У меня, как и у каждого человека, есть в городе любимые места, куда я периодически возвращаюсь, чтобы отдохнуть душой. А поскольку я старый ценитель этетики уходящей старой промышленной Москвы, то безусловно, одно из таких мест - расположённый неподалёку от дома Берзаринский (или Курчатовский) подъездной путь от Окружной железной дороги к Курчатовскому институту, живописно пролегающий через жилые кварталы и сквер. Я уже не единожды (
раз,
два) гулял там с фотоаппаратом и без. Вот и сегодня, сделав все дела и имея в наличии свободное время, ближе к вечеру решил вновь прогуляться там, посмотреть, что изменилось и заодно ощутить дыхание пока ещё робко наступающей весны, которое как-то теряется среди дел и забот. А заодно ещё прошёлся по коротенькому, расположенному рядом, подъездному пути ТЭЦ-16 ПАО Мосэнерго.
1.
2. Поскольку в прошлом это был целый куст подъездных путей, для начала хотелось бы привести историческую карту 1952-го года и её фрагменты покрупнее. В правой части карты мы видим как от южной горловины станции Серебряный бор отходит ныне существующие пути к ТЭЦ-16 и Берзанский подъездной, однако те, кто знаком с современным состоянием может удивиться. Сразу после начала кривой в сторону переезда на углу 3-й Хорошёвской и Берзарина мы видим длинное ответвление на юг, пересекающее Хорошёвское шоссе примерно в районе нынешнего сквера маршала Жукова. Затем ещё одно маленькое ответвление вправо. А затем большой куст путей на запад от нынешнего переезда на улице Берзарина.
3. Здесь, в районе нынешнего сквера Жукова мы видим обширную промзону вокруг и несколько путей там, где сейчас Новохорошёвский проезд и жилые кварталы и несколько путей к югу от Хорошёвского шоссе (Проспекта Маршала Жукова) к овощебазе, доходящих почти до самой Москва-реки.
4. И западная часть ветви тоже довольно интересная. Посмотрите, там, где сейчас подъездной путь пересекает улицу Берзарина, перед тем как уйти с глаз в промзону к заводу ЖБК и Курчатовскому институту, он имел стрелку и главный ход пути вообще уходил на запад и имел мощное путевое развитие, одна из ветвей даже доходила почти до канала Хорошёвское спрямление севернее Хорошёвского моста, туда, где сейчас дома по набережной Новикова-Прибоя. Когда всё это было ликвидировано точно сказать трудно. Южный отрезок к овощебазам есть на доступных картах до середины 60-х, кусочек западного, но уже не доходящего до канала есть на картах до начала 80-х. Если кто-то из старожилов или просто знакомых с вопросом людей вспомнит и расскажет об этом в комментариях - буду очень благодарен.
5. Ну, а теперь после исторической части - давайте погуляем по тому, что осталось. Начать я решил с короткого подъездного пути ТЭЦ-16, который как-то долго оставлял без внимания. Поэтому, пройдя мимо ТЭЦ, свернул с 3-й Хорошёвской направо, прошёл между невзрачными гаражами и ещё какими-то постройкам и уперся в железнодорожный переезд, за которым, как гласит плакат, расположен ГСК "Энергетик" и пути Малого кольца МЖД (МЦК).
6. Поскольку ТЭЦ-16 уже несколько лет работает в основном на природном газе, резервный вид топлива (мазут) сюда подвозится нечасто, что видно по отсутствию наката. Но сам путь абсолютно новый. Его укладывали в 2016-м году вместе с заменой всего путевого хозяйства кольца перед запуском поездов МЦК. Вдали виднеется платформа Зорге.
7. Въездные ворота ТЭЦ-16.
8. Путь выходит к Окружной и идёт снизу параллельно 3-м главным путям МОЖД и платформе Зорге.
9.
10.
11. Взгляд назад. Постепенно путь поднимается к общей насыпи.
12. Внезапно "Машка" в сторону станции Серебряный бор по 3-му главному (грузовому) пути.
13. Весело посигналив, уехала.
14. Платформа Зорге.
15. Выходим южной горловине станции Серебряный бор. Подъездной ТЭЦ-16 примыкает к 3-му главному пути МОЖД, слева подходит Берзаринский подъездной путь, который соединяется с Окружной дальше под путепроводом улицы Народного ополчения за поворотом.
16. Птичка-Ласточка в сторону Зорге.
17. Здесь мы поворачиваем налево на Берзаринский подъездной.
18. Накатик на нём слабенький, используется редко.
19. Пока, МЦК!
20. До этого места РШР заменили вместе с путями МОЖД перед запуском пассажирского движения.
21. Но вообще сам путь в отличном состоянии. Только раньше здесь было тихо, зелено и уютно, шум почти не доносился, а теперь тут огромная площадь у вестибюля Зорге МЦК с остановками ОТ. Но облагорожено. Ну и дальше строят, строят, строят.
22. Взгляд назад.
23. Подходим к первому переезду на углу 3-й Хорошёвской улицы и улицы Берзарина. Ещё какую-то огромную домину возводят. Эх, а какой тихий райончик был. Город неумолимо наступает, а поэтому всё экзотичнее смотрится здесь эта промышленная железнодорожная ветка, которую, впрочем, по идее никто не тронет.
24. Переезд.
25. Обернёмся.
26. Мало у кого прямо во дворе есть железная дорога. А ещё тут раньше была футбольная коробка, куда мы в 6-м классе приезжали нашей школьной командой играть со сверстниками из какой-то школы с Октябрьского поля. Быстро летит время.
27. Хоть ёлочки не тронули.
28. Отличная погода была сегодня!
29. Начинается мой любимый и самый живописный отрезок этой ветки, идущий через сквер. Он хорош в любое время года!
30.
31. Застройка района Щукино разных эпох. Вообще очень интересный с архитектурной точки зрения район. Этому надо как-нибудь посвятить отдельный пост.
32. Ну красота же!
33. Идиллическая картина. Ранняя весна. Малоиспользуемая ветка, сквер, мамы с детьми гуляют неспешно. Хорошо и спокойно.
34. Подходим к переезду через улицу Народного ополчения над винчестерным тоннелем СЗХ, построенным во многом, чтобы сохранить эту стратегическую ветвь. Да-да! Не смейтесь, Курчатник - серьёзная контора и грузы тут возят серьёзные, хоть и редко.
35. Переезд с рогатым 59-го маршрута! Слава Богу, что троллейбусной сети нашей округи руки команды Собянина пока почти не коснулись. Хотя, конечно, во время "погрома" 19-й и 86-й маршруты 1-го парка уже пали смертью храбрых. Недавно пал и 12-й, который в последнее время представлял из себя малоиспользуемый обрубок былого. На заднем плане построенный недавно храм святого великомученика Дмитрия Солунского.
36. Тоже очень милая картина. Особенно в сравнении с тем, что было раньше.
37. А справа вот такое. Не знаю как это назвать. Пусть будет просто такое.
38.
39.
40. Здесь очень живописно в солнечную погоду. Игра света и тени всегда неподражаема.
41. Приближаемся к последнему переезду через улицу Берзарина. Слева огромный 87-й квартал Хорошёво-Мнёвников.
42. Взгляд назад.
43.
44. Почти пришли.
45.
46. Заглянув за ворота, видим, что идёт большая стройка очередного ЖК. И путь идёт прямо посреди стройплощадки, а дальше попадает на территорию завода ЖБК и далее на территорию Курчатовского института. Неясно использует ли её ЖБК, да и вообще его будущее из-за кучи строек вокруг стоит под большим вопросом. Но поскольку Курчатник от пути вроде как не отказывается (да и вообще во многом ради него дорогущий тоннель впилили), а будущее самого института пока вопросов не вызывает, то скоро, кажется, будем иметь довольно необычную картину - старую промышленную железнодорожную ветвь прямо во дворе элитных жилых домов.
47. Ну и бонусом - весенняя улица Расплетина.