Экстремальная прогулка вдоль Яузы

Nov 15, 2022 14:05

И вновь приветствую вас, дорогие друзья!

Сегодня у меня творческий бум, поэтому, как и обещал, вашему вниманию представляется завершающий цикл рассказ о долгом дне 30 июля сего года. После Сокольников, Электрозавода и Будёновского посёлка, мы со Стасом, дабы не терять время, взяли такси и рванули на нём до Глебовского моста, соединяет улицу Олений Вал с Богородским Валом, чтобы спуститься к Яузе напротив набережной Ганнушкина и направиться вдоль её долины к бывшему заводу «Красный богатырь», который ныне представляет из себя БЦ с торгово-офисными площадями. И, поход, надо сказать, вышел довольно непростым, если не сказать экстремальным, т.к. несмотря на закрытие промзоны и свободный доступ на территорию через официальные входы, берега Яузы в тех местах оказались совершенно дикими и труднопроходимыми. Но обо всём по порядку. Берите чай/кофе/что покрепче, усаживайтесь поудобнее и будем гулять!

1. Начали мы этот поход, как я уже упоминал выше, от Глебовского моста. Он был построен в 1982 г. организацией «Мостопоезд № 426» (сейчас - МТФ «Мостоотряд № 114») на спрямлённом русле реки взамен деревянного моста с тем же названием, построенного в 1924 г. (в свою очередь, до него здесь чуть севернее находился мост, построенный ещё в XIX в.).

Получил свое название по Глебовской плотине (по которой, кстати, названа и расположенная более чем в километре отсюда Глебовская ул.).

Длина моста 28 м, ширина - 18,5 м. Мост однопролётный, балочный, металлический. Перильное ограждение металлическое сварное, на железобетонных опорах.

Раньше (до 2000 г.) здесь заканчивалась набережная Яузы, теперь продлённая до проспекта Ветеранов. На некоторых картах мост назван Оленьим, однако, после сооружения в 2001 г. нового моста на трассе, соединяющей проспект Ветеранов и Богатырский мост с набережной Ганнушкина, получившего название «Олений», с названиями может возникнуть путаница. В зарослях на фото, кстати, скрывается устье Оленьего ручья, что образует каскад прудов в парке Сокольники.



2. Отдохнув 10 минут на лоне природы, мы двинулись в путь на север. День уже потихоньку клонился к закату, поэтому время терять было нельзя. Самый сложный участок нужно было преодолеть при свете.


3. Олений мост. Здесь Проектируемый пр. № 1889 (слева) и набережная Ганнушкина (кстати, названа в 1976 году в память о Петре Борисовиче Ганнушкине (1875-1933) - враче-психиатре, создателе службы психиатрической помощи. На набережной находится Психиатрическая больница № 4 им. Ганнушкина. Прежнее название - Потешная наб. - по Потешной ул.) переходят в проспект Ветеранов.


4. А Яуза после моста уходит в сторону и её берега становятся полностью естественными.


5. Снегосплавной пункт - очистное сооружение дождевой канализации «Богатырское № 3» ГУП «Мосводосток».


6. Двигаемся обратно к Яузе.


7. И пересекаем её через пешеходный мостик.


8. Вот этот.


9. Довольно симпатичный. Рядом также строится автомобильный мост, который соединит очередным Проектируемым проездом проспект Ветеранов с Краснобогатырской улицей.


10. Ну, а дальше город отступает и берега Яузы становятся дикими, но ещё вполне проходимыми. Есть тропинки, народ выгуливает собачек или просто отдыхает у реки.


11.


12. Но, чем дальше мы шли, тем берега становились всё более труднопроходимыми.


13. Небольшой островок.


14. Ну, а дальше мы упираемся в бывшую промзону. Слева территория бывшего завода, а ныне БЦ «Красный Богатырь», справа территория Московского инновационного университета.


15. Здесь двигаться уже совсем непросто. Чуть оступишься и искупаешься в Яузе.


16. Яуза здесь довольно бурная.


17. Рядом с устьем Богородского ручья пришлось лезть наверх вдоль бетонного забора. Хорошо, что там есть деревья в помощь.


18. Устье Богородского ручья. Своё начало ручей берёт в районе современного стадиона «Алмаз», длина ~ 1,7 км, полностью протекает в коллекторе. Своё название ручей получил во второй половине XX века по бывшему селу Богородское.


19. Местные красоты.


20. Дальше начались буреломы, двигаться стало ещё сложнее. По правую сторону здесь тянется уже территория БЦ «Вилла Рива», расположенного на территории бывшего завода полиграфической фольги. Пишут, что это было единственное производство полиграфической фольги на территории СССР, со своей лабораторией и своими разработками в этой области.


21. Далее уже по обе стороны идёт территория «Красного богатыря», но экстрим - так экстрим. Мы решили не пользоваться цивильным мостом для автомобилей, а телепортироваться на другой берег по вот этому трубопроводному мосту.


22. Да, мы не ищем лёгких путей.


23. Вжух и готово!


24. И вот мы на территории бывшего завода «Красный богатырь». На правом берегу Яузы в основном советские производственные постройки, переоборудованные под офисы, склады и прочая.


25. Бывшая котельная завода с дымовой трубой (1946 г.). Судя по всему, до сих пор действует для нужд БЦ.


26. Рядом стоянка такси. Целых и не очень.


27. Бывшее административное здание со стеклоблоками.


28. Эстетика стеклоблоков. Они здесь даже разноцветные.


29. Котельная и бывшее производственное здание (1958 г.). Теперь там пункт выдачи Самсунгов.


30. Это же здание со стороны Яузы. Довольно интересное.


31. Если мне не изменяет память, это боковой фасад дореволюционного главного здания завода. Оно огромное.


32. По автомобильному мостику переходим на его сторону.


33. Здание в большей или меньшей степени подверглось реконструкции с переоборудованием под различные склады, лофты, магазины, офисы и т.д.


34. В целом, получилось довольно симпатично. Главное, что не снесли. А то ведь хотели.


35. Это всё одно здание (кроме трансформаторной подстанции слева).


36. Корпус был построен в 1911 году. Архитектор Густав Августович Гельрих.


37. Подстанция с симпатичным старым светильником.


38. И старыми керамическими изоляторами.


39. Здесь, наверное, следует упомянуть и об истории предприятия:

После реформы 1861 г. богородские крестьяне стали распродавать свои земли под дачи, чему способствовала близость Сокольников и Лосиного острова. Активное строительство дач сопровождалось промышленным развитием Богородского. К началу XX в. между главной улицей села и левым берегом Яузы сформировалась промышленная зона. Расположенная здесь ткацкая фабрика «Джон Гутчесон и К» в 1887 г. была приобретена Московским товариществом резиновой мануфактуры.

В 1888 г. новый завод начал выпускать шланги, пожарные рукава, детские игрушки, ремни, кольца, разные галантерейные и хирургические предметы. С 1890 г. здесь стали изготавливать резиновую обувь. Владельцами резиновой мануфактуры были крупные московские банкиры Л. С. Поляков, Б. А. Гивартовский, К. И. Редер.

Во 2-й половине 1900-х гг. предприятие было охвачено промышленным кризисом, который был усугублён финансовым кризисом банков одного из основных владельцев Л. С. Полякова. В результате оно оказалось банкротом. В 1908 г. Правительство на базе трёх ранее принадлежавших Полякову банков учредило Соединённый банк, председателем Правления которого стал представитель Министерства финансов граф В. С. Татищев. В 1910 г. на базе старого предприятия Соединённым банком было организовано франко-русское акционерное общество «Богатырь», среди акционеров общества были крупные французские банки, императрица Александра Фёдоровна, Г. Распутин, многие министры. Среди выпускаемой заводом продукции особенно славились галоши, которые с 1911-1912 гг. производились по новейшей шведской технологии.


40. С юга владение общества «Богатырь» граничило с участком красильной фабрики Генке, корпуса которой были выстроены в начале 1910-х гг. (сохранился главный каменный корпус, Краснобогатырская ул., 10). Ниже по течению Яузы располагались ещё две небольшие текстильные фабрики на месте будущего кожевенного комбината (Краснобогатырская ул., 38).

Главный корпус завода, как уже говорилось выше, построен по проекту архитектора Г. А. Гельриха.

После Октябрьской революции, в 1918 г., предприятие национализировали и переименовали в Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь». В 1923 г. завод получил название «Красный богатырь». С 1927 г. организовано конвейерное производство, площадь завода существенно расширена, к складам на противоположном берегу Яузы по руслу прежнего ручья от Окружной железной дороги проложена железнодорожная ветка. В 1971 г. завод был награждён орденом Ленина.

Вплоть до конца 1980-х годов предприятие процветало, производство расширялось, использовались новая техника, методы, материалы. Моделировались и выпускались разные виды резиновой обуви - ботинки мужские, женские и детские, сандалии, ботфорты для охоты и рыбалки. Продукция предприятия была широко известна в Советском Союзе и экспортировалась за рубеж в развивающиеся страны.

Однако в 1990-е гг. производство стало стабильно сокращаться, а в середине 2000-х гг. было полностью остановлено. 30 апреля 2004 г. завод был окончательно закрыт, а последние рабочие (около 500 человек) были выставлены на улицу сменившейся в начале 2000-х гг. администрацией завода.

В начале 2000-х гг. существовал проект застройки территории бывшего завода многоэтажными жилыми домами, которые располагались бы по обеим сторонам реки Яузы и были бы соединены между собой арками, однако он так и не был реализован.

В 2020 г. началась реновация территории завода. Частично снесена каменная ограда со стороны Краснобогатырской ул. Одно из зданий полностью отремонтировано и в нём открылись различные заведения.


41. Вновь переходим Яузу и идём на поиски уникального артефакта - моста упомянутой выше железнодорожной ветки.


42.


43. Ещё немного эстетики стеклоблоков. Разноцветных.


44. И с разным рисунком.


45. И наконец мы у цели.


46. Это и есть бывший мост железнодорожного подъездного пути от станции Белокаменная МОЖД к заводу «Красный богатырь». Сама железнодорожная ветка прекратила свою деятельность, по-моему, ещё раньше завода и была окончательно разобрана в 2007 году. Хотя, кое-какие артефакты от неё сохранились.


47. Но этот мост было увидеть практически невозможно, т.к. территория была закрытой, а со стороны соседнего автомобильно-трамвайного Богатырского моста (на фото), территория до недавнего времени была закрыта металлическими щитами.


48. Вот такой вот интересный артефакт, посмотрев на который, мы покинули территорию бывшего завода. Причём, тоже не без экстрима с отгибом колючей проволоки, ибо идти через официальный выход не в наших традициях.


49. Бонусом - красивая опора ЛЭП на Звёздном бульваре, куда мы решили затем доехать и немного посидеть в сквере.


50. Эскалатор станции метро «Алексеевская», где мы по традиции завершили наш поход. Снял его, потому что скоро, по слухам, станция будет закрыта как раз на замену эскалаторов и в таком виде он станет историей. Так что пусть будет.


51. И на этом всё.


Надеюсь, что вам было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, Богородское, история, фото, прогулки, промзона, Сокольники, метро, архитектура, подъездные пути, Алексеевская, краеведение, промышленность, малые реки, Останкино, Россия, Яуза, Москва

Previous post Next post
Up