Приветствую вас, дорогие друзья!
Как и обещал, продолжаем виртуальную летнюю прогулку от метро «Красносельская» до Электрозавода через уютные уголки Сокольники. В
прошлый раз мы с вами остановились в северной части улицы Матросская Тишина неподалёку от одноимённой тюрьмы и конструктивистского квартала авторства Мотылёва, а закончили непосредственно на бывшем доходном доме дореволюционной постройки, который осмотрели со двора.
1. Сегодня начнём с того, что посмотрим на него с фасада, со стороны улицы Матросская Тишина.
2. Дом, напомню, построен в 1912 году.
3. Идём дальше в сторону Стромынки, справа сразу за СИЗО (жёлтое здание в кадре) начинается территория психиатрического стационара им. В. А. Гиляровского - филиала психиатрической клинической больницы № 4 им. П. Б. Ганнушкина, которая примыкает к территории депо им. Русакова.
4. Бизнес-центр «Технономик», расположенный в здании 1928-го года постройки.
5. Стромынка прямо и налево, но туда пойдём не сразу. Здесь парковая трамвайная линия поворачивает в безымянный проезд между территорией психиатрической больницы и территорией Российского технологического университета (бывшего кампуса МГУПИ, присоединённого в 2014-м году к РТУ МИРЭА).
6. Вот такая уютная улочка. Слева территория МИРЭА, справа больницы. Это, как уже сказано выше, бывшая психиатрическая больница № 3 им. В. А. Гиляровского. Прежние названия: Московский доллгауз (с 1808 г.), Преображенская больница (с 1838 г.), Московская психиатрическая больница № 1 (с 1921 г.), Московская психиатрическая больница № 3 (с 1951 г.)
При Петре I в этих местах была парусная фабрика и матросская слобода при ней. Здесь же была устроена т. н. тишина (возможно, то же, что слобода) - поселение санаторного типа для реабилитации отставных матросов, у многих из которых наблюдались душевные расстройства. По этой «тишине» и названа улица, на которой она находится.
Больница построена в 1804-1808 гг. (архитектор И. А. Селехов) как «дом для сумасшедших». В 1812 г. доллгауз был разграблен солдатами наполеоновской армии. 31 мая 1838 г. по ходатайству главного врача больницы В. Ф. Саблера император Николай I подписал Положение о переименовании доллгауза в Преображенскую больницу для душевнобольных. Это событие стало вехой в истории отечественной медицины, знаменуя начало развития в России научной психиатрии, рассматривавшей сумасшествие как болезнь. В 1878 г. больница была расширена за счёт пристроек и надстроек, а в 1904 г. - за счёт Котовской усадьбы на Потешной набережной р. Яузы.
В XIX веке больница получила широкую известность и стала местом паломничества населения в связи с тем, что здесь находился на лечении (1817-1861 гг.) И. Я. Корейша, слывший провидцем и чудотворцем. В 1906 г. на базе больницы Н. Н. Баженов основал кафедру психиатрии Московских Высших женских курсов; в дальнейшем она была клинической базой различных московских медицинских институтов. Здесь работали психиатры - А. У. Фрезе, Л. В. Рагозин (в 1888-1908 гг. директор медицинского департамента Министерства внутренних дел Российской империи), А. С. Кронфельд, Е. К. Краснушкин, В. А. Гиляровский (с 1978 г. больница носит его имя; установлена мемориальная доска).
В 1909 г. к столетию больницы на её старейшем корпусе установлена мемориальная доска. С 1972 г. в больнице существует музей, в котором собраны материалы по истории психиатрии. С 1 августа 2017 г. больница присоединена в качестве филиала (психиатрического стационара) к городской клинической психиатрической больнице № 4 им. П. Б. Ганнушкина.
7. Как я понял, эта линия используется редко как запасная, накат на рельсах слабый, основной заезд и выезд трамваев в/из депо осуществляется со стороны набережной.
8. Довольно глухой уголок. Поскольку было лето и все студенты были на каникулах, то единственной встреченной мною там живой душой был кот, который, впрочем, молниеносно ретировался от фотокамеры.
9. Здесь находится довольно примечательное дореволюционное здание, как-то связанное с почтой. Но это не почтовое отделение в классическом понимании, а что-то вроде склада хранения или перевалочного пункта.
10. Симпатичное здание.
11. Здесь можно встретить несколько артефактов из прошлого.
12.
13. Дворец спорта Российского технологического университета.
14. И въездные ворота на территорию депо. Дом на заднем плане расположен уже на другом берегу Яузы.
15. Взгляд внутрь через окошко. Извиняюсь за качество, окошко грязное.
16. И идём обратно. С этой стороны на уже знакомом нам здании расположен ещё один артефакт, вот такая симпатичная мозаика «Связь СССР».
17.
18.
19. Комплекс административно-офисных зданий.
20. И выходим на Стромынку. На её противоположной стороне расположился ещё один сохранившийся конструктивистский квартал.
21. Этот комплекс жилых и административных зданий построен в 1927-1928 гг. по проекту уже известного нам архитектора М. И. Мотылёва. Надо будет его как-нибудь отдельно поснимать.
22. Матросский мост над Яузой. Сооружён в 1954-1955 гг. на месте старого Матросского моста, построенного в 1906 г. и получившего название по находившейся здесь Матросской слободе. Соединяет улицы Преображенскую и Стромынку. Авторы проекта - инженер Б. Г. Наумов и архитектор Г. Г. Шахова.
23. На территории расположенного рядом филиала РТУ МИРЭА исторически располагалась бывшая Екатерининская богадельня и в центре территории можно и по сей день увидеть бывшую часовню, которая затем использовалась как погреба. К сожалению, вход на территорию был закрыт, поэтому пришлось довольствоваться вот таким кадром через забор.
24. Выходим на набережную. Матросский мост и Преображенский метромост на заднем плане. Открыт 31 декабря 1965 г. По конструкции - трёхпролётный мост длиной 330 м - самый короткий открытый московский метромост. Расположен на Сокольнической линии на перегоне между станциями «Сокольники» и «Преображенская площадь» (в 630 м от последней).
25. Русаковская набережная. Название присвоено в 1936 г. в память об Иване Васильевиче Русакове (1877-1921) - враче, революционном деятеле, погибшем при подавлении антибольшевистского Кронштадтского мятежа.
Русаков являлся одним из создателей Народного комиссариата здравоохранения, профсоюза медработников Москвы, первых в городе детсада, детдома, станций юных натуралистов и техников. Имя И.В. Русакова с 1922 г. носила Детская клиническая больница № 2, основанная в 1876 г. (в 1990-х гг. больнице было возвращено её историческое название - Детская городская клиническая больница им. Святого Владимира).
Современная набережная образована в 1936 г. из бывших Старой Дворцовой и Лагерной наб., в 1964 г. к ним присоединена бывшая Матросская наб.
Старая Дворцовая набережная получила название по бывшему загородному Покровскому дворцу царя Алексея Михайловича; Матросская - по находившейся здесь Матросской слободе; Лагерная - по месту расположения лагеря 2-го учебного карабинерского полка.
26. По правую руку начинается территория трамвайного депо им. Русакова. Иногда даже можно заглянуть внутрь, вот как здесь у главной проходной. На фото - основной производственный корпус. Нельзя не упомянуть и о богатой истории депо, которая начинается незадолго до Первой мировой войны. Знаменитые Сокольники в Москве стали особенно известны в конце XIX и начале XX веков в связи с бурным развитием промышленности. С появлением общественного транспорта линия от центра Москвы через Каланчёвскую площадь с её железнодорожными вокзалами играла огромную роль, именно на этой линии был самый большой пассажиропоток. Поэтому трамвай появился в Сокольниках в самом начале века, и вагоны выходили на линию из ворот Сокольнического парка, который очень скоро был переоборудован в главные вагоноремонтные мастерские для всего трамвая Москвы. Так возникла задача построить новый трамвайный парк. Он был заложен на правом берегу реки Яузы в строительный сезон 1910 года.
Строительство осуществлялось по типовому для того времени проекту, который включал: производственный корпус, состоящий из нескольких сараев, в котором располагалось 20 смотровых канав и другие производственные помещения; дом администрации и трёхэтажный жилой дом для служащих парка со встроенным магазином. Ново-Сокольнический парк был рассчитан на эксплуатацию 160 трамвайных вагонов.
Строительство осуществлялось в годы самого мощного подъёма российской экономики, и потому сооружение нового парка было недолгим. Уже 16 октября 1912 г. состоялось открытие Ново-Сокольнического трамвайного парка. Новый трамвайный парк был оснащён новыми трамвайными вагонами. Инвентарный парк состоял из 100 трамвайных вагонов как зарубежного, так и отечественного производства. В то время Мытищинский и Коломенский вагоностроительные заводы выполняли заказ Москвы и московский трамвай заполнял этими вагонами строящиеся трамвайные парки.
Коллектив нового трамвайного парка формировался из тех, кто работал в старом Сокольническом парке, ведь новый парк пока использовался как стоянка. Вместе с тем производственные площади осваивались, и постепенно парк становился настоящим эксплуатационным предприятием.
О том, что парк быстро сформировался как эксплуатационное транспортное предприятие, свидетельствует тот факт, что уже через 4 года коллектив Ново-Сокольнического трамвайного парка стал ярким примером организованности и сплочённости. Объявленная в декабре 1916 г. в защиту кондуктора М. К. Ермаковой забастовка, поддержанная всеми трамвайщиками Москвы, закончилась восстановлением Ермаковой на работе.
Трамвайщики Ново-Сокольнического парка активно участвовали в жизни своего района. Известно их участие в событиях 1917 года и последующей затем гражданской войны. Они активно поддерживали одного из руководителей Сокольнического райсовета И. В. Русакова, именно поэтому Ново-Сокольнический трамвайный парк в 1921 году получил его имя.
В тяжёлые годы после окончания революций и гражданской войны коллектив депо им. Русакова одним из первых трамвайных предприятий Москвы осваивает производство малых периодических ремонтов подвижного состава. Депо им. Русакова в то время характеризовалось высокими темпами восстановления подвижного состава. В 1927-1928 гг. депо было реконструировано и расширено. Был пристроен 6-й вагонный сарай, и производственный корпус стал иметь 32 смотровых канавы. Расширен веер путей.
В 1930-е годы проводится замена вагонов на новые и пополнение парка. К началу Великой Отечественной войны депо становится самым большим трамвайным предприятием СССР, в нём эксплуатируется 431 пассажирский вагон, вагоны депо перевозят ежедневно более 800,0 тыс. пассажиров по 20 трамвайным маршрутам.
С началом Великой Отечественной войны многие работники депо ушли на защиту Отчизны от немецких захватчиков. Территория депо стала настоящим полем боя с вражеской авиацией: с крыши вагонных сараев зенитчики вели обстрел самолётов врага. В одном из боёв от фашистских бомб погиб, защищая Москву, весь расчёт зенитчиков.
В это же время в цехах депо выполнялись задания по производству некоторых видов военной продукции. Работники депо участвовали в сооружении оборонных рубежей столицы. Закончилась война, и коллектив депо приступил к восстановлению подвижного состава и его модернизации. Одновременно началась реконструкция депо. Её необходимость была вызвана тем, что депо было построено на низменном правом болотистом берегу реки Яузы. Каждый год с приходом весны разливавшаяся Яуза затапливала территорию депо. В отдельные годы приходилось выводить подвижной состав на прилегающие улицы и переулки, проезд по территории депо и вывоз жильцов из домов производился на лодках.
Проведённая реконструкция не только избавила депо с 1957 г. от постоянных подтоплений, но и позволила улучшить социально-бытовые условия на предприятии: появились бытовки, была открыта поликлиника. Одновременно с реконструкцией депо началось техническое оснащение предприятия новым технологическим оборудованием, совершенствовались технологические процессы ремонта и осмотра вагонов.
В 1951 г. коллектив депо первым на московском трамвае внедрил дневной осмотр вагонов вместо ночного, что значительно облегчило условия труда, дало значительную экономию и улучшило качество осмотра вагонов. В 1953-1955 гг. вагоны оборудовались стеклообогревом, пневматическими стеклоочистителями, обогревательными устройствами в кабине водителя.
Отличительной особенностью коллектива работников трамвайного депо им. Русакова является то, что через их руки прошли все типы трамвайных вагонов, когда-либо эксплуатируемых в Москве: до 1965 г. в депо эксплуатировались вагоны Ф и КМ с прицепами С, с 1965 г. по 1974 г. - вагоны МТВ-82, с 1974 г. по 1997 г. - вагоны Т-3, с 1990 г. - вагоны 71-608К и 71-608КМ, с 2002 г. - КТМ-19 и с 2011 г. - ЛМ-2008.
Каждый раз, когда поступали вагоны нового типа, коллективу предприятия приходилось проводить реконструкцию производственных цехов и участков, создавать новые производства, осваивать новую продукцию. При этом производственная база депо постоянно приобретала новые черты, появлялись новые машины и механизмы. Одним из первых депо ввело в эксплуатацию механизированную моечную машину для подвижного состава, внедрило разработанную киевским Институтом сварки им. Патона установку для наплавки изношенных бандажей колёсных пар. Трамвайное депо им. Русакова было единственным предприятием на московском трамвае, освоившим производство пластмассовых подшипников скольжения.
Депо проводило реконструкцию производственной базы в 1964-1965 гг. для эксплуатации вагонов МТВ-82, в 1972-1976 гг. - для эксплуатации вагонов Т-3. Затем депо перешло на эксплуатацию вагонов производства Усть-Катавского вагоностроительного завода 71-608К и 71-608КМ. И вновь работники депо трудятся над тем, чтобы освоить эксплуатацию этой новой для Москвы техники.
За последние годы облик депо им. Русакова изменился. Произведённая реконструкция крышевых фонарей, ремонт путевого веера, обновлённый парк трамвайных вагонов сделали это предприятие одним из лучших предприятий общественного транспорта. В настоящее время депо эксплуатирует пассажирские вагоны моделей 71-623-02 и 71-931М «Витязь-М», а также различные типы служебных, включая уникальный поезд-путеизмеритель на базе вагонов Tatra T3.
27. Интересное дореволюционное здание, нависающее над тротуаром также относится к депо. Изначально в нём располагалась столовая для работников.
28.
29. Башенка.
30. Корпус 1930-го года.
31. На другом берегу напротив находится бизнес-центр «ЛеФорт», который расположен на территории бывшей ткацкой фабрики, которая изначально была образована под названием Товарищество шёлковой мануфактуры в Москве в 1881 году путём объединения нескольких уже существовавших шёлкоткацких фабрик в единое производство. В уставе Товарищества, Высочайше утверждённом 18 июля 1881 г., сказано следующее: «...для содержания и распространения действий шёлковой мануфактуры, известной под Фирмою «Мусси и Ко» принадлежащей Московскому первой гильдии купцу П. А. Мусси, и находящейся в гор. Москве, Лефортовской части, второго квартала, под № 152, учреждается Товарищество на паях, под наименованием «Товарищество шёлковой мануфактуры в Москве».
На фабрике имелись все отделения полного цикла шёлкоткацкого производства: шелкокрутильное, красильное, подготовительное, аппретурное, ткацкие мастерские, в том числе механические. Для нужд производства на берегу Яузы началось возведение капитальных кирпичных зданий высотой от 1 до 5 этажей по проектам известных русских архитекторов В. Г. Залесского и И. И. Кондакова (производственный корпус), закончившееся в 1914 году.
В 1916 году - Шёлко-ткацко-аппретурная фабрика Товарищества Шёлковой мануфактуры с числом работников более 2300 человек являлось одним из крупнейших текстильных предприятий в Москве.
После революции фабрика была национализирована и получила название Преображенская шёлкокрутильная и ткацкая фабрика. В 1926 году ей присвоено имя участника октябрьского вооружённого восстания в Москве П. П. Щербакова, и она стала называться Шёлкоткацкая и красильно-отделочная фабрика, а затем - Московский шёлковый комбинат им. П. П. Щербакова.
В 1990 гг. шёлкоткацкий комбинат постепенно свернул свою деятельность. Бывшие производственные мощности в основном использовались в качестве складских помещений, пока в начале 2000 гг. комплекс не выкупила компания Horus Capital, превратившая бывший комбинат в деловой квартал «ЛеФорт», сохранив при этом промышленную застройку.
32. Одни из двух основных ворот депо. Через них, насколько я понял, трамваи в основном заходят в депо.
33. Линия на набережной.
34. Четырёхэтажное производственное здание, построенное в 1953 году. Ранее относилось не то к Электрозаводу, не то к ООО «Электрокомбинат». Что в нём расположено сейчас неясно.
35. Красивое здание.
36. Треугольник путей у основного выезда из депо. Здесь, как я понимаю, вагоны в основном выдают на линию.
37. Ворота.
38. Депо обслуживает следующие маршруты: № 4 (Метро «Бульвар Рокоссовского» - Курский вокзал); № 12 (16-я Парковая улица - метро «Авиамоторная»); № 24 ДК «Компрессор» - Курский вокзал (совместно с ТРЗ, временно закрыт); № 36 (Метрогородок - Новогиреево); № 37 (Новогиреево - Каланчёвская улица); № 43 (МЦК Угрешская - 3-я Владимирская улица); № 46 (Метро «Бульвар Рокоссовского» - метро «Авиамоторная», временно закрыт); № 50 (ДК «Компрессор» - метро «Новослободская»).
39. Взгляда назад.
40. Съезд между путями и мощный десяти-тринадцатиэтажный восьмиподъездный кирпичный жилой дом на заднем плане. Построен в 1956 году в стиле позднего сталинского ампира по индивидуальному проекту магистральной мастерской № 12 института «Моспроект». Архитекторы: А. Алексеев, Н. Преображенская, Н. Соловьёва; инженер Ю. Апфельбаум.
41. Взгляд назад.
42. Линия поворачивает в Матросский переулок.
43. Там вдали она выходит к улице Матросская Тишина. Это место мы видели в
предыдущем выпуске на фото № 30-31.
44. Вид обратно.
45. И в завершение рассказа пару видов на Яузу с Русаковского пешеходного моста. Вид в сторону Матросского моста.
46. И в сторону Электрозаводского моста. Слева - комплекс Электрозавода (пока действующие цеха), справа ЖК «Солнечная арка» (Arco di Sole) 2009-го года.
И на этом я отправился на встречу со Стасом, чтобы попасть на Электрозавод, о чём делал
рассказ по горячим следам. Но и после Электрозавода прогулка продолжилась до самого вечера, так что на этом повествование об этом долгом летнем дне ещё не окончено. Но на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!