ДУША И ДУХ - ЧЕПУХА: ИХ НЕТ
-- Товарищи! - Все мы - социалисты. А социалисты имеют собственное миросозерцание. Наш спор с Колупаевым О ДУШЕ ЕСТЬ СОБСТВЕННО СПОР ДВУХ ЭТИХ МИРОСОЗЕРЦАНИЙ. Мы твердо и убежденно заявляем во всей нашей литературе и во всех наших выступлениях, что, «продумавши свое миросозерцание, сознательный социалист не может довольствоваться обветшалым религиозным миросозерцанием; он должен уйти от всякого сверхъестественного и мистического понимания мира. Он может быть только материалистом. Если социал-демократы в области общественных отношений являются материалистами, сводя всю историю человечества, в конечном счете, к истории производственных отношений, то тем более они не могут быть не материалистами в философии. Мы признаем мир только материальный: НИЧЕГО ДУХОВНОГО И НИКАКОГО ДУХОВНОГО НАЧАЛА НЕ ПРИЗНАЕМ И НЕ ЗНАЕМ. Отсюда, от этого нашего основного миросозерцания исходят и наши понимания души и отношения к ней. Дикарь верил, что тело и его жизнь, его жизненные или духовные силы представляют самого Бога, «нечто совершенно различное», способное вести свое собственное, «обособленное существование», и современные представления о душе ничем по существу дела не отличаются от первобытного «анимизма», от которого все они берут свое начало. Ученый знает, где у человека легкие, где у него сердце, печень и прочее. Но где у него душа - на это и верующий ученый не ответит. А почему? Потому что легкие, печень, сердце - это все то, что на самом деле в человеке есть, существует. А душа? В ее существование только верят, несмотря на то, что ученые, которые ИЗРЕЗАЛИ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТРУПОВ, НИ В КОМ НЕ НАХОДИЛИ ДУШИ». (Логинов говорил словами книги «Коммунизм и религия». Вып. I. М.: Московский рабочий. С. 11).
Колупаев, ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАВШИЙ Логинова и прямо смотревший ему в лицо, на этих словах его так громко и при том так неожиданно кашлянул, что Логинов даже вздрогнул и остановился. Колупаев сию же минуту вставил свое замечание:
-- В ТРУПАХ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ ДУШИ, ОТТОГО ОНИ И ТРУПЫ.
-- Правильно! - кто-то подтвердил из публики.
-- Описывая устройство человеческого организма - продолжал Логинов, НЕ ОБРАТИВ ВНИМАНИЯ НА ЭТО ЗАМЕЧАНИЕ, УНИЧТОЖАЮЩЕЕ ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ, -- ученый скажет: люди дышат легкими, жуют челюстями и зубами, а думают мозгами, и умственная деятельность человека поэтому зависит от устройства и качества его мозгов. (Там же. С. 19).
-- Так, так! ДОГОВОРИЛСЯ! - про себя сказал Колупаев, но Логинов продолжал:
-- «Кто знает, что существующий мир материален, для того ясно, что бесплотных существ в природе нет и представление о них есть глупая выдумка. Что такое дух? Что такое душа и всевозможные существа «бесплотные»? Можно ли допустить, что кто-нибудь это понимает? Как представляют себе этих духов попы? Что значит «бесплотный»? Это значит лишенный тела, никакого тела не имеющий. Значит, дух не имеет тела, ни крови, ни кожи, ни костей… Так что же в нем есть? Ничего! Так, может быть, он сделан из металла, камня или древа? - Тоже нет! Ну, тогда, может быть, он газообразный? И этого нет! Дух - это существо из ничего. Можно ли понять такую чепуху? Из чего-то сделан, а ничего в нем нет. Ничего нет, а существует. И находятся чудаки, которые ухитряются понять это». (Там же. С. 21).
Колупаев НЕ ВЫДЕРЖАЛ И РАССМЕЯЛСЯ. Ему сейчас же сделал выговор Шмелькин.
-- Прошу оратору не мешать!
-- Очень извиняюсь, -- ответил ему Колупаев, -- НИКАК НЕ МОГ СДЕРЖАТЬСЯ: УЖ ОЧЕНЬ УМНУЮ РЕЧЬ СЛУШАЮ.
-- А что, если бы, -- БЕЗОСТАНОВОЧНО ПРОДОЛЖАЛ Логинов, ОЧЕВИДНО, ЗАЗУБРЕННУЮ РЕЧЬ, -- какой-нибудь хозяин стал платить рабочим жалованье деньгами, которые были бы сделаны из ничего? Бедняк полез бы в кошелек и стал бы понапрасну шарить в нем пальцами. «А где же деньги?» -- «В кошельке!» -- «А почему же я их там никак не поймаю?» -- «Да потому, что они из ничего». Понял бы это рабочий, поверил бы он своему работодателю? Очень сомнительно. Или что было бы в том случае, если бы Бог, желая демонстрировать перед мужиком превосходство всего духовного над физическим, зародил бы ему на поле «духовную» картошку, которая не содержала бы в себе материи, дала бы на десятину нуль пудов урожая? И что стал бы делать огородник, если бы Господь послал ему огромный урожай «бесплотной», невидимой, невесомой капусты, «недосягаемой» свеклы и сверхчувственной репы, которую, сколь ни ешь, никакого чувства - ни худого, ни хорошего - не получишь. Да ни один крестьянин тогда не стал бы с Богом дела иметь. Так можно ли себе представить, что-то существующее, но не из чего состоящее, а таков именно дух. Конечно, нет! А как же попы себе это представляют? Очень просто: одним языком или, вернее сказать, никак. Они болтают, а глупые верят им, не рассуждая - вот и все!
Итак, дух это то, что не имеет тела. Знать то, что неощутимо, сверхчувственно, нельзя. А утверждать и признавать то, чего мы не знаем, значит обманывать. И такова вера. Вера утверждает то, что неизвестно, значит, она обманывает, значит, она и лжет. (Там же. С. 22).
ТРУСОСТЬ БЕЗБОЖИЯ ПЕРЕД УМНЫМИ ЛЮДЬМИ
Логинов покинул кафедру, а Колупаев сейчас же ее занял и начал говорить к публике:
-- Товарищи! ЗАМЕТЬТЕ, ЧТО ЭТО ГОВОРИЛ ЛУЧШИЙ МОСКОВСКИЙ АГИТАТОР!
-- Позвольте! Позвольте! - закричал на Колупаева председатель. - Вы не имеете права обращаться к публике.
Шмелькин энергично тряс звонок, но СИЛЬНЫЙ ГОЛОС Колупаева ЗАГЛУШАЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСКИЕ - И ОКРИКИ И ЗВОНОК.
И ЕСЛИ, -- продолжал он говорить - СТОЛЬ ГЛУПУЮ РЕЧЬ СКАЗАЛ ВЫПИСАННЫЙ ИЗ МОСКВЫ ОРАТОР АТЕИЗМА, -- ТО ЧТО ЖЕ МЫ УСЛЫШАЛИ БЫ ОТ НАШЕГО Хвостикова?!
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Часть 1:
http://procvetitel.livejournal.com/264977.html Часть 2:
http://procvetitel.livejournal.com/265455.html Часть 3:
http://procvetitel.livejournal.com/265901.html Часть 4:
http://procvetitel.livejournal.com/266479.html Часть 5:
http://procvetitel.livejournal.com/266878.html Часть 6:
http://procvetitel.livejournal.com/267404.html Часть 7:
http://procvetitel.livejournal.com/267850.html Часть 8:
http://procvetitel.livejournal.com/268337.html Часть 9:
http://procvetitel.livejournal.com/268337.html Часть 10:
http://procvetitel.livejournal.com/269422.html Часть 11:
http://procvetitel.livejournal.com/269845.html Часть 12:
http://procvetitel.livejournal.com/270549.html Часть 13:
http://procvetitel.livejournal.com/271098.html Часть 14:
http://procvetitel.livejournal.com/271967.html Часть 15:
http://procvetitel.livejournal.com/272889.html