Ввиду того, что волею судеб мой сегодняшний рабочий день начинался аж после обеда, я не смог отказать себе в удовольствии по любезному приглашению камрада
gen_shtab прогуляться по участку строительства III и IV путей на перегоне от Москвы-Пассажирской-Курской до Москвы-Технической-Курской, более известной в миру, как Каланчёвская.
Строительство (а точнее сказать - реконструкция) данного участка вызвана необходимостью увеличения его пропускной способности, а также обветшалостью старых конструций. Данный участок был открыт в 1865 году для соединения между собой различных железнодорожных направлений города Москвы, является продолжением
Алексеевской соединительной линии. В настоящее время существующие I и II пути являются составной частью линии D2 МЦД (Нахабино - Подольск), а также используется для транзитного движения составов с других направлений на Курское и выдачи поездов из парка обслуживания на Каланчёвской.
В будущем III и IV пути, для строительства которых главным образом и затеяна реконструкция участка, будут задействованы для обслуживания составов, которые будут курсировать по формируемому Киевско-Горьковскому диаметру D4 (Апрелевка - Железнодорожная). Про его строительство на участке от Киевского хода до Смоленского я недавно рассказывал
здесь. Также данные пути могут быть в будущем задействованы для транзитного движения поездов планируемой высокоскоростной магистрали (ВСМ) Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород.
1. Для понимания привожу схематический план существующего и будущего путевого развития учатка (по клику в новом окне откроется больший размер). Только в репортаже мы будем двигаться справа налево, а не слева направо.
2. Начнём прогулку от демонтируемого в настоящее время Казаковского путепровода на одноимённой улице. Вид в сторону Курского вокзала. Старая конструкция путепровода, частями построенная ещё в царское время, не позволяет пропустить здесь 4 пути без демонтажа. Поэтому улица Казакова в настоящее время в этом месте перекрыта и, если повернуть на неё с Садового кольца, то упрёшься в тупик (точнее - в ворота спройплощадки).
3. На всём протяжении участка ведётся формирование подпорных стен, которые в будущем станут по бокам ограждать уже 4 пути. Здесь уже забурены сваи, идёт выемка грунта. Как раз тут и пойдут новые пути.
4. Не знаю, как правильно называется сей технологический процесс, но смотреть на него можно бесконечно. Сами сваи потихоньку очистят о грунта и в будущем на их основании сформируют саму подпорную стену.
5. Рабочий процесс.
6. Вид в сторону Каланчёвской.
7. Хорошо видно на сколько после окончания работ расширится выемка, в которой уложено железнодорожное полотно.
8. То, что осталось от Казаковского путепровода.
9. И непривычный вид на одноимённую улицу.
10. Вид в сторону Курского вокзала с путепровода. Справа виднеются руины заброшеннего цеха вагонного депо станции Москва-Курская. Здание построено в 1906-1909 годах, заброшено с начала 2000-х годов.
11. Общий план с остатков путепровода в сторону Каланчёвской с экспрессом.
12. Торчащие из оголовков свай арматурные каркасы напомнили выкорчеванные пни.
13. Следующий путепровод - Старобасманный на улице Старая Басманная сооветственно. Что будут делать в рамках этой реконструкции с ним я точно сказать не могу, но пока вполне себе функционирует. Слева по ходу движения здесь пока не ведётся практически никаких работ, только справа.
14. На следующем участке от Старобасманного путепрода до пешеходного большая часть свай уже также забита. Только непосредственно перед пешеходным мостиком буровые работы ещё продолжаются.
15. Вот как раз буровые работы крупным планом. Правда, эта бурилка в тот момент не бурила.
16. Участок от пешеходного мостика до Новобасманного путепровода, здесь работы идут с обеих сторон от существующих путей.
17.
18.
19. Заглянем на левую сторону.
20. Помимо буровых работ идёт работа с кабельными коммуникациями.
21. Посмотрим, как формируется буронабивная свая. Если просто, то технология в данном случае примерно такая, идёт бурение с одновременным погружением обсадных труб до проектной глубины, в которые в свою очередь погружаются арматурные каркасы будущих свай и всё это заливается бетоном. Затем, обсадные трубы извлекаются и получается готовая свая. Более подробно про технологию можно почитать, например,
здесь. На фото как раз закрепляют очередную заходку обсадной трубы.
22. Тем временем навстречу друг другу под электровозами ЭП20 проехали два поезда "Стриж" - один на обслуживание, другой под посадку в Нижний Новгород.
23. Пошло погружение.
24. Теперь надо немного отряхнуть бур.
25.
26. И снова в бой!
27. Вид с пешеходника в сторону Курского вокзала. Идёт укладка коммуникаций. Причём, работы в том числе и непосредственно у действующих путей по будням идут без прекращения движения, поэтому все составы следуют с ограничением скорости и беспрестанно подают звуковой сигнал.
28.
29. Масштабно, конечно!
30. А это уже вид с Новобасманного путепровода в сторону Курского вокзала. С "Ласточкой".
31. И вид в сторону Каланчёвской. На этом участке все работы только в самом зачатке.
32. Спустимся вниз. Правая опора контактной сети здесь, вероятно, стоит ещё со времён электрификации участка.
33. Вид в сторону путепровода.
34. И из-под путепровода. Хорошо видно, как близко к путям и даже на самих путях в промежутках между поездами ведутся работы.
35. Ещё раз в сторону Каланчёвской.
36. Очередная электричка линии D2.
37. И вместе со встречной.
38. Какова судьба этого путепровода также пока неясно. Чисто визуально, здесь, как и под Старобасманным впихнуть 4 пути в принципе можно.
39. С Каланчёвской выдают под посадку поезд Москва - Белгород.
40. Кстати, ходят упорные слухи о том, что практически все поезда дальнего следования, в том числе транзитные (кроме Сапсана из Питера в НН), с Курского вокзала хотят в будущем убрать. Уж не знаю, что в итоге получится - будем посмотреть.
41. Приближаемся к Каланчёвской. Справа и слева от существующего путепровода будут построены ещё два однопутных, на которые затем перебросят движение с существующих путей. Сразу после этого будет демонтирован и построен заново существующий путепровод. После окончания работ здесь будет 4 пути.
42. Новые путепроводы будут с фермами. Вдоль существующего путепровода на огороженной площадке сложена часть металлоконструкций для сборки будущих ферм.
43.
44. Взгляд на существующий путепровод с другой стороны. С "Иволгой".
45. А вот, что должно быть здесь по завершении работ (
источник).
В источнике также написано, что:
Путепроводу на Комсомольской площади вернут облик, изначально задуманный архитектором А.В. Щусевым. Об этом сообщил главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры Сергей Кузнецов.
«Мы предлагаем вернуться к первоначальным эскизам Щусева и сделать высокие изогнутые металлические фермы. С технической точки зрения конструкция путепровода станет более прочной, что позволит выдержать увеличившуюся нагрузку», - пояснил он.
Длина участка, который предстоит реконструировать, составляет около 370 метров (включая вставки из насыпей). Над каждым пролетом разместят по три фермы в виде арок. «Их опоры толщиной 1,5-4,5 метра будут изготовлены из монолитного железобетона, а сверху облицованы гранитом. Максимальная высота конструкций составит 21 метр», - рассказал Сергей Кузнецов.
46. И на этом всё. Бонусом пока ещё спасибо, что живой 22-й троллейбус на фоне фабрики "Большевичка", отходящий от своей одноимённой фабрике конечной.
Будем следить за строительством! Спасибо за внимание!