ПРОВАЛ БЕЗБОЖИЯ НА ДИСПУТАХ
Но назначенный диспут едва не постигла печальная участь: умереть прежде своего рождения. Совсем неожиданно агитационный отдел получил от московского комитета циркуляр, в котором предлагалось «воздержаться от организации диспутов». В циркуляре говорится: «В целом ряде случаев товарищи предлагали нашим противникам устройство диспутов на «Паритетных началах». Эта тенденция - считать попов равной стороной в споре - есть не что иное, как ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ОТРЫЖКА, ОППОРТУНИСТИЧЕСКИЙ УКЛОН ВО ВЗГЛЯДАХ НА СВОБОДУ: МЫ СВОБОДЫ МРАКОБЕСАМ НЕ ДАЕМ И ПРАВА ЗАТЕМНЯТЬ СОЗНАНИЕ МАСС ЗА НИМИ НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАЛИ. Мы разрешаем им выступать на рабочих собраниях НЕ РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ «ПЫТАТЬ ПРАВДУ» -- ИСКАТЬ ИСТИНУ, А С ЕДИНСТВЕННОЙ ЦЕЛЬЮ - ИЗОБЛИЧАТЬ ИХ. МЫ ИДЕМ НА ДИСПУТЫ ЛИШЬ ПРИ ТОМ УСЛОВИИ И ПОСТОЛЬКУ, ПОСКОЛЬКУ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ В НАШИХ РУКАХ ОРУДИЕМ СЛУЖЕНИЯ НАШИМ КЛАССОВЫМ ЦЕЛЯМ, ЦЕЛЯМ УКРЕПЛЕНИЯ КЛАССОВОГО СОЗНАНИЯ ПРОЛЕТАРИЕВ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ МЫ НА НИХ СОГЛАШАТЬСЯ НЕ ДОЛЖНЫ, КАК НЕ СОГЛАШАЕМЯ НА СВОБОДУ ПЕЧАТИ ДЛЯ НАШИХ КЛАССОВЫХ ВРАГОВ. Диспут нужен нам не для того, чтобы, «АБСТРАКТНОЙ» СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ, ПРЕДОСТАВЛЯТЬ НАШИМ ВРАГАМ АРЕНУ ДЛЯ БОРЬБЫ С НАМИ ЗА ИСТИНУ. Мы знаем, на чьей стороне истина, и по этой части в помощи попов не нуждаемся». Дальше в циркуляре сообщается, что «ДИСПУТЫ РАЗВИВАЮТ ФАНАТИЗМ. ТАКИЕ ДИСПУТЫ МОГУТ ПРИНЕСТИ ОДИН ТОЛЬКО ВРЕД И ДЕЙСТВОВАТЬ НА СОЗНАНИЕ МАСС РАЗЛАГАЮЩИМ ОБРАЗОМ». (Циркуляр напечатан в конце книги: Коммунизм и религия. Вып. I. М.: Московский рабочий, 1922).
Получив циркуляр, председатель заводского агитационного отдела, Шмелькин, немедленно созвал всех членов отдела и ознакомил их с только что полученным циркуляром. Все члены были ошеломлены им, особенно волновался товарищ Хвостиков. Председатель заявил, что назначенный диспут нужно немедленно же отменить.
Но Хвостиков настаивал, чтобы диспут состоялся.
-- Это же будет скандал, если мы отменим уже назначенный диспут, -- говорил он. - Это в самом деле позор для всех нас, для всей нашей партии. Все скажут, что мы испугались какого-то Карпа Колупаева.
-- Но как же быть с циркуляром? - недоумевал председатель.
Циркуляр у всех вызвал недоумение. Что он означает? Означает, что попы ПОБЕДИЛИ НА ВСЕХ ДИСПУТАХ, ПОБЕДОНОСНО ОТСТОЯЛИ СВОЮ ПОЗИЦИЮ, НЕСМОТРЯ НА ЖЕСТОКОЕ СВОЕ БЕСПРАВИЕ, А КОММУНИСТЫ ПОТЕРПЕЛИ ПОРАЖЕНИЕ, хотя они были вооружены с ног до головы всяким оружием.
-- Вот так попы! - в досаде восклицали члены агитационного отдела. - Мы думали, что они полные невежды, мракобесы, тьма египетская, а, оказывается, С НИМИ МОЖНО РАЗГОВАРИВАТЬ, ТОЛЬКО ЗАТКНУВШИ ИМ РОТ.
-- Стало быть, -- откровенно заметил один из членов, -- в наших газетах ПРОСТО ЛГАЛИ, что мы побеждаем на диспутах - и попов, и архиереев. И прочих защитников религии.
-- По-видимому, так! - ответил председатель, -- иначе не последовало бы такого циркуляра.
-- НАРВАЛИСЬ, ЗНАЧИТ, С ДИСПУТАМИ, -- сказал все тот же член. - Хорошо еще, что НЕТ СВОБОДЫ ПЕЧАТИ. ЗАГРЫЗЛИ БЫ НАС ТОГДА попы.
Долго судили-рядили члены агитационного отдела о том, что же делать: отменять диспут или не отменять, и решили: диспут не отменять, но в то же время послать в Москву телеграфную просьбу - прислать к назначенному дню на диспут наилучшего из московских агитаторов.
Такое решение отдела сильно сконфузило Хвостикова. Значит, на него не надеялись товарищи. Раздосадованный и обиженный, он все думал об этом «проклятом» циркуляре, который так бесцеремонно СБИЛ С НЕГО его СПЕСЬ и геройство. «Мы истину знаем, говорится в циркуляре, размышлял Хвостиков уже после заседания отдела, «правда на нашей стороне». На нашей стороне и знание, и наука, и здравый разум, и все права, и власть - все-все. Чего же нам бояться каких-то там попов? Каким образом они могут «разложить сознание масс», как выражается циркуляр, когда они - темнота и пустота, а мы - свет и полнота. Чем они могут разложить, когда тут же, на диспуте, я их разоблачу и перед всеми обнаружу их ложь и обман. На дуспуте-то и удобнее всего их изобличать: тут все увидят их бессилие и ничтожество, ребенку даже будет ясно, что они только обманывают народ своей религией и своей выдумкой Бога».
Хвостиков стал припоминать все предметы, пройденные им на агитационных курсах, и все лекции, прослушанные на этих курсах. Он учился с увлечением, и все, что ему говорили и разъясняли преподаватели и лекторы, он воспринимал с полным доверием, как несомненную и бесспорную истину. Ни разу за все время курсов у него не возникло никакого сомнения. Теперь же, припоминая свое учение под влиянием ошеломившего его циркуляра, он стал, сам того не замечая, как-то БЕССОЗНАТЕЛЬНО РАЗБИРАТЬ И КРИТИЧЕСКИ ОБДУМЫВАТЬ ПРОЙДЕННЫЕ ИМ КУРСЫ И НАТКНУЛСЯ НА СУЩЕСТВЕННЫЕ В НИХ ПРОБЕЛЫ. Курсы, как они ему сейчас рисовались, больше нападали на религию, чем давали что-либо положительное, твердое, общепризнанное, что можно было принять без всякого колебания как очевидную и осязательную истину. И лекции даже выдающихся агитаторов показались ему теперь КАКИМИ-ТО СКУДНЫМИ И ПУСТЫМИ. Много в них было ТРЕСКУ - ОСТРЫХ СЛОВ, МНОГО НАСМЕШЕК И ШУТОВСТВА, НО МАЛО СМЫСЛА И ДЕЛА. ЭТО БЫЛИ ХОЛОСТЫЕ ВЫСТРЕЛЫ С ГРОМОМ И ДЫМОМ, НО БЕЗ ЗАРЯДОВ. Обсуждая таким образом свои курсы, Хвостиков пришел к заключению, что циркуляр есть собственно последовательное продолжение курсов: есть ТОТ ЖЕ ВЫСТРЕЛ БЕЗ ПОРОХА И БЕЗ ПУЛЬ. Он даже обрадовался, что агитационный отдел послал просьбу в Москву о присылке опытнейшего агитатора:
-- Пускай он продиспутирует, а я послушаю.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/264977.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/265455.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/265901.html