Прогулка от «Красносельской» до Электрозавода через Сокольники. Часть 2-я

Oct 20, 2022 20:11

Приветствую вас, друзья!

Как и обещал, продолжаем летнюю прогулку от метро «Красносельская» до Электрозавода транзитом через Сокольники. В первой части мы с вами остановились на углу улиц Гастелло и 5-й Сокольнической, теперь поворачиваем туда и движемся в сторону Матросской Тишины. Усаживайтесь поудобнее, берите по традиции чай/кофе/что покрепче и будем гулять!

1. В самом начале улицы нас встречает большой мурал с изображением лётчика Николая Гастелло на жилом доме 1932-го года постройки (адрес у него числится как дом 2 по соседней 4-й Сокольнической улице). Портрет Николая Гастелло выполнил художник Максим Торопов из Иванова в 2015 году в рамках совместного проекта Департамента культуры города Москвы и Российского военно-исторического общества, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.



2. Напротив располагается недавно восстановленный храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, он же собор ВДВ России. Храм при Управлении 6 Саперной бригады Московского военного округа построен по типовому проекту воинских храмов в 1906 году и рассчитан на 1200 человек верующих. В Москве по этому типу был выстроен всего один храм для сапёрного батальона. Храм был освящён 24 марта 1906 г (по другим данным 27 октября) и стоял впереди казарм, как бы посреди улицы. Была и колокольня, но колокола резко отличались от московских - имели слишком много олова, придававшие звуку какой-то деревянный характер. Настоятелем храма был назначен священник Василий Васильевич Слюнин (1866 г.р.), который к моменту открытия храма имел большой опыт служения полкового священника.

В годы первой мировой войны в казармах напротив храма размещался военный госпиталь. Умерших от ран военнослужащих хоронили вокруг Благовещенского храма. В 1918 году храм был закрыт, как «гнездо контрреволюции», в расположенных напротив храма казармах размещались юнкера и кадеты, оборонявшие Кремль от большевиков. После закрытия церкви колокольня и купола были разрушены, уничтожено воинское кладбище около храма. В 1923 году президиум Сокольнического райсовета передал своему подшефному полку здание бывшей церкви под клуб.

В 1965 году в здании храма был размещен Узел фельдъегерской почтовой связи Московского военного округа. Позднее здесь размещался Ансамбль песни и пляски воздушно-десантных войск России. В 2004 году (по просьбе командующего Воздушно-десантными войсками генерал-полковника Колмакова А.П.) Святейшим Патриархом Московском и всея Руси АЛЕКСИЕМ II было учреждено Патриаршее подворье при штабе Воздушно-десантных войск в Сокольниках. В его состав вошел храм Благовещения Пресвятой Богородицы, а также другие храмы на территории Воздушно-десантных войск, расквартированных в Москве или ближнем Подмосковье. В 2006 году на 100-летие открытия храма в здании Благовещенского храма была отслужена (с разрешения командования МВО) на Престоле походного храма ВДВ Божественная Литургия для военнослужащих части размещённой в храме. Более подробно об истории храма можно почитать здесь.


3. Угол с улицей Барболина, названной в честь местного революционера С. Д. Барболина (ранее 4-я Сокольническая). Красивое здание поликлиники, офтальмологическое отделение, отделение торракальной хирургии, входящей в состав бывшей ТКБ №7. Построено в 1910-м году.


4. Бывшая туберкулёзная клиническая больница № 7, а ныне клиника № 2 Московского научно-практического центра борьбы с туберкулёзом начинает свою историю в 1899-1904 годах как Сокольническая инфекционная больница, которая была построена по заказу московских властей на средства, выделенные из городского бюджета. Это была первая специализированная инфекционная больница в Москве. Под её размещение был отдан целый квартал между улицей Матросская тишина и 4-й и 5-й Сокольническими улицами. Главный больничный корпус был обращён к Стромынской площади, которая позже была застроена; сейчас он выходит на 2-ю Боевскую улицу.

Больница предназначалась для инфекционных больных, поэтому корпуса небольшие, в основном двухэтажные, были поставлены на некотором расстоянии друг от друга (чтобы предотвратить взаимное заражение пациентов). Всё пространство между корпусами было засажено деревьями. Постройки Сокольнической больницы выполнены в формах эклектики с элементами неорусской архитектуры, автором проекта выступил архитектор (гражданский инженер) Александр Иванович Рооп. Весь больничный комплекс сохранился до нашего времени в своем первоначальном виде, его планировка не менялась, корпуса не перестраивались. В советские годы было построено лишь одно новое больничное здание (корпус 18). Сохранилась и подлинная ограда с воротами.

В больнице в 1904 году построена церковь в честь иконы Богородицы «Утоли моя печали», её здание выходит на улицу Матросская тишина. В советские годы церковь была закрыта и обезглавлена, а её здание использовалось под разные больничные нужды. Здание храма до сих пор не возвращено верующим, сейчас в нём располагается патологоанатомическое отделение больницы.

В Сокольнической больнице первоначально лечили от разных болезней - скарлатины, тифа, оспы, малярии и других, уже в советские годы на базе больницы был создан Институт инфекционных болезней. После войны институт упразднили, а больницу перепрофилировали в туберкулёзную, в качестве которой она функционирует и по сей день.

На фото также здание 1910-го года. Что в нём расположено ныне непонятно.


5. Здание медицинского училища № 24 ВАО (также 1910 г.), где обучаются по специальности «Сестринское дело».


6.


7. Напротив в зарослях прячется ещё одно примечательное здание отделения переливания крови детской городской клинической больницы им. святого Владимира. Построено в 1902 году, архитектор А. П. Вакарин. До Октябрьской революции - корпус в память почёетного гражданина Москвы князя А. А. Щербатова детской больницы Святого Владимира (амбулатория для заразных больных). К сожалению, через высокий забор и заросли разглядеть детали (во всяком случае летом) представляется затруднительным.


8. Взгляд назад. Это уже улица Матросская Тишина. Происхождение названия неразрывно связано с именем Петра I. Во временя оны он повелел построить на правом берегу Яузы парусную фабрику и при ней поселил матросскую слободу. В 1771 году фабрику перевели в Новгород, а в её зданиях был устроен Екатерининский матросский богаделенный дом для матросов-ветеранов. Так и появилось название улицы: матросская - потому что на ней жили матросы - ветераны и инвалиды, тишина - потому что была в отдалении от шумного центра города. Здание сохранилось до наших дней, перед Матросским мостом, сейчас в нём располагается Московский государственный университет приборостроения и информатики (МГУПИ).


9. На заднем плане - исторический корпус Сокольнической инфекционной больницы (ныне клинико-диагностическая лаборатория). Построен в первой половине 1900-х гг. в формах эклектики, архитектор (гражданский инженер) Александр Иванович Рооп. На переднем плане хозяйственный корпус тех же лет.


10. А это упомянутое выше здание бывшего больничного храма в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» Сокольнической городской больницы (1903). Храм был освящён 25 января 1904 года. Закрыт приблизительно в 1922 году, завершение церкви сломано.


11. Ныне, как уже описано выше, в этом красивейшем здании располагается больничный морг. Но не будем о грустном.


12. Переходим к следующей примечательнейшей точке на нашем маршруте, а именно к Сокольническому вагоноремонтно-строительному заводу (СВАРЗ), расположенному по соседству. Завод был основан в 1905 году как Главные Сокольнические мастерские городских железных дорог. Их создание стало следствием бурного развития на рубеже ХIХ-ХХ веков московского трамвая, увеличения протяжённости его маршрутной сети и количества подвижного состава.

За время своего существования предприятие изготавливало широчайшую номенклатуру продукции: от артиллерийских снарядов во время обеих мировых войн до фуникулёров для престижных сочинских санаториев и уникальных пикетных постов ГАИ, установленных на всех радиальных въездах в Москву в преддверии летних Олимпийских игр 1980 года.

В 1930 году завод освоил выпуск прицепных трамвайных вагонов типа «С». С 1947 года освоен выпуск ходовых тележек типа 2ДС для вагонов МТВ-82. С 1950 года стала производиться модернизация прицепных вагонов и вагонов БФ. До 1976 года на СВАРЗе осуществлялся капитальный ремонт вагонов МТВ-82 и «Татра».

В течение 1934-36 гг. завод был единственным массовым производителем первых советских троллейбусов марки ЛК. В 1955-1956 гг. предприятие изготовило 18 троллейбусов экскурсионного типа марки ТБЭС для выставочной линии ВСХВ (ВДНХ). В течение 1958-1964 гг. изготовлено 524 единицы модернизированной модели этого троллейбуса МТБЭС для городских магистралей. В 1959 году СВАРЗ спроектировал и изготовил первый в СССР сочленённый троллейбус ТС-1. В течение 1959-1963 гг. предприятие изготовило 45 таких машин, а в 1964-1968 гг. - 90 сочленённых троллейбусов ТС-2. На протяжении 10 лет (с 1960 по 1970 гг.) завод изготавливал грузовые троллейбусы модели ТГ-1 и ТГ-3.


13. Хочется привести для сравнения исторический снимок, взятый на Викимапии. К сожалению, в настоящее время утрачены некоторые детали декора, купол башенки и часы.


14. В разные годы на СВАРЗе были изготовлены для городского хозяйства Москвы рельсоуборочные машины, рельсотранспортёры, кабелеукладчики, передвижные высоковольтные подстанции, автовышки для технического обслуживания и ремонта контактной сети трамвая и троллейбуса. Для вновь строящихся многоэтажных зданий изготовлено около 1,5 тысяч лебёдок и кабин лифтов. Со второй половины 1960-х гг. основной сварзовской продукцией наряду с ремонтом ходовых и силовых агрегатов трамвая стал капитальный ремонт автобусов: сначала машин ЛИАЗ-677, а впоследствии - автобусов семейства «Икарус» и их агрегатов.

Основной вид деятельности - ремонт подвижного состава городского транспорта:
- капитальный ремонт автобусов Икарус 280;
- производство спецтехники для обслуживания контактной сети городского транспорта;
- ремонт трамвайных тележек;
- автосервис легкового автотранспорта;
- капитальный ремонт двигателей для автобусов Икарус;
- ремонт гидромеханических коробок передач ГМП типа Diwa-2;
- ремонт электродвигателей типа ДК 207, 210, 211, 213, 661 и ТЕ 022.

СВАРЗ обладает большим парком станочного оборудования, которое позволяет произвести ремонт практически любой сложности от хонингования до шлифовки коленчатого вала. В феврале 2021 года на заводе открыта штучная предсерийная сборка электробусов КАМАЗ, серийное производство официально запущено 27 апреля 2021 года. В скором времени СВАРЗ также станет новым домом (парком) для троллейбусов музейного маршрута Т, который перебазируют сюда из Новокосинского парка.

На фото улица Бабаева и парковая трамвайная линия, ведущая со Стромынки в трамвайное депо им. Русакова.


15. Улица названа в 1922 году в память о П. А. Бабаеве (1883-1920) - слесаре Новосокольнического трамвайного парка, председателе Сокольнического райсовета. Ранее - 5-я Сокольническая ул. (их было 12) - по Сокольническому полю, на территории которого они расположены. Одно время называлась также 5-й Бабаевской ул.


16. Главный производственный корпус.


17. Ещё один корпус с красивой встроенной водонапорной башней.


18. Идём обратно к Матросской Тишине.


19. Здесь расположен единственный сохранившийся ныне въезд (ответвление от парковой линии) на завод для трамваев. Причём, неэлектрифицированный, т.е при необходимости - трамвай надо тащить на буксире. Впрочем, кажется, уже все современные московские трамваи (не уверен только насчёт Морковок) имеют контракт жизненного цикла и ремонтируются не здесь.


20. На месте часов теперь красуется дата основания завода, перекликающаяся с отделкой путевых стен станции метро «Улица 1905 года».


21. Если заглянуть через ворота, то можно сделать вывод, что трамвайный путь на завод уже достаточно давно не используется.


22. Съезд с завода к депо им. Русакова. И будущая контактная сеть троллейбуса (сейчас вроде бы висит уже в полном объёме). Как я понял, троллейбусы будут заезжать на СВАРЗ со стороны 1-й Боевской улицы, а выезжать в сторону улицы Гастелло. Но самой точной схемы прохода его рейсов мне пока не попадалось.


23.


24. Слева СВАРЗ, справа - территория упомянутой выше Детской городской клинической больницы им. святого Владимира. Она является одной из старейших детских больниц Москвы. В 1872 году крупный промышленник и железнодорожный магнат Павел Григорьевич фон Дервиз основал в Сокольниках детскую больницу святого Владимира в память о своём первенце - Владимире Павловиче, умершем во младенчестве. Комплекс больницы, созданный по проекту профессора архитектуры Р. А. Гедике и включавший 8 корпусов со 180 кроватями, был открыт в 1876 году. По воле основателя 100 мест было зарезервировано для бесплатного лечения детей из неимущих семей. Церковь во имя Троицы Живоначальной возведена в 1881-83 гг. по проекту архитектора А. П. Попова.

В советское время больница была переименована в честь большевика Русакова. В 1995 году ей возвращено историческое название. Парк детской больницы является объектом культурного наследия регионального значения (произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, ансамбля).


25. Главный корпус СВАРЗа.


26. И ещё один красивый корпус. Вообще сам завод очень хорош! Сейчас так не строят.


27. Взгляд назад.


28. Через эти ворота (сзади за кадром) по идее будут выходить на маршрут троллейбусы Т. Сейчас там уже натянута КС.


29. Приведу также взятый опять же из Викимапии снятый кем-то вид завода с воздуха. Для понимания масштабов.


30. Перекрёсток с 1-й Боевской и Матросским переулком. Слева с 1-й Боевской будут заезжать троллейбусы Т. Направо через Матросский переулок в сторону набережной уходит основная парковая линия трамваев (во всяком случае, я так понял, что она используется для парковых рейсов чаще), а прямо идёт вторая линия, она заходит в депо с другой стороны.


31. Треугольник во всей красе. Здесь же расположен довольно интересный конструктивистский квартал.


32. 1-я Боевская со свеженькой контактной сетью. Названа в конце XIX в. по фамилии купцов, известных московских благотворителей, братьев Боевых. В 1890 г. они выделили средства на устройство и содержание Дома призрения для престарелых, который был здесь построен в 1894 г. Справа виден один из домов упомянутого конструктивистского квартала.


33. И этот дом ныне расселён и ожидает не то капремонта, не то... Впрочем, не хотелось бы думать о плохом.


34. Остальные дома вполне себе жилые и поныне. Официально всё это числится как ансамбль жилых домов «Матросская тишина», построенный в 1927-1928 гг., по проекту известного архитектора Михаила Ивановича Мотылёва (1891 - 1969), работавшего в стиле конструктивизм и знаменитого многими другими ансамблями в Москве (кстати, в одном из следующих выпусков мы посмотрим ещё одну его работу). Ансамбль имеет статус памятника конструктивизма и выявленного объекта культурного наследия, что даёт надежду на светлое будущее.


35. Расселённый дом со двора.


36. Напротив по улице стоит дом, не относящийся к ансамблю. Построен в 1929 году в стиле конструктивизма под руководством архитекторов А. Потапова и Т. Ларионова.


37. Ну, а по соседству с ним следственный изолятор № 1 более известный как «Матросская тишина». Это одна из старейших тюрем Москвы. Была создана в 1775 году как смирительный дом для «предерзостных», куда помещали буянов и пьяниц для смирения, а бродяг и попрошаек - для добровольного или принудительного труда. С 1870 года - Московская исправительная тюрьма.

После Октябрьской революции 1917 года здесь одно время находилась детская воспитательная колония. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. здесь было устроено спецотделение для «политических». Узниками «Матросской тишины» в середине XX века были представители партийной элиты. К его созданию приложил руку сам секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Г. М. Маленков. Им были разработаны структура и условия функционирования этого строго секретного учреждения, а также написана инструкция о допросах политзаключенных.

Руководил работой тюрьмы (изолятором она стала значительно позднее) председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС М. Ф. Шкирятов. В здании было 35 кабинетов специальных следователей партии. Наполняемость парттюрьмы доходила до 40 человек одновременно. Именно там были арестованы секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов, председатель Совета министров РСФСР М. И. Родионов.

С середины XIX века в тюрьме существовал Крестовоздвиженский храм, который был снесён в советские годы.


38. Ещё один симпатичный конструктивистский дом напротив на углу со Стромынским переулком. Построен в 1928 г. в стиле конструктивизма, архитектор Г. Вульфсон. Судя по внешнему виду, не так давно прошёл реконструкцию.


39. Ещё один дом, относящийся к ансамблю. Архитектурно перекликается с домами, про которые я вам рассказывал в посте про окрестности Электрозавода. Что, впрочем, неудивительно, ибо те дома тоже строил Мотылёв.


40. Вид в сторону улицы Матросская Тишина. Кстати, там реально очень тихо. Во всяком случае летним субботним утром.


41. Заглянем во двор дома слева. Симпатичное административное здание дореволюционной постройки. Хотя, сейчас, это, скорее всего какая-то общага.


42. Но точно сказать трудно. С фасада его было снять невозможно из-за листвы, хотя там декор побогаче. Слева какая-то заброшка, но, судя по виду, тоже дореволюционная.


43. Сам двор довольно уютный и зелёный.


44. Там же ещё один красивый дом. Построен в 1912 году. Первоначально был доходным домом.


45. Позднее служил общежитием АОЗТ «Колор», переименованное затем в ЗАО «Колор». Возможно, что и сейчас является общежитием.


И на этом я, пожалуй, остановлюсь. Дело в том, что ЖЖ крайне неохотно постит большие объёмы информации (при превышении допустимого количества символов, он отказывается публиковать пост), а рассказать вам хочется побольше. Поэтому продолжение я оставлю на следующую часть, которую можно прочитать здесь. А на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Сокольники, архитектура, история, троллейбус, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Россия, Москва

Previous post Next post
Up