Электродепо «Красная Пресня» (ТЧ-4) московского метрополитена

Dec 15, 2022 10:40

Приветствую вас, дорогие друзья!

Подумал, что раз уж я недавно поднимал тему трамвайного депо, то самое время показать и электродепо «Красная Пресня» (ТЧ-4) московского метрополитена, где мне удалось побывать в октябре. Это одно из старейших депо нашего метро и, к слову, последнее из построенных в годы расцвета «архитектурных излишеств». Следующее за ним хронологически «Калужское» (ТЧ-5) пришлось уже на годы борьбы с оными.

Строительство депо велось в начале 50-х годов вместе со строительством Кольцевой линии московского метро. Открыто 1 апреля 1954 года вслед за замыкающим Кольцевую линию участком «Белорусская» - «Парк Культуры», который был открыт 14 марта 1954 года. Ранее участки Кольцевой линии «Парк культуры» - «Курская» (открыт 1 января 1950 года) и «Курская» - «Белорусская» (открыт 30 января 1952 года) обслуживало электродепо «Сокол» (ТЧ-2). С 1 апреля 1954 г. «Красная Пресня» является единственным депо, обслуживающим Кольцевую линию.

В разные годы депо также временно обслуживало: Рижский радиус нынешней Калужско-Рижской линии («Ботанический сад» (ныне «Проспект мира») - «ВСХВ» (ныне «ВДНХ»), 1958 - 1972), Краснопресненский радиус Таганско-Краснопресненской линии («Баррикадная» - «Октябрьское поле», 1972 - 1975) и Калининскую линию (с перерывом в 1985 - 1989). Тут следует уточнить, что В построенное в 1979 году «Новогиреево» (ТЧ-12) в период с 1985 по 1989 годы использовалось как оборотное депо для ТЧ-4 «Красная Пресня», которое обслуживало линию в тот момент.

Ну, а о других интересных подробностях я расскажу в процессе. Берите чай/кофе/что покрепче и будем гулять.

1. К сожалению, здание депо (как, впрочем, частично и путевое хозяйство) находились на момент экскурсии в процессе ремонтных и реставрационных работ, поэтому красивый фасад со стороны Ходынской улицы я снял только так. Было много строительных лесов, техники и замазки на стенах.



2. Как только минуешь проходную, в холле встречает вот такой симпатичный логотип депо из мрамора. Сразу чувствуется казённый размах тех лет, для украшения даже такого утилитарного предприятия, как депо сил и средств не жалели. Конечно, это не подземный дворец как «Комсомольская», но об услаждении взгляда и удобстве работников предприятия думали. К слову, прямо напротив депо построили и жилые дома для работников, чтобы далеко не ходить. Очень удобно, согласитесь?


3. Как и подобает любому крупному предприятию, работникам не чуждо участие в спортивных соревнованиях, о чём недвусмысленно свидетельствуют выставленные в холле многочисленные награды.


4. А это проход из холла в основной корпус, к канавам депо. Обратите внимание на двери. Всё как на станциях метро.


5. Это основной отстойно-ремонтный корпус. Здесь отдыхают составы модели 81-775/776/777, более известные как «Москва-2020». К ним мы ещё вернёмся позже.


6. Питьевая водичка.


7. Сначала нас привели в неф, где стоят мотрисы, мотовозы и прочая служебная техника. Не знаю откуда пошла практика называть отдельные секции отстойно-ремонтных корпусов депо нефами, но мне такое наименование встречалось не единожды и чем-то они действительно напоминают нефы, например, базилик. Техника здесь стоит, к слову, приписанная к разным депо. Например, эта машинка МТК1-010 депо «Братеево» (ТЧ-17).


8. Мотриса АГМ-13145.


9. А эта машинка из ТЧ-2.


10. А этот ветеран 1960-го года выпуска местный.


11.


12. Как и на любом уважающем себя транспортном предприятии, в «Красной Пресне» служат не только люди и машины, но и коты.


13. Они занимаются как своими прямыми обязанностями по ловле грызунов, так и просто дарят приятные эмоции работникам. А в качестве зарплаты получают еду и чесание за ушком. Всё как положено.


14. Парковые пути. Почему-то в тот день близко к ним подходить не разрешали. Вероятно, это связано с путевыми работами. А может быть, сейчас ужесточили правила. Ранее в ТЧ-3 «Измайлово» и ТЧ-1 «Северное» получалось поснимать веер с более удачных точек.


15.


16. Красивое здание.


17. Далее мы отправились на дефектоскопную станцию. По дороге увидели вот этот небольшой тупичок, здесь перегружают грузы с автомобилей на мотовозы.


18. На путях веера, как я уже писал выше, несмотря на движение, велись активные путевые работы.


19.


20. Заглянем на дефектоскопную станцию.


21. Там нам продемонстрировали сами дефектоскопы.


22. И принцип их работы. С такими вот «тележками» путейцы ночью ходят по тоннелям, чтобы выявить возможные дефекты пути. Также существуют и вагоны-дефектоскопы, их периодически можно встретить и днём на линии.


23. Рампа тоннеля соединительной ветви на Кольцевую линию. Один из путей на время работ был разобран, да и техника мешала нормально снять. А так вообще левый путь ведёт на станцию «Белорусская», правый - на «Краснопресненскую».


24. А вдали с другой стороны расположен портал тоннеля ещё одной соединительной ветви. Он остался с 70-х годов, когда депо обслуживало Краснопресненский радиус ТКЛ. Ветвь ведёт на перегон «Улица 1905 года» - «Беговая».


25. Движемся обратно к главному корпусу. Слева, как можно догадаться по наличию здесь этого светофора, расположены службы и склады СЦБ и связи.


26. На территории, кстати, много зелени. Современные депо этим не балуют. Всё как на РЖД.


27. Детальки прошлого.


28. А эта ветвь примерно до середины 60-х годов служила гейтом между депо и железнодорожной станцией Москва-Товарная-Смоленская.


29. Ещё немного основного корпуса, уж больно он хорош!


30.


31. До закрытия гейта ветка продолжалась дальше и уходила вот в те ворота, пересекала Ходынскую улицу выходила к станции Москва-Товарная-Смоленская.


32. А ныне этот тупичок задействован для отстоя вагонов-тренажёров ПВС (метр. Пункт восстановительных средств). В качестве тренажёров представлены неходовые вагоны серий 81-703 и 81-720.


33. Возвращаемся в главный корпус. «Москва» на отдыхе. Внимательные читатели заметят слева кабели-«удочки». Поскольку на деповских путях (т.е. внутри депо) контактный рельс отсутствует, для питания вагонов используются они.


34.


35. А здесь обтачиваются колёсные пары вагонов.


36.


37. И стоит различная техника. Это, например, если мне не изменяет память, снегоуборочная машина.


38. Данный состав под напряжением, готовится выйти на маршрут.


39. А этот только вернулся с маршрута.


40. Та самая «удочка», подключённая к токоприёмнику вагона. При движении состава внутри корпуса депо, удочки по специальным полозьям на потолке движутся параллельно.


41. Проходим в следующий неф, здесь у нас, пожалуй, самое интересное. Сначала мы видим знакомый и всеми любимый вагон серии Еж3 или, как его прозвали в народе «Ёжик».


42. Салон. Судя по модернизации и характерным наклейкам, ещё в 2020-м году он работал на Таганско-Краснопресненской линии.


43. А вот это интереснейший экспонат. Единственный сохранившийся вагон типа И. В 1970-х годах было принято решение создать инновационный улучшенный вагон для метро с использованием новых технологий. Но ещё на этапе испытаний было выявлено немалое количество недостатков и серия была отбракована. Так что вагоны типа так и не поработали с пассажирами. К слову, несправедливо будет не рассказать, какой подвижной состав успел послужить в ТЧ-4.

Сначала это были 4-вагонные составы и вагонов типа Г (1954-1983), затем им на смену стали приходить 6-вагонные составы типа 81-717/714 (1978-2011), также известные как привычные нам «Номерные», в конце нулевых их стали постепенно менять на 4-вагонные поезда «Русич» 1-й модификации типа 81-740.1/741.1 и 2-й - 81-740.4/741.4 (2009-2021), к которой потом добавили 5-й вагон. И, наконец, в 2020 году уже им на смену пришли существующие поезда серии 81-775/776/777 «Москва-2020», которые и эксплуатируются в настоящее время.


44. К сожалению, из-за тесноты и толчеи не получилось снять кабину как-то иначе. После реставрации это вагон должен стать частью экспозиции Музея метрополитена, который, по слухам, могут в будущем организовать в старейшем московском депо «Северное».


45. Идём вдоль канавы. Взгляд назад. Справа поезд «Синергия-2», о нём чуть позже.


46. Сначала посмотрим на заходящий с парковых путей в депо поезд «Синергия-1» и пару слов о нём. Это не обычный поезд на каких возят пассажиров, а целый диагностический комплекс:

«...является уникальной лабораторией на колесах, спроектированной по заказу Московского метрополитена. Это единственный в России вагон-лаборатория, который позволяет контролировать все объекты железнодорожной структуры метрополитена.

С мая 2013 года «Синергия-1» проходила опытную эксплуатацию в электродепо «Красная пресня». Летом 2013 года состоялся первый рабочий выезд комплекса, в ходе которого им было обследовано состояние путей на Сокольнической линии.

Каждый день лаборатория проводит 4 часа под землей и проходит 70 км путей со средней скоростью 50 км/ч. Всего бригада комплекса провела более 1500 часов в лаборатории, обследовала 8 200 км путей и выявила 262 проблемных места.

Благодаря комплексу более 95% проблемных мест было своевременно устранено. Основными причинами неполадок на путях являются: отступление в содержании пути и контактного рельса, дефекты рельсов и негабаритность. До появления «Синергии-1» для выявления этих проблем требовалось три отдельных вагона-лаборатории.

Бригада комплекса составляет 11 человек. Они отслеживают показания различных приборов на экранах мониторов. Все показания фиксируются в электронном виде. За 11 месяцев работы оборудование комплекса обработало более 11 137 терабайт данных.

Диагностический комплекс осуществляет проверку геометрических параметров рельсовой колеи и ультразвуковую дефектоскопию рельсов всех типов для выявления в них дефектов и повреждений, проверку габаритов различного оборудования, размещенного в тоннелях метрополитена, в том числе габаритов и температуры контактного рельса. Ультразвуковой дефектоскоп смонтирован под днищем вагона. Минимальный размер неполадки, которую может определить аппаратура - 5 мм.

«Синергия-1» оборудована тепловизором, способным отслеживать нагрев всей машинерии тоннеля и несколькими мощными видеокамерами для близкого визуального наблюдения за путями и кабельной сетью.На переднем торце вагона размещен лазерный сканер, передающий оператору детальное 3D изображение тоннеля. С его помощью можно вычислить, где свод проседает, или где есть риск протечки» (источник).


47. Зашёл и встал рядом со своей более современной сестрицей.


48. Новый диагностический поезд-лаборатория «Синергия-2» был запущен в 2015-м году. Вот что рассказали о нём тогда на портале «Московский транспорт»:

«...Новый диагностический поезд-лаборатория «Синергия-2» позволит дистанционно контролировать исправное состояние путей и устройств в тоннелях и оперативно устранять возможные неисправности.

«Синергия-2» будет курсировать в течение дня вместе с другими поездами по всем линиям метрополитена. Однако проехаться на нем у пассажиров не получится. В его вагонах разместилась лаборатория, оборудованная по последнему слову техники. Одиннадцать специалистов будут ежедневно контролировать все параметры, поступающие к ним со специальных датчиков в режиме онлайн.

Каждый день мобильная лаборатория будет проводить под землёй не менее 4 часов и проверять в среднем 80 км пути со скоростью 50 км/ч, что равносильно работе 100 монтёров-обходчиков Службы пути. Автоматизированное измерение и регистрация выявленных замечаний позволяют полностью исключить человеческий фактор при поиске и обнаружении неисправностей.
На вагонах «Синергии» размещены инфракрасные датчики, лазерно-оптические измерители, тепловизоры, видеорегистраторы высокого разрешения, системы пространственного сканирования и многие другие современные приборы. Они способны выявлять малейшие недочёты в параметрах рельсового полотна. Ведь трещина на рельсах, толщиной всего несколько миллиметров уже может представлять угрозу безопасности. Оборудование нового поезда позволяет распознавать сколы и трещины, толщиной всего несколько нанометров (в десять раз тоньше человеческого волоса).

Инфракрасные тепловизоры «Синергии-2» замеряют тепловое состояние всей аппаратуры и кабелей, размещённых в тоннелях метрополитена. Это позволяет предупреждать возможные случаи возникновения задымлений. А специальные термографы позволят выявить малейшую течь в тоннеле.

Все обнаруженные замечания регистрируются специалистами диагностической лаборатории «Синергия-2» и устраняются службами метрополитена в кратчайшие сроки.

Новый диагностический поезд станет вторым по счёту в московском метро и придёт на помощь уже работающему комплексу «Синергия-1». Поезд «Синергия-2» существенно облегчит задачу планирования текущих ремонтов и повысит безопасность движения поездов».

Красавец же!


49.


50. А эти «Номерные», как я понимаю, составляют здесь что-то вроде базы запаса.


51. В детстве они казались такими новыми и современными...


52. А ещё здесь есть всякие интересные штуковины.


53.


54.


55. Здесь подвижной состав проходит водные процедуры.


56. А ещё на стене висят симпатичные часики.


57.


58.


59. Экскурсия подходила к концу, пора было уезжать.


60. Вот на этом поезде, который отвёз нас прямиком на «Краснопресненскую».


61. Салон.


62. Ну и, коли уж не удалось нормально погулять у веера, то поснимал его через окно по пути к порталу.


63. Красивый веер парковых путей.


64. И красивое депо. Особенно понравились деревянные ворота.


65.


66.


67. И напоследок мотодепо. Здесь осуществляется дневной отстой, профилактический ремонт и обслуживание МРТ (моторно-рельсового транспорта), прицепных агрегатов и платформ Московского метрополитена на территории электродепо «Красная Пресня». Из-за небольших размеров мотодепо часть МРТ находится в основном корпусе, мы с вами видели это в начале повествования.


И на этом всё. Надеюсь, что вам было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

депо, метро, ТЧ-4, Пресня, фото, Россия, Москва, Красная Пресня

Previous post Next post
Up