ВЕРА И ЗНАНИЕ НЕСОВМЕСТИМЫ
На кафедре снова появился Логинов. Колупаев не протестовал. Ему самому хотелось послушать московского агитатора и узнать, ЧТО ЖЕ он СКАЖЕТ В ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВСЕХ ЭТИХ ЗНАМЕНИТЫХ УЧЕНЫХ И ФИЛОСОФОВ, высказывания которых Колупаев приводил. К УДИВЛЕНИЮ ВСЕХ, он ДАЖЕ НЕ ЗАИКНУЛСЯ О НИХ. Речь его была произнесена на тему: вера и знание.
-- К истине имеются два пути, -- начал Логинов свысока, -- путь знания и путь веры. По мнению ученых, путь к истине есть знание, по мнению богословов, путь к истине - вера. С кем соглашаться? Какой из двух путей следует избрать? Чтобы решить этот вопрос, нужно отдать себе отчет в том, что такое вера и что такое знание. Какая и от чего бывает человеку польза? Что дает ему вера и что может дать знание? Знать - это значит иметь такое представление о действительности, которое точно ей соответствует. Знать - это значит проверить: существует ли это соответствие между тем, что есть, и тем, что составляет наше понятие о существующем. Убеждения дикарей не менее тверды, чем убеждения людей культурных, но дело в том, насколько они соответствуют действительности. Исторической миссией науки является решение этого вопроса. Наука должна установить, соответствует ли действительности то или иное понятие о ней, которое устанавливается человеком. Вся наука есть проверка наших представлений о действительности. Все знание людей основано на науке и природе; наука ничему не верит (НАУКА ОСНОВАНА ВСЯ НА ВЕРЕ, В ЭТОМ ЕЕ СИЛА. - Ф. М.) и все проверяет. Знать - это значит признать то, что существует. Предметом науки может быть только нечто действительно существующее, и в этом отличие знания от веры, которая утверждает необъяснимое, непостижимое, недоступное разуму людей, чудесное и сверхъестественное. Но факты не нуждаются в том, чтобы в них верили. Наука утверждает то, что есть, употребляя доказательства и опираясь на факты; вера утверждает то, что не подлежит никакой критике, никаким объяснениям, -- слепо, без всяких доказательств, без всяких оснований; ни подтвердить их, ни опровергнуть их с помощью веры невозможно. Знание не нуждается в вере. Наука объясняет и констатирует существующее без всякого участия веры, без всякой помощи с ее стороны. Верить в то, что неизвестно, -- пустое, бессмысленное занятие. Где все известно, там верить не во что и незачем. Вера исчезает отовсюду, куда проникает точное знание.
В настоящее время знание порвало с верой. Вера не уживается с наукой, наука не уживается с верой. Вера уступает при первом же столкновении с наукой. Первые проблески сознания разрушают веру, которая питается слепотой и невежеством. Наука снимает повязку с глаз верующего. Изучение законов природы объясняет порядок мироздания без участия сверхъестественных сил. Наука объясняет чудесное и непонятное, устанавливает закономерность случайного, постигает непостижимое и всему находит основание и причину; объясняет весь мир, включительно до человека и заменяет веру в недосягаемого Бога простым, ясным и точным пониманием действительности, покорной вместе со всеми ее законами человеческому разуму.
От дикости - к культуре! От веры - к знанию! - запальчиво восклицал Логинов. - Религия вне науки. Вера там, где нет еще знания. Наука там, где нет уже веры. Ни подтвердить, ни опровергнуть знание вера не может. Но хотя верой нельзя поколебать знания, тем не менее, знанию не трудно поколебать веру. Верить - это значит допускать то, что кажется, что достоверно не известно и не может быть проверено опытом. Так можно ли верой в то, что нам только кажется, чего мы еще как следует не знаем, поколебать знание того, о чем имеются точные научные сведения, что достоверно известно, как факт, твердо установлено и проверено опытом? Конечно, нет! (Вся эта речь Логинова буквально воспроизведена в кн. «Коммунизм и религия». Вып. I. С. 15-17).
Долго распространялся Логинов на эту тему - различия знания и веры. Речь его была НАПЫЩЕННОЙ, НО ПУСТОЙ, состоящей из многочисленных повторений.
Слушая его, Колупаев только недоумевал: «К ЧЕМУ ВСЕ ЭТО ГОВОРИТ московский оратор. НЕ НА ВЕРЕ Я ОСНОВЫВАЛСЯ, И ЗНАНИЯ Я НЕ ОТВЕРГАЛ. НАПРОТИВ, НА ЗНАНИИ И НА ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ Я ОСНОВЫВАЛСЯ, тогда как эти агитаторы, Хвостиков и Логинов, ВЫКАЧИВАЛИ ИЗ СЕБЯ ОДНУ ЛИШЬ БОЛТОВНЮ, КОТОРУЮ ПРОТИВНО ДАЖЕ СЛУШАТЬ, ДО ТОГО ОНА БЕССОДЕРЖАТЕЛЬНА И БЕССМЫСЛЕННА.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/264977.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/265455.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/265901.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/266479.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/266878.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/267404.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/267850.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/268337.html Часть 9:
http://procvetitel.livejournal.com/268337.html Часть 10:
http://procvetitel.livejournal.com/269422.html Часть 11:
http://procvetitel.livejournal.com/269845.html Часть 12:
http://procvetitel.livejournal.com/270549.html Часть 13:
http://procvetitel.livejournal.com/271098.html Часть 14:
http://procvetitel.livejournal.com/271967.html Часть 15:
http://procvetitel.livejournal.com/272889.html Часть 16:
http://procvetitel.livejournal.com/273631.html Часть 17:
http://procvetitel.livejournal.com/274122.html Часть 18:
http://procvetitel.livejournal.com/274529.html Часть 19:
http://procvetitel.livejournal.com/275665.html