на реконструкцию 1 февраля 2017 года. Сейчас, судя по всему, она в целом завершена.


63. Приближаемся к улице Радио.


64.


65. Взгляд назад.


66. Теперь здесь довольно долго не будет трамваев. Кстати, не удивлюсь, если линия будет стоять и ржаветь весь год (или больше), а затем её начнут реконструировать по аналогии с северо-западной сетью уже под движением. Собянин с Ликсутовым могут, умеют, практикуют!


67. Перекрёсток Елизаветинского, улицы Радио и Доброслобоской.


68. Взгляд назад.


69. На заднем плане - здание постройки 1889 года, в котором размещался механический завод А. К. Дангауэра и В. В. Кайзера, ныне административно-офисное.


70. Красивое место. Старая Москва.


71. Улица Радио. Название дано 13 сентября 1929 года по первой советской радиовещательной станции, построенной в 1922 году в районе этой улицы. Первоначально (улица известна с XVIII в.) - Вознесенская, по церкви Вознесения Господня, что на Гороховом поле (построена в 1788-1793 гг.).


72. Совершенно летние девушки на улице Радио.


73. Слева корпуса Всероссийского научно-исследовательскго института авиационных материалов (ВИАМ). Обратите внимание на троллейбусную линию. Она, как ни парадоксально в нынешней Москве - действующая.


74. По ней следуют нулевыми рейсами троллейбусы "музейного маршрута" Т у Казанского вокзала в Новокосинский парк. Фактически по маршруту бывшего 24-го троллейбуса.

На заднем плане - тот самый храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Нынешняя каменная церковь построена тщанием священника Петра Андреева при особом вспомоществовании прихожанина Николая Никитича Демидова и других прихожан. Закладка состоялась 25 мая 1788 г., освящение 2 мая 1793 г. Архитектор М. Ф. Казаков, в честь которого названа и улица Казакова, ведущая от угла улицы Радио и Токмакова переулка к Садовому кольцу. Храм является редким памятником архитектуры раннего классицизма. В трапезной приделы св. Николая и Моисея Боговидца. Обновление церкви было в 1872 г. На мой личный взгляд, один из самых красивых московских храмов.


75. Потихоньку приближаемся к соединению трамвайных линий в сторону Лефортовского моста и по Бауманской улице.


76. Ещё один вид к перекрёстку.


77. Контрасты.


78. И ещё один 24-й.


79. А вот и моя "Букашка", на которой я решил доехать до метро «Бауманская». В связи с чем я и заканчиваю свой рассказ об очередной московской трамвайной линии, которая к тому же ныне (пусть и временно) не действует.


80. Бонусом - троллейбус Т на фоне Останкинской башни.


Надеюсь, что было интересно и спасибо за внимание. В ближайшие дни постов, пожалуй, ждать не следует, я буду закрывать сезон, всё новое будет уже из Москвы по возвращении и окончания непоняток с работой. Но в любом случае - до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Курское направление, архитектура, история, Басманный, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Сыромятники, Россия, Москва

Previous post Next post
Up