О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ И ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИИ (15)

Jun 15, 2013 19:35

ПОЗИТИВИЗМ - О СУЩЕСТВОВАНИИ ДУШИ

-- На ваши указания на Дицгена и Спенсера, -- обратился он к Колупаеву, -- я считаю нужным сказать, что наука и философия постепенно развиваются и совершенствуются. Спенсер и Дицген принадлежали к так называемому позитивному направлению в науке, т.е. такому, которое не признает ничего сверхъестественного и сверхчувственного. Но это был старый позитивизм, который все еще признавал какую-то субстанцию за миром явлений. Теперь же на смену этому позитивизму народился новый позитивизм, который уже никаких субстанций не признает. Его основали известные ученые и философы Авенариус и Мах. Они признают достоверно существующим лишь то, что познается опытом, т.е. что удостоверяется нашими чувствами.

-- Ну ЧТО Ж ИЗ ЭТОГО? - СОВЕРШЕННО РАВНОДУШНО ОТВЕТИЛ Колупаев. - Однако ОНИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДУШИ НЕ ОТВЕРГАЮТ. И Авенариус, и Мах, и Риль, и Вундт, и Пуальсен, и все прочие новые и новейшие позитивисты СОВЕРШЕННО ЯСНО И ОПРЕДЕЛЕННО ГОВОРЯТ И УЧАТ, ЧТО ДУША ЕСТЬ И ЧТО ОНА НЕ МАТЕРИАЛЬНАЯ ВЕЩЬ, А ДУХОВНАЯ.

Колупаев достал новую книгу и начал цитировать названных ученых. Логинов, слушая его, подумал: «ВОТ НАЧЕТЧИК- ТО, НАСТОЯЩИЙ СТАРОВЕРЧЕСКИЙ КНИЖНИК: ВСЕ ТЕКСТАМИ ДОКАЗЫВАЕТ И ССЫЛКАМИ НА ГЛАВЫ И СТРАНИЦЫ».

-- Авенариус пишет, -- громогласно читал Колупаев из книги профессора Челпанова: «МОЗГ И ДУША» (1918. С. 240):
-- «Мозг имеет ганглийные клетки и нервные волокна, имеет нейролгию и сосуды, имеет различную окраску, но даже самое тонкое анатомическое разложение и самый сильный микроскоп НЕ МОГУТ ПОКАЗАТЬ, ЧТО МЫШЛЕНИЕ ЕСТЬ ЧАСТЬ ИЛИ СВОЙСТВО МОЗГА. Мозг есть местопребывание, седалище мышления. МЫШЛЕНИЕ НЕ ЕСТЬ ОБИТЕЛЬ МОЗГА, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, НЕ ЕСТЬ ПРОДУКТ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ИЛИ ВООБЩЕ СОСТОЯНИЕ МОЗГА». Видите, -- пояснил Колупаев, -- как ясно говорит ваш Авенариус, что МЫШЛЕНИЕ - ВЕЩЬ НЕ МАТЕРИАЛЬНАЯ, СТАЛО БЫТЬ, ДУХОВНАЯ - ОТ ДУХА ИСХОДИТ, ОТ ДУШИ. И Мах восклицает: «Каким образом было бы возможно из атомных движений мозга объяснить ощущения? Конечно, ЭТО НИКОГДА НЕ УДАСТСЯ, ТАК ЖЕ, КАК МЫ НИКОГДА ИЗ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СВЕТА НЕ БУДЕМ В СОСТОЯНИИ ПОНЯТЬ ЯВЛЕНИЕ СВЕТА». (Там же. С. 122). А почему не удастся? Да потому, что ОЩУЩАЕТ, ЧУВСТВУЕТ И МЫСЛИТ ДУША, А НЕ АТОМЫ, НЕ МАТЕРИЯ, А ДУХ. По авторитетному свидетельству профессора Челпанова, и Вундт и Пуальсен ПРИЗНАЮТ В ЧЕЛОВЕКЕ ДУШУ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ СУБСТАНЦИЮ. ДЛЯ НИХ ДУША НЕ ЕСТЬ МЕХАНИЧЕСКОЕ СЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ СОСТОЯНИЙ, ДЛЯ НИХ ОНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЮ «ИЗВЕСТНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, ИЗВЕСТНОЕ ЕДИНСТВО, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ НОСИТЕЛЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ СОСТОЯНИЙ». (Там же. С. 315).

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ПРИВОДИМЫЕ Колупаевым, ПРОИЗВОДИЛИ СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ на слушателей. Хотя последние плохо разбирались в читаемом, и такие слова, как «субстанция», «психическое», «позитивизм» совсем не укладывались в их голове, тем не менее, ДЛЯ НИХ ЯСНО БЫЛО, ЧТО Колупаев БЬЕТ В ЦЕЛЬ И РАЗИТ ПРОТИВНИКА БЕЗ ПРОМАХА. ПРИЧЕМ ОРУЖИЕ У НЕГО НЕ САМОДЕЛЬНОЕ КАКОЕ-НИБУДЬ, А УЧЕНОЕ И НОВЕЙШЕЙ КОНСТРУКЦИИ, САМОГО «ПОСЛЕДНЕГО СЛОВА ТЕХНИКИ». Тогда как У ЕГО ПРОТИВНИКОВ НИЧЕГО НЕ БЫЛО ДОКАЗАТЕЛЬНОГО И УБЕДИТЕЛЬНОГО, ОДНИ ЛИШЬ ГОЛЫЕ СЛОВА. Попробовал было Логинов опереться на Спенсера и новых позитивистов, но Колупаев ТУТ ЖЕ ЕГО ПРИХЛОПНУЛ ЭТИМИ ЖЕ АВТОРИТЕТАМИ, ДА ЕЩЕ ПРИБАВИЛ НОВЫХ. Он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ ПРЕВОСХОДНО НАЧИТАН В НАУЧНОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Недаром он хвалился перед товарищами, что и САМОМУ САТАНЕ СОБЬЕТ РОГА. Хвостиков только теперь С ДОЛЖНЫМ ПОЧТЕНИЕМ ОТНЕССЯ к этому дьячку, на которого раньше смотрел свысока и даже с презрением. Он БЫЛ ОЧЕНЬ РАД, ЧТО НЕ САМ ПОПАЛ НА ОСТРЫЕ ЗУБЫ этого псаломщика, а Логинов.

-- СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ СТОЛЬ ОЧЕВИДНО И В ТАКОЙ СТЕПЕНИ БЕССПОРНО, ПРОДОЛЖАЛ СВОИ ВЫВОДЫ Колупаев, -- ЧТО НИ ОДИН СЕРЬЕЗНЫЙ УЧЕНЫЙ НЕ ПОСМЕЕТ ЕЕ ОТВЕРГАТЬ ИЛИ ДАЖЕ УСОМНИТЬСЯ В ЕЕ БЫТИЕ. Вот почему и старые, и новые позитивисты, и новейшие, и эмпиристы, и сенсуалисты и прочие «исты» -- ВСЕ В ОДИН ГОЛОС ЗАЯВЛЯЮТ, ЧТО ДУША ЕСТЬ, СУЩЕСТВУЕТ.

Как привыкший каждое свое положение подтверждать авторитетами научными или философскими, историческими или богословскими, СМОТРЯ С КЕМ ИДЕТ СПОР И ПО КАКОМУ ВОПРОСУ, Колупаев снова нагнулся к своим книгам, чтобы ДОСТАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ АРГУМЕНТ. Но в этот момент заговорил Логинов, обращаясь к аудитории.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Часть 1: http://procvetitel.livejournal.com/264977.html
Часть 2: http://procvetitel.livejournal.com/265455.html
Часть 3: http://procvetitel.livejournal.com/265901.html
Часть 4: http://procvetitel.livejournal.com/266479.html
Часть 5: http://procvetitel.livejournal.com/266878.html
Часть 6: http://procvetitel.livejournal.com/267404.html
Часть 7: http://procvetitel.livejournal.com/267850.html
Часть 8: http://procvetitel.livejournal.com/268337.html
Часть 9: http://procvetitel.livejournal.com/268337.html
Часть 10: http://procvetitel.livejournal.com/269422.html
Часть 11: http://procvetitel.livejournal.com/269845.html
Часть 12: http://procvetitel.livejournal.com/270549.html
Часть 13: http://procvetitel.livejournal.com/271098.html
Часть 14: http://procvetitel.livejournal.com/271967.html

Психологические явления, атеистическое мракобесие, "Опровержение безбожия", красные паразиты, "образованщина", "глупость с беспричинной гордостью", "Бог поругаем не бывает", "Бог шельму метит", коммуно-атеистические мракобесы, "извлечение полезное из внешних", "О человеческой душе и ее происхождении", "Высший логический вывод...", оглашение, безбожные пузыри, позитивизм

Previous post Next post
Up