Приветствую вас, дорогие друзья!
Сегодня в честь пятницы (и дня фотографа) хотел бы продолжить виртуальную майскую прогулку по трамвайной линии от метро «Пролетарская» до Курского вокзала. В
первом выпуске мы с вами остановились на углу Большой Андроньевской улицы и Малого Рогожского переулка. Отсюда и начнём сегодня. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начинаем гулять!
1. Трамвай 43-го маршрута (Сокольническая Застава - Станция МЦК Угрешская) на фоне красивого дома 1912 года.
2. Взгляд назад. Вид в сторону Таганской улицы. Линия же поворачивает на Трудовую, где мы гуляли в первом выпуске.
3. Трамвай 45-го маршрута (Курский вокзал - Новоконная площадь) у остановки «Малый Рогожский переулок».
4. А теперь давайте свернём в этот самый переулок и посмотрим, что здесь есть интересного. Вот, например, этот пятиэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом, построенный в 1908 году.
5. Смотрите какая красота!
6. Напротив можно увидеть симпатичное бывшее фабричное здание 1910 года постройки. В советское время здесь располагалось МПШО «Пионер». В 1930-е годы это была швейная фабрика №4 им. Смирнова треста «Москвошвей». Производила дошкольные и школьные пальто, а также бушлаты. Ныне в нём располагаются офисы.
7. Сам переулок очень тихий и уютный. И зелёный, что немаловажно.
8. Угол фабричного здания со стороны Малой Андроньевской улицы.
9. Вид в сторону угла Малой Андроньевской и Трудовой, где мы гуляли в первой части. 43-й поворачивает на Трудовую в сторону Большой Андроньевской.
10. А мы ещё немного прогуляемся по Малой в другую сторону. Здесь есть ещё несколько примечательных зданий. Например, вот это здание, которое ныне больше напоминает что-то вроде маленькой пожарной части с каланчой. На самом деле это бывший Никольский старообрядческий храм, построенный в стиле модерн в 1910-1911 гг. архитектором И. Е. Бондаренко и некогда принадлежавший Никольско-Рогожской общине беглопоповцев. В советское время здание пришло в упадок, с северной части пристроили здание клуба. Сейчас в старом здании можно только приметить остатки арок, украшений и апсид. А то, что напоминает каланчу, на самом деле ранее являлось колокольней. Как храм выглядел в 1912 году, можно увидеть по
ссылке.
11. Далее на пересечении с Вековой улицей, можно увидеть ещё сразу два интересных строения.
12. Чудо, что в Москве такое ещё хоть где-то сохранилось. Это бывший жилой дом ямщика Рогожской слободы В. Ширяева. Двухэтажный, с резными пилястрами и карнизом деревянного второго этажа на каменном основании. Выстроен в 1852 г. для сдачи внаём недорогих квартир. В 1908 г. доходный дом с участком выкупила Николо-Рогожская старообрядческая община и сделала из него дом причта. После Октябрьской революции дом снова стал жилым. Затем в нём «квартировало» НПО «Нефтехимавтоматика», а сейчас располагаются компания MasterVac, занимающаяся продажей и ремонтом вакуум-упаковочного оборудования, а также People Games, занимающаяся организацией квестов и различных других мероприятий.
13. Московские контрасты. Домик бы, конечно, неплохо отреставрировать, хотя он и во вполне сносном для его возраста состоянии. Тем более, что с недавних пор, он числится выявленным объектом культурного наследия.
14. Четырёхэтажное кирпичное административное здание 1908 г. постройки по адресу Вековая ул., 21 строение 1. Название это, к слову, не историческое. Исконное название улицы - 3-я Рогожская (по находившейся здесь ранее Рогожской ямской слободе. В числе других Рогожских улиц была переименована в 1919 г. в абстрактное Вековая - в честь века (эпохи) пролетарской революции. Прочие Рогожские улицы получили названия Школьная, Библиотечная (ни школ, ни библиотек на этих улицах тогда не было), Пролетарская, Трудовая.
После постройки здание являлось доходным домом, в 1960-е - 1980-е годы в нём «квартировало» всё то же НПО «Нефтехимавтоматика», которое возглавлял бывший мэр Москвы Ю. М. Лужков.
15. А теперь возвращаемся на Большую Андроньевскую к трамвайной линии.
16. Впрочем, трамваи в тот день почему-то ходили нечасто, поэтому больший акцент получился на архитектуре. Доходный дом М. Т. Спиридоновой. Построен в 1900 году. С 1907 г. - Первое Высшее пятиклассное женское училище. Трёхэтажное здание с арочным окном в середине третьего этажа. Прилегающие к кровле десюдефнетры украшены лепными панно в античном стиле. Второй этаж деликатно декорирован классическими лепными элементами - венками с лентами и пальметтами.
Лепной текст в картушах боковых фасадов был сбит в советское время.
17. Справа у перекрёстка со Школьной улицей мы можем увидеть ещё одно примечательное строение, а именно бывшую Рогожскую электрическую подстанцию городских железных дорог, построенную в 1908 году. Ныне официально она именуется электротяговой подстанцией № 5, но по-прежнему выполняет свои прямые функции, питая контактную сеть трамвая. До уничтожения прискакавшим на оленях из тундры Собяниным троллейбуса, она же питала контактную сеть всех окрестных маршрутов «рогатого». Также здесь расположена лаборатория автоматики и телемеханики.
18. Остановка «Большая Андроньевская улица».
19. Трамвай у питающей его подстанции.
20. Не мог я, конечно, не заглянуть и в местный музей под открытым небом, а именно на Школьную улицу. Возникла она во времена царя Бориса Годунова в Рогожской слободе и в конце XVI - начале XVII века носила название Тележная. Также её называли Крутоярской - по питейному дому «Крутой яр».
До 1919 года - 1-я Рогожская улица, название которой было связано с её расположением в Рогожской ямской слободе. Современное название дано в 1923 году. Оно, как уже говорилось выше, не связано с наличием школы на этой улице, а имеет условный «культурный» смысл.
Вдоль улицы - живописный ряд бывших ямщицких домов с большими проёмами конюшен на первом этаже и квартирами на втором; во дворах прежде были устроены навесы для сена, конюшни и амбары.
Уроженец слободы П. И. Богатырев так описывал эту улицу: «Вся она сплошь состояла из постоялых дворов, в которых и останавливались все обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. Дома все были каменные, двухэтажные, но самые дворы были с деревянными навесами и вымощены тоже деревом, оттого здесь и бывали колоссальные пожары. Вся улица бывала уставлена продающимися телегами, тарантасами, кибитками. Торговали на ней, кроме простых телег, и экипажами средней руки, и шорным товаром, и всем, что нужно ездившим по дорогам. Для проезда оставлена была только середина улицы. Улица эта была очень широкая. На ней с раннего утра толпился народ, и она представляла большую ярмарку. Движение народа, обозов, троек со звенящими бубенцами - всё это её очень оживляло, и она резко отличалась от всех московских улиц. Трактиры и полпивные (от устаревшего слова полпиво, т.е. слабое, лёгкое пиво - прим. моё) были всегда полны народом. Гул стоял над улицей... В Макарьевскую ярмарку на Тележной улице была такая толчея, что, я помню, мы с отцом, идя в пять часов утра, еле протискались. Не только с Владимирского и Рязанского трактов стекались сюда обозы, но положительно со всей России, главным образом к «Макарию», как звали тогда Нижегородскую ярмарку».
Рогожская слобода процветала до тех пор, пока не провели железную дорогу - с ней ямщики уже не могли конкурировать. Окончательно же она захирела после огромного пожара, случившегося в 1886 г. После этого «Рогожская совершенно опустела, и по Тележной хоть кубари гоняй», - писал тот же Богатырёв.
В советское время через улицу были проложены трамвайные пути, линия использовалась до 1980 г. Частично демонтированы в том же году после запуска участка Калининской линии метрополитена. Большая часть улицы превращена в пешеходную зону.
21. Вообще, надо сказать, что все дома по этой улице заслуживают быть снятыми, но на это не хватит и целого поста, поэтому я снимал только наиболее мною любимые и общие планы. Это, например, двухэтажный кирпичный дом XIX века.
22. Частично трамвайные пути лежали на улице вплоть до
августа 2000 г. Некогда здесь ходил трамвай маршрута № 2 (Автозаводская - Перово поле в 1952-1956 гг.; затем Курский вокзал - Перово поле в 1957-1966 гг.; Курский вокзал - улица Молостовых в 1966-1976 гг.; и, наконец, Курский вокзал - Новогиреево в 1976 - 1980 гг.) после чего линия была закрыта. С середины 60-х и до 1988 г. по улице также (только в сторону Рогожской Заставы)
ходили троллейбусы 19-го (площадь Дзержинского - платформа Новогиреево), 45-го (Бауманская площадь - 4-я Кабельная улица) и 53-го (Таганская площадь - платформа Новогиреево) маршрутов.
23. Множество раз высказывалась идея возращения трамвая на улицу, но из-за протестов жителей окрестных домов проект пересмотрели и решили проложить трамвайную линию по параллельной улице Сергия Радонежского, где, впрочем, он тоже ходил во времена оны.
24. Ещё один красивый дом XIX века.
25. А это мой главный любимец. Сам не знаю почему, но он мне на этой улице нравится больше всех.
26. Ещё мне очень нравится вот этот дом 1880-х гг. на углу с Малой Андроньевской. В нём располагается подразделение Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ.
27. И всё-таки, после реконструкции на улице как-то пустовато. Мне кажется, что трамвай бы её оживил. Ну или побольше летних кафе бы открыли хотя бы.
28. Ещё немного московских контрастов.
29.
30. Недавно отреставрированный домик XIX века.
31. И немного модерна.
32. Дошёл до Рогожской Заставы.
33. И повернул назад.
34. Ещё один симпатичный домик.
35. И хватит. Возвращаемся на линию. Вид в сторону Таганской улицы.
36. И в сторону Спасо-Андроникова монастыря. Туда мы тоже заглянем, но в следующей части.
37. Андроньевская площадь. Угол улиц Солженицына (до 1919 года - Большая Алексеевская, с 1919 по 2008 год - Большая Коммунистическая) и Николоямской (в 1919-1992 годах - Ульяновская; ранее часть улицы от Яузского моста до Земляного вала именовалось Симеоновской улицей, а часть от Земляного вала до Вороньей улицы - Николаевской и Рогожской). По этим улицам мы с вами как-нибудь тоже обязательно погуляем.
38. Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе. Состоит из трёх разновременно построенных частей 1796-1864 гг. Роспись стен сделана московским изографом Андреем Рогожкиным.
Первый деревянный храм преподобного Сергия был построен в Рогожской слободе в начале XVII в., а первое упоминание о каменном храме относится к 1722 г. Нынешнее здание церкви было построено в 1818 г. на средства прихожан. Свой окончательный вид основной объём храма получил после реконструкции 1834-1838-х гг. Современная трёхъярусная колокольня была построена в 1864 г. В 1922 г. из храма было вывезено более 80 кг серебряной утвари и других церковных ценностей. Перед закрытием в 1938 г. из храма удалось спасти несколько древних икон, однако большая часть церковного убранства оказалась варварски уничтожена. В последующие годы помещение храма использовалось под мастерские и склад. В процессе эксплуатации зданию был нанесён большой ущерб - стены и пол храма покрывали глубокие трещины и толстый слой копоти, а на его куполах и крышах росли маленькие деревца.
В 1985 г. храм был передан расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре Музею древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва. В здании храма решено было устроить экспозицию древнерусского церковного искусства. Тогда же в храме начались реставрационные работы. В пользование РПЦ объект перешёл в 1991 г., а летом 2018 г. Департамент городского имущества Москвы передал храм в собственность Русской православной церкви. Главный престол освящён в честь Святой Троицы, а приделы - в честь преподобного Сергия и святителя Николая.
39. Подходим к трамвайному треугольнику на Андроньевском проезде. Справа ведётся строительство линии по улице Сергия Радонежского.
40. Треугольник. Прямо - Волочаевская улица, налево - Костомаровский переулок и одноимённый мост.
Линия от Курского вокзала через Костомаровский мост, площадь Прямикова (Андроньевскую) и Школьную улицу до заставы Ильича (Рогожской) была открыта летом 1952 года. Она строилась как замена линий по Ульяновской (Николоямской) и Тулинской (Сергия Радонежского) улицам, движение по которым было закрыто 29 июня 1952 года. В тот же день было закрыто и старое кольцо у Курского вокзала, а новое, действующее и сейчас, было открыто 3 сентября того же года. После открытия нового кольца ещё довольно долго продолжала действовать радиальная линия по Верхней Сыромятнической улице и улице Обуха (Воронцово Поле), пересекавшая Садовое кольцо и соединявшаяся с бульварной линией. Увы, она пала жертвой очередной антитрамвайной кампании, случившейся в 1963 году, и в октябре того года была закрыта (
источник).
41. Андроньевский проезд. Проезд получил название по Андроньевской площади. С 1946 г. по 1992 г. входил в состав площади Прямикова. Справа в кадре - главный дом городской усадьбы Лепёхиных. Построен в 1773 г., перестроен во второй половине XIX в.
Комплекс застройки, располагается на территории бывшей усадьбы, известной с 1772 года. В то время она принадлежала купцам Лепёхиным, которые приобрели её и владели до 1830-х гг. Владение Лепёхиных формировались постепенно из небольших дворов, имевших характерную слободскую нарезку. Порядка 4-5 купеческих дворов семей Некрасовых, Евдокимовых и других, вошли в состав усадьбы Лепёхиных к началу 1770-х гг.
Далее на заднем плане виднеется часть построек бывшей усадьбы Хрящёва - Шелапутиных XVIII-XIX веков. Многие из этих зданий уже долгие годы пребывают в аварийном состоянии и отчаянно нуждаются в реставрации.
42. Строительство трамвайной линии по улице Сергия Радонежского. Первоначально называлась Воронья улица (под этим названием известна уже в XVIII веке) по располагавшейся здесь в XVII-XVIII веках Вороньей слободе Андроникова монастыря (в 1745 году упоминается «за Яузою в приходе церкви Сергия Чудотворца, что в Вороньей слободе»). В 1923-1992 годах - Тулинская улица, по одному из литературных псевдонимов Ленина - К. Тулин. Современное название дано по церкви преподобного Сергия Радонежского - основателя и первого игумена Троице-Сергиевой лавры (около 1321-1391). Учеником Сергия Андроником был основан в XIV веке ближний Андроников монастырь.
На момент прогулки в мае строительство только разворачивалось. В настоящее время на большей части улицы уже уложены рельсы и установлены опоры контактной сети. Но из-за работ там всё так заужено, что я вчера даже в 23.10 стоял там в пробке. Боюсь себе даже представить, что творится в часы пик.
43. Витязь на фоне храма.
44. И Морковка 32-го маршрута (Курский вокзал - Станция метро «Партизанская») на фоне него же.
45. И напоследок ещё одно примечательное здание, построенное в 1912 году. Изначально, судя по всему, это был доходный дом. Ныне - одно из зданий Лефортовского районного суда.
И на этом на сегодня всё, а с завершением прогулки вы можете ознакомиться в
третьей части. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!