Сегодня хочу показать вам ещё одну ударную железнодорожную стройку в Москве, про которую почему-то пока довольно мало говорили и писали. Речь пойдёт ни больше ни меньше, чем о новом, десятом вокзале столицы. Новоявленный пассажирский терминал (совмещённый в единый ТПУ с о.п. Локомотив МЦК и станцией «Черкизовская» Сокольнической линии московского метро) строится довольно компактным по размерам, но будет выполнять важную функцию - принимать и отправять транзитные поезда, которые сейчас ходят в основном через Курский вокзал. Большую часть таких поездов планируется с Курского вокзала убрать (кроме Сапсана СПб-НН и ещё небольшого числа других) в связи с
сооружением новых путепроводов на Каланчёвской площади, а также тотальной перестройки участка до Курского вокзала и самого Курского вокзала в терминал, который впоследствии в основном будет обслуживать МЦД (D2 и D4) и пригородные поезда.
А убранные с Курского транзитные поезда дальнего следования через Москву и станет принимать новый вокзальный комплекс в Черкизово. Вот, что об этом
писалось летом в газете "Гудок": О том, какой будет новая схема организации пропуска транзитных поездов с юга через Москву, вчера нам рассказал главный инженер Московско-Окружной дистанции инфраструктуры Дмитрий Щедрин. «По третьему главному пути планируется следование транзитных (широтных) дальних пассажирских поездов - с Курского направления от станции Люблино через Угрешскую по МЦК до станции Лихоборы и далее по уже электрифицированной для этих целей 2-й соединительной ветви на Октябрьскую железную дорогу. Для такого транзита сейчас реконструируется и электрифицируется 15-я соединительная ветвь Люблино - Угрешская, усовершенствуются системы СЦБ». В первое время, при использовании 2-й соединительной ветви, будет происходить смена головы состава по станции Лихоборы МОЖД. В дальнейшем, возможно, будет восстановлена разобранная ветвь № 3 от Ховрино к Владыкино.
Вероятнее всего, на вокзале также там будут останавливаться и другие транзитные поезда, например, тот же Санкт-Петербург - Севастополь, который сейчас принимает Казанский вокзал. Расписания всех поездов, которые будут останавливаться в Черкизово у меня пока что нет, но уже скоро, думаю, появится какая-то ясность относительно этого. В общем, объект с самого начала вызывал у меня неподдельный интерес, но съездить и посмотреть, что происходит на площадке я удосужился только вчера, т.е. 29-го октября. Сразу отмечу, что работы идут очень ударно. Строительные работы на станции Черкизово начались буквально летом 2020 года, а уже сейчас вырисовываются контуры будущего ТПУ. Впрочем, чего забегать вперёд? Давайте смотреть вместе!
1.
2. Для начала приведу схемку с викимапии, где выделены все ключевые объекты ТПУ. Грузовые пути станции Черкизово, расположенные на схеме правее платформы Локомотив будут задействованы для остановки пассажирских поездов дальнего следования. Вся система будет иметь пассажирскую зону в тёплом контуре, т.е., сойдя с поезда, можно будет пересесть в метро и на МЦК, просто поднявшись на конкорс с платформы и пройдя в тепле какое-то расстояние. Если, конечно, поезд прибывает не глубокой ночью. Тогда, конечно, только такси.
3. А вот схема путевого развития Черкизово (по клику откроется крупный размер), на которой отмечены метро, платформа МЦК и строящиеся пассажирские платформы вокзала Черкизово (коричневым цветом). Как вы можете видеть, вокзал будет представлять собой одну длинную высокую платформу и одну низкую (вероятно, для поездов Talgo (Стрижей). Оговорюсь, что на схеме почему-то не показан строящийся северный наземный вестибюль станции Локомотив МЦК, который скоро будет сдан. Впрочем, насколько я понял, он связи с новым вокзалом иметь не будет. Переход в тёплом контуре будет осуществляться только через южный вестибюль. Схема позаимствована
здесь.
4. Общий вид на формирующийся ТПУ с Щёлковского путепровода. Слева - метро, в центре - МЦК, правее - стройка нового вокзала.
5. Строящаяся высокая пассажирская платформа. Она, к слову, будет очень внушительной по длине - около полукилометра. С севера она начинается примерно в районе нынешней остановки первого вагона МЦК в сторону Бульвара Рокоссовского, а с юга заканчивается аж за Щёлковским путепроводом, немного не доходя до поворота Электрозаводской ветки к Окружному проезду.
6. Вдали виднеется готовый в конструкциях переход над путями, он свяжет здание вокзала, платформы и далее соединится с МЦК и метрополитеном соответственно. К слову, несмотря на строительные работы, станция Черкизово, одна из немногих на Окружной ж/д, которые продолжают выполнять функции грузовой, наравне с Лефортово и Пресней. Стоящие на путях вагоны и полувагоны к строительству отношения не имеют.
7. Надземный переход покрупнее и северная горловина Черкизово вдали.
8. Будущий лестничный сход на высокую пассажирскую платформу.
9. В левом углу кадра можно увидеть, что переход упирается в южный вестибюль МЦК, где на месте окна будет сделана врезка.
10. А вот строящееся здание самого вокзала Черкизово, которое расположено в непосредственной близости от Северо-Восточной хорды и её развязки с Щёлковским шоссе и прилегающими улицами.
11. Вот как примерно всё будет выглядеть со стороны СВХ, когда работы будут закончены. Эта и последующая визуализации позаимствованы
здесь.
12. Судя по этим картинкам, на привокзальной площади будет организована остановка НОТ и парковка.
13. А теперь вернёмся на стройплощадку.
14. Идёт сборка несущих конструкций второго уровня вокзала (первый уровень с проходом к низкой платформе будет внизу).
15. Я стою на втором уровне, здесь будет вход/выход в/из здания и, как я понимаю, распределительная зона: вниз - на низкую платформу, а вверх на высокую и в сторону МЦК и метро.
16. Вид на север. Со стороны будущих платформ, сооружается подпорная стенка, а правее, вероятнее всего останется грузовая работа.
17. Вид в сторону перехода. Подъём на его уровень будет осуществляться вооон по той лесенке. Полагаю, что будет и лифт.
18. Будущая низкая платформа.
19. Рабочий момент.
20. Вот здесь, вероятнее всего, будет лифт с нижнего уровня на уровень перехода.
21. Сход на высокую платформу со стороны здания вокзала. Здоровое будет сооружение!
22. А вот и сам переход, пока ещё продуваемый всеми ветрами. Но в будущем здесь будет сухо и тепло.
23. Вид с него на север. Слева за грузовым составом - высокая платформа, справа внизу - низкая. Как вы уже догадались, обе платформы будут оборудованы навесами от дождя и снега, металлоконструкции которых сейчас активно возводятся.
24. Очень основательное сооружение.
25. Место будущей врезки в здание южного вестибюля МЦК.
26. Верхний уровень схода на высокую платформу. Здесь будет и лестничный сход, и эскалатор, и лифт.
27. С противоположной стороны - аналогично. Хотя, здесь всё на глазок, в сети не удалось найти ни одной нормальной схемы, проливающей свет на вопросы, что и где будет расположено в конкорсе, остаётся только предполагать.
28. Рабочих на площадке много.
29. Возвращаемся к зданию вокзала. Хорошо видно "окно" в нижний уровень. Здесь как раз должны располагаться лестницы/эскалаторы/лифт.
30. Здание не слишком большое, но и транзитных поездов будет не так уж много, чтобы строить какой-то огромный вокзал.
31. Все работы должны быть завершены к середине 2021-го года, т.е. комплекс, если всё пойдёт по плану, будет возведён всего за один год.
32. Спустимся вниз.
33. На нижнем уровне лежит ещё не смонтированный экскалатор.
34. Идут работы по сооружению платформы.
35. А грузовая работа Черкизово идёт своим чередом. От станции Черкизово отходят крупные ветки к
ТЭЦ-23 и Черкизовскому заводу Метростроя, а также путь к комплексу
Электрозавода (на берегу Яузы). Однако, большая часть грузопотока обеспечивается бетонным заводом, примыкающим к станции с севера. Раньше существовала также связка с частично сохранившимся кустом путей к южной части Калошинской промзоны, однако он был отрезан от станции без возможности восстановления в связи со строительством Северо-Восточной хорды.
36. Низкая платформа тянется до Щёлковского путепровода.
37. Сооружение будущего козырька.
38. Надеюсь, что он будет отделан поизящнее банальных "мцкашных".
39. Рабочий момент.
40. Зачатки козырька и сооружение стены. Где-то бетон уже застыл, а где-то ещё только вяжут армокаркас.
41. Взгляд назад.
42. А где-то вот установили опалубку под бетонирование.
43. Горы щебня на Черкизово.
44. Вид в сторону северной горловины. Слева - высокая платформа, а за ней упомянутый выше строящийся северный вестибюль платформы Локомотив МЦК.
45. Вид обратно.
46. Между двух платформ, скорее всего, останутся эти пути для грузовой работы. По крайней мере, покуда она у станции будет, а я надеюсь, что она будет ещё долго.
47. И пару симпатичных видов в сторону северной горловины с движухой.
48.
49. Теперь переносимся на чуть более, чем полкилометра южнее, к Окружному проезду. Вид на южный конец высокой пассажирской платформы. Очень длинная будет платформа. Она сможет принимать пассажирские поезда любой длины (ну, разумеется, из тех, что существуют).
50. Птичка-Ласточка.
51. Южный конец высокой платформы поближе. Левее - о.п. Локомотив МЦК.
52. Встречная Ласточка.
53. Начало Электрозаводской ветки. Ссылку на пост про неё я давал выше.
54. А теперь посмотрим на южный конец платформы с Щёлковского путепровода. Слева стоит знакомая нам по фото № 35 Машка с грузовым.
55. Общий вид в сторону станции Лефортово и о.п. Измайлово.
56. Путь практически без наката справа - Электрозаводская ветка.
57. Просто вид в сторону Большой Черкизовской улицы.
58. Участок высокой платформы с самой низкой готовностью конструкций - как раз под путепроводом.
59. На фоне архитектурного монстра ТЦ «Новочеркизовский».
60. И вид на будущий сход и саму высокую платформу со стороны вестибюля МЦК.
61.
62. С Машкой и Ласточкой.
63. А вот вид на стройплощадку непосредственно из вестибюля МЦК через стекло.
64. Платформа Локомотив (в проекте - Черкизовская).
65. А вот её строящийся северный вестибюль.
66. Он будет иметь наземную связь с северным вестибюлем метро «Черкизовская», а также через него будет удобно пройти к КПП № 2 для входа и въезда на территорию стадиона «РЖД Арена» («Локомотив»). Степень готовности - очень высокая.
67. В качестве бонуса просто приятный вечерний вид с моей родной платформы Зорге на ТЭЦ-16 и её
подъездной путь.
На этом на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно, тем более, что про этот объект пока очень мало говорили и писали. Спасибо за внимание!
Ну, и разумеется, до скорых новых встреч на ж/д и не только. Будьте здоровы и живите богато!