Поселок Бада - это станция на 5883 км Транссибирской магистрали, между Читой и Улан-Удэ.
Поездка туда включила не только осмотр посёлка, но и поход к реке Хилок в 2 км южнее его, а также вдоль аэродрома и в авиагарнизон. Во времена пика советско-китайского противостояния (1969-1984 г.) Бада была мощным военным узлом Забайкальского военного округа (ЗабВО) - тут, кроме лётчиков, находилось много ВЧ, в том числе инженерная бригада, танковый полк и т.д. А что стало сейчас, смотрите под катом (особенно
paintervic!).
Прибытие в Баду, около 10 утра. На путях стоит местный пригородный «с тётками», повсеместно называемый тут «ученик», которым я и приехал. А почему «ученик», никто не смог дать мне вразумительного обьяснения.
«Ученик» уже ушел дальше на восток - он идёт до Хилка. Остался только одинокий электровоз. Справа - строения Великого Сибирского Пути 1900 года постройки.
Углубляюсь в посёлок.
Местная школа.
Новопостроенные дома (Бада - посёлок не бедный, тут таких не так уж и мало, это вам не полузаброшенный Сретенск).
Памятник погибшим в Великой Отечественной. На заднем плане - всё те же постройки В.С.Пути., что были показаны выше
К КПП гарнизона я не решился в открытую подойти и снимать своей камерой, т.к. вышли двое военных и внимательно смотрели на меня, куда и как я шёл. Пришлось пройти и снять МиГ-21 сбоку, со стороны лесопилки. За деревьями - гарнизонный жилой городок.
Дорога идёт вдоль Транссиба на восток. Вдали - гарнизонный городок, а ближе ко мне - территория, где стояли 15-20 лет назад воинские части (руины видите?).
Если посмотреть на восток, то низкорослые руины казарм и хозпостроек тянутся примерно на 2 км вдоль Транссиба. Тут и были расквартированы воинские части, кои когда-то составляли в Баде немаленький военный городок. Сейчас - просто степь с руинами.
Вот так выглядели те ВЧ (снимок 1978 года).
Я походил по развалинам казарм, залез внутрь. Снимать не стал, как-то не по себе было.
Потом пошёл дальше на восток, где располагался Бадинский аэродром.
А вот он же и почти тут же, но 30 лет назад (самолёты, конечно, сменились).
Можно было в точности повторить этот снимок, но я не стал заходить за первый контур колючки - зачем лишние приключения на ж...
Потом дошёл до Хилка, протекающего южнее поселка.
Вернулся обратно, и задами, через котельную (не через КПП) прошёл на территорию гарнизона. Однако там практически не снимал, т.к. некоторые военные по пути на меня внимательно смотрели, несмотря на то, что я был в камуфляже, а не в городском прикиде. При входе снял вид - нежилой край пятиэтажки (сейчас не все они заселены, в связи с ликвидацией 80% воинских частей). Потом камеру убрал вообще в рюкзак, от греха подальше. Авиагарнизон, это всё же, не просто так...
Прошёл сквозь жилую часть гарнизона, очень хотелось там снять одно сталинское здание - но опять же, не стал. Когда дошел до западного края, душная и жаркая погода сменилась сильнейшим ливнем, и пришлось укрыться в руинах бывшего АТП на окраине гарнизона. Ждать пришлось почти час, иначе можно было минут за пять вымокнуть практически до нитки.
Как ливень стих, я выбрался из убежища и ушёл из гарнизона в посёлок. Улицы превратились почти что в реки!
Вот примерно так выглядела картина после ливня на улицах Бады.
Сельсовет (администрация) Бады.
Универмаг, гламурного цвета.
Хозяин привёз чурки на дрова ;)
Какой-то новорусский бадинец строит свой, весьма нехилый дом.
Поселковый (не гарнизонный) Дом Культуры (я бы его - по архитектуре - назвал Сарай Культуры).
Бада живет не только военной стезёй, но и лесом, как и всё Забайкалье.
Снова сооружения 1900 года от Великого Сибирского пути, но другие.
Станция (справа) и вокзал Бады (слева).
Скоро уезжать дальше на запад.
В посте использованы два снимка камрада
paintervic, служившего срочную в Баде в конце 70-х. Его посты со снимками из Бады 70-х годов смотрите
тут и
тут.
Продолжение следует.
Забайкалье.
Чита:
1. Характер и колорит,
2. Раскрываем колорит дальше,
3. Каменная архитектура,
4. Деревянная архитектура,
5. Малая Забайкальская железная дорога. Зарисовки:
китайцы в городе,
привокзальный храм на закате.
Петровский Завод:
Характер и колорит,
Руины металлургического завода,
Деревянные дома,
Соцгород и Парк Металлургов,
Историческое кладбище,
Забайкальские коты.
Сретенск и путь к нему:
Куэнга,
Дорога вдоль Шилки,
Вокзал и тупик Забайкальской дороги,
Город Сретенск,
Деревянная архитектура Сретенска.
Нерчинск и путь к Шилке:
Забайкальский Версаль,
Зарисовки из Нерчинска,
Поселок Холбон,
Город Шилка,
Миг-15 в Шилке,
От Шилки до Карымской.
Походы и поездки:
Станция Яблоновая и путь на перевал,
Великий Транссибирский водораздел,
Город Хилок.