Трамвайное депо имени Русакова (Новосокольнический трамвайный парк)

Nov 21, 2022 18:14

Приветствую вас, дорогие друзья!

Сокольники никак не отпускают. Точнее сказать, я не то, чтоб планировал в ближайшее время продолжать цикл об этом районе, но не так давно мне довелось узнать, что раз в месяц проводятся вполне себе официальные экскурсии в трамвайное депо имени Русакова, про которое я уже упоминал в рассказе о летней прогулке по району. И, разумеется, я не мог упустить возможности побывать там и увидеть своими глазами живую историю, тем более, что все столичные трамвайные депо (ну, кроме нового Краснопресненского в Строгино) уже в ближайшем будущем ждёт судьба депо Апакова на Шаболовке, т.е. перестройка в безликое собянинское утилитарное непотребство.

Да, возможно, административные корпуса и сохранят, но всё остальное уж точно ждёт незавидная судьба. И в этой связи, конечно, было бы просто преступно упустить возможность увидеть собственными глазами сохранившее дух времени хозяйство изнутри, что я и осуществил в прошлый четверг, а теперь хочу поделиться увиденным с вами. Берите чай/кофе/что покрепче, усаживайтесь поудобнее и поехали!

1. Пройдя через проходную, первым делом мы увидели главный производственный корпус. Его левая часть построена ещё до революции, правая (за кадром) пристроена уже в советское время при расширении производственных мощностей.



2. Хотя, я уже упоминал об истории появления этого депо, но думаю, что лишний раз было бы не лишним вновь процитировать замечательный сайт о Московском трамвае:

Знаменитые Сокольники в Москве стали особенно известны в конце XIX и начале XX веков в связи с бурным развитием промышленности. С появлением общественного транспорта линия от центра Москвы через Каланчёвскую площадь с её железнодорожными вокзалами играла огромную роль, именно на этой линии был самый большой пассажиропоток. Поэтому трамвай появился в Сокольниках в самом начале века, и вагоны выходили на линию из ворот Сокольнического парка, который очень скоро был переоборудован в главные вагоноремонтные мастерские для всего трамвая Москвы (ныне это уже знакомый нам завод СВАРЗ). Так возникла задача построить новый трамвайный парк. Он был заложен на правом берегу реки Яузы в строительный сезон 1910 года.

Строительство осуществлялось по типовому для того времени проекту, который включал: производственный корпус, состоящий из нескольких сараев, в котором располагалось 20 смотровых канав и другие производственные помещения; дом администрации и трёхэтажный жилой дом для служащих парка со встроенным магазином. Ново-Сокольнический парк был рассчитан на эксплуатацию 160 трамвайных вагонов.

Строительство осуществлялось в годы самого мощного подъёма российской экономики, и потому сооружение нового парка было недолгим. Уже 16 октября 1912 г. состоялось открытие Ново-Сокольнического трамвайного парка. Новый трамвайный парк был оснащён новыми трамвайными вагонами. Инвентарный парк состоял из 100 трамвайных вагонов как зарубежного, так и отечественного производства. В то время Мытищинский и Коломенский вагоностроительные заводы выполняли заказ Москвы и московский трамвай заполнял этими вагонами строящиеся трамвайные парки.

Фото взято с Викимапии.


3. Коллектив нового трамвайного парка формировался из тех, кто работал в старом Сокольническом парке, ведь новый парк пока использовался как стоянка. Вместе с тем производственные площади осваивались, и постепенно парк становился настоящим эксплуатационным предприятием.

О том, что парк быстро сформировался как эксплуатационное транспортное предприятие, свидетельствует тот факт, что уже через 4 года коллектив Ново-Сокольнического трамвайного парка стал ярким примером организованности и сплочённости. Объявленная в декабре 1916 г. в защиту кондуктора М. К. Ермаковой забастовка, поддержанная всеми трамвайщиками Москвы, закончилась восстановлением Ермаковой на работе.

Трамвайщики Ново-Сокольнического парка активно участвовали в жизни своего района. Известно их участие в событиях 1917 года и последующей затем гражданской войны. Они активно поддерживали одного из руководителей Сокольнического райсовета И. В. Русакова, именно поэтому Ново-Сокольнический трамвайный парк в 1921 году получил его имя.

В тяжёлые годы после окончания революций и гражданской войны коллектив депо им. Русакова одним из первых трамвайных предприятий Москвы осваивает производство малых периодических ремонтов подвижного состава. Депо им. Русакова в то время характеризовалось высокими темпами восстановления подвижного состава. В 1927-1928 гг. депо было реконструировано и расширено. Был пристроен 6-й вагонный сарай, и производственный корпус стал иметь 32 смотровых канавы. Расширен веер путей.

В 1930-е годы проводится замена вагонов на новые и пополнение парка. К началу Великой Отечественной войны депо становится самым большим трамвайным предприятием СССР, в нём эксплуатируется 431 пассажирский вагон, вагоны депо перевозят ежедневно более 800,0 тыс. пассажиров по 20 трамвайным маршрутам.

Все канавы правее 11-й на фото как раз пристроены в советское время.


4. С началом Великой Отечественной войны многие работники депо ушли на защиту Отчизны от немецких захватчиков. Территория депо стала настоящим полем боя с вражеской авиацией: с крыши вагонных сараев зенитчики вели обстрел самолётов врага. В одном из боёв от фашистских бомб погиб, защищая Москву, весь расчёт зенитчиков.

В это же время в цехах депо выполнялись задания по производству некоторых видов военной продукции. Работники депо участвовали в сооружении оборонных рубежей столицы. Закончилась война, и коллектив депо приступил к восстановлению подвижного состава и его модернизации. Одновременно началась реконструкция депо. Её необходимость была вызвана тем, что депо было построено на низменном правом болотистом берегу реки Яузы. Каждый год с приходом весны разливавшаяся Яуза затапливала территорию депо. В отдельные годы приходилось выводить подвижной состав на прилегающие улицы и переулки, проезд по территории депо и вывоз жильцов из домов производился на лодках.

Проведённая реконструкция не только избавила депо с 1957 г. от постоянных подтоплений, но и позволила улучшить социально-бытовые условия на предприятии: появились бытовки, была открыта поликлиника.

Одновременно с реконструкцией депо началось техническое оснащение предприятия новым технологическим оборудованием, совершенствовались технологические процессы ремонта и осмотра вагонов.

В 1951 г. коллектив депо первым на московском трамвае внедрил дневной осмотр вагонов вместо ночного, что значительно облегчило условия труда, дало значительную экономию и улучшило качество осмотра вагонов.

В 1953-1955 гг. вагоны оборудовались стеклообогревом, пневматическими стеклоочистителями, обогревательными устройствами в кабине водителя.

Отличительной особенностью коллектива работников трамвайного депо им. Русакова является то, что через их руки прошли все типы трамвайных вагонов, когда-либо эксплуатируемых в Москве: до 1965 г. в депо эксплуатировались вагоны Ф и КМ с прицепами С, с 1965 г. по 1974 г. - вагоны МТВ-82, с 1974 г. по 1997 г. - вагоны Т-3, с 1990 г. - вагоны 71-608К и 71-608КМ, с 2002 г. - КТМ-19 и с 2011 г. - ЛМ-2008.


5. Каждый раз, когда поступали вагоны нового типа, коллективу предприятия приходилось проводить реконструкцию производственных цехов и участков, создавать новые производства, осваивать новую продукцию. При этом производственная база депо постоянно приобретала новые черты, появлялись новые машины и механизмы. Одним из первых депо ввело в эксплуатацию механизированную моечную машину для подвижного состава, внедрило разработанную киевским Институтом сварки им. Патона установку для наплавки изношенных бандажей колёсных пар. Трамвайное депо им. Русакова было единственным предприятием на московском трамвае, освоившим производство пластмассовых подшипников скольжения.

Депо проводило реконструкцию производственной базы в 1964-1965 гг. для эксплуатации вагонов МТВ-82, в 1972-1976 гг. - для эксплуатации вагонов Т-3. Сегодня депо перешло на эксплуатацию вагонов производства Усть-Катавского вагоностроительного завода 71-608К и 71-608КМ. И вновь работники депо трудятся над тем, чтобы освоить эксплуатацию этой новой для Москвы техники.

За последние годы облик депо им. Русакова изменился. Произведённая реконструкция крышевых фонарей, ремонт путевого веера, обновлённый парк трамвайных вагонов сделали это предприятие одним из лучших предприятий общественного транспорта. В настоящее время депо эксплуатирует пассажирские вагоны моделей 71-623-02 и 71-931М «Витязь-М», а также различные типы служебных, включая уникальный поезд-путеизмеритель на базе вагонов Tatra T3.

На самом деле 71-623-02 (они же «Морковки») здесь уже не эксплуатируются.


6. Бюст Русакову на территории депо.


7. Бывший главный административный корпус, в котором также располагалась столовая. Здание построено в 1912 году. Перестраивалось в 1920-1930-х гг.


8. Изначально оно выглядело вот так (источник).


9. Нынешний главный административный корпус депо, построенный в том же 1912-м году как жилой дом для работников.


10. Вот как здание выглядело в самом начале (источник). Сейчас несколько видоизменилось.


11. На территории довольно уютно, много растительности. Это присуще только старым транспортным предприятиям, сейчас так не делают.


12.


13. Памятник работникам трамвайного депо, павшим в Великой Отечественной войне. 128 работников депо ушли добровольцами на фронт, 27 из них не вернулись с полей сражений. Также сотрудники предприятия активно работали в тылу: осуществляли перевозку пассажиров, военных грузов, выполняли задания по производству некоторых видов военно-технической продукции, участвовали в возведении оборонительных сооружений Москвы. В основу конструкции заложено два вертикально стоящих рельса.


14. Вагон-снегоочиститель модели ВТК-01, выпущенный Куйбышевским ремонтным трамвайно-троллейбусным заводом в 1988 году. Для них как раз сейчас начался сезон.


15.


16. Общий вид территории.


17. Выполнив работу, остановился перед заходом на канаву.


18.


19. Небольшое здание в кадре - пункт въездного контроля, за ним расположены ворота второстепенной парковой линии, которая заходит в депо с улицы Матросская Тишина. Справа расположено внутреннее трамвайное кольцо для разворота на территории депо. А ещё здесь сохранилась брусчаточка!


20.


21. К нашему красавцу-снегочисту присоединяется «Витязь-М».


22. И тут же идёт на разворот на кольцо.


23. Вжух и готово!


24. А следом едет служебный красавец Tatra T3SU, который служит в Русаковском депо жёлобоочистителем. Вагон построен в 1985 году и первоначально зачислен в депо имени П.Л. Апакова. Указанием Главмосгортранса № 34-04 от 14.04.1986 передан на ТРЗ для переоборудования в вагон-снегоочиститель.
22.05.1987 зачислен в депо имени И.В. Русакова.


25. Сейчас только служебные Татрочки и остались.


26. Красавец.


27.


28. Ещё разок бросаем взгляд на главное административное здание.


29. И пора внутрь. Сначала осмотрим канавы, построенные при Союзе.


30. Вагон-рельсошлифовальщик РШМв-1, построенный в 1995 году на Воронежском ремонтном трамвайно-троллейбусном заводе на базе КТМ-5.


31. Здесь же всякая другая служебная техника и несколько музейных вагонов.


32.


33. Музейный вагон БФ № 932. Двухосный моторный вагон, построен на Коломенском заводе в 1927 году. При поступлении в Москву получил № 932, под которым работал в Краснопресненском депо до списания 24.09.1965. В 1965-1988 работал буксиром на СВАРЗе, затем на ТРЗ под № 3424. В 1988 восстановлен как исторический вагон с № 934. В 2001 вагону возвращён его исторический номер № 932.


34. В кабине управления довольно аскетично. И работал вагоновожатый стоя.


35. Салон.


36.


37. Жаль, что из-за тесноты сложновато снимать вагоны внутри корпуса.


38. Часть музейных вагонов сейчас уехали в депо Баумана готовиться к параду в следующем году (зачем так сильно заранее - неясно), но некоторые ещё не увезли, они стоят в том же ряду.


39. Данный грузовой спецвагон-башня № 3075 был изготовлен на СВАРЗе в базе пассажирского вагона типа Ф 1907-1914 гг. выпуска (точный год и исходный номер не установлены). Эксплуатировался в Краснопресненском депо, первоначально в качестве вагона для обследования и ремонта КС, а затем в качестве буксира жёлобоочистительной тележки. По окончании эксплуатации в 2004 году был передан в музей. Восстановлен на СВАРЗе в 2016 году.


40. А рядышком у нас притаился вагон конки. Правда, без лошадок. Внизу у нас салон первого класса, на крыше для простого люда. Но, следует отметить, что дам наверх не пускали. Из соображений морали.


41. Салон первого класса.


42.


43. Слева Tatra T3SU выпуска 1971 года, ещё первой серии, двухдверная.


44.


45. А ещё у нас здесь реплика, но очень неплохо сделанная, вагона типа С (Сокольнический). Создан в 2019 году для музейных целей по образу вагонов С, которые строились на Сокольническом вагоноавторемонтном заводе.


46. Салон.


47.


48. И Татрочка из окна вагона-реплики. В саму Татру, к сожалению, не пускали, т.к. она опечатана для передачи в Бауманское депо для подготовки к параду.


49. Цех. Внимательные читатели увидят в правом углу бывшую курилку, которая использовалась по прямому назначению до запрета курения на терриитории.


50. Теперь это просто скамеечка для отдыха вот под таким интересным козырьком.


51. Охрана труда - наше всё!


52. Осторожно, окрашено!


53. Перебираемся в дореволюционную часть корпуса.


54. Здесь ничего музейного нет, обслуживается только действующий подвижной состав.


55.


56. Здесь обтачивают колёсные пары.


57. А ещё здесь живёт вся снегоуборочная техника. ВТК-01 № 0516 выпуска 1995-го года.


58. ГС-4, выпущенный в 1974-м году Горьковским ВАРЗом.


59. ГС-4 Куйбышевского ремонтного трамвайно-троллейбусного завода. Когда выпущен не знаю, но в период 1975-1988 гг.


60. ВТК-01 № 0514 1988 года выпуска и уже знакомый нам его одногодка № 0515 той же модели. Его мы видели на улице.


61. Мои любимые фонари LBL в депо присутствуют в большом количестве.


62. Ведущий экскурсии Дмитрий Аксёнов, главный специалист Центра профориентации метрополитена и экскурсанты.


63.


64.


65. Работа кипит. Ведётся обслуживание полупантографов.


66. Приятный свет.


67. А здесь подвижной состав «принимает ванну».


68. Проще говоря, это моечный цех.


69. А нам пора обратно на улицу. Вот через эти ворота.


70. Там нас встретил морозный ноябрьский закат и, конечно, трамваи, готовящиеся к выходу на линию и не только.


71.


72. Приближался вечерний пик, вагончики потихоньку готовились выйти на маршруты.


73. Но некоторые просто отдыхали в ожидании.


74. На заднем плане СИЗО «Матросская тишина». Вот такое соседство.


75. Производственный корпус.


76. А ещё на улице стояли буксиры. Вагон типа 71-608КМ № 0530. Выпущен Усть-Катавским вагоностроительным заводом имени С.М. Кирова в июне 1996 г.


77. Его собрат № 0528. Выпущен в сентябре 1995. Также служит буксиром.


78. 71-608КМ (КТМ-8М) № 5001. Построен в 1996 году, перестал ходить с пассажирами в 2001. В 2005 году в депо им. Русакова проходил переоборудование в учебный вагон с переделкой на РКСУ. В 2010 использовался для восстановления сгоревшего 2105.


79. Пик близился, трамваи один за другим шли работать на линию.


80. Выезд на Русаковскую набережную.


81. Ну, а наша экскурсия тоже подошла к концу и на этом красавце мы отбыли из депо на маршрут.


На этом на сегодня всё. Надеюсь, что вам было интересно. А тем, кому интересно увидеть это воочию - настоятельно рекомендую побывать пока не пришли реноваторы. Ссылку с пояснениями всем желающим могу дать в комментариях или в личку. Ну, а теперь спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Сокольники, депо, архитектура, транспорт, история, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Россия, Москва

Previous post Next post
Up