Осмотрев
станцию Сретенск и достигнув конца Великого Сибирского пути, уперевшегося в сопку, мы вернулись обратно и от станции пошли наверх, к мосту через реку. Вскарабкавшись по пыльной дороге на сопку, мы увидели далеко внизу машину-праворульку, стремительно догонявшую нас.
Мы голоснули - и за сумму в четыре доллара, или сто рублёв, лихой сретенский водила помчал нас на мост через Шилку, а затем и в город. Город Сретенск и правда уникальный - тем, что его население в 1904 году было больше, чем в 2007-м.
Итак, вперед, франки! :)
(предупреждаю заранее - рассказ большой, а фоток много!)
Он был и правда лихой, помчал быстро.
Вон показался мост через Шилку и петля-развязка (налево - на Аргунь, к китайской границе, направо под мост - в город).
А вот и мост проехали.
Водила по пути искренне пытался понять, что именно нам в Сретенске надо, и, так же как парень в поезде, искренне недоумевал, нафиг мы туда направляемся. «У нас же нечего смотреть! И даже посрать толком нельзя, канализации нигде нету до сих пор, двадцать первый век, бля». Это звучало грубо, но видимо, точно (в дальнейшем мотив отсутствия канализации повторялся в беседах местными жителями неоднократно). Мы слушали его задумчиво, и на вопрос «А где вас высадить-то, путешественники?» ответствовали: «Наверное, в центре».
Стратегически это было правильно, а тактически - нет, ибо мы, вылезя на центральной площади со своими камерами и рюкзаками, мгновенно оказались «хитом дня» города, сами того не желая. Надо было заехать рядом, скромно, на соседнюю улочку, и потом уже ходить. Но, что сделано, то сделано.
Однако, центр города порадовал нас сразу зданиями начала века, причем модерном, согласно тогдашней архитектурной моде.
Мемориал павшим в 1941 - 1945 гг., на центральной площади.
Неизменный дедушка Ленин - атрибут всех райцентров России. Именно за ним, в приятной прохладной тени, мы через полчаса устроим непринужденный перекус на глазах изумленных сретенцев, из любопытства осторожно ходящих мимо нас по тропке. Некоторые даже дважды прошли, улыбаясь нам. Вон видите, слева скамейка с нашими рюкзаками?
А напротив Ленина находилось «вкуснейшее» модерновое здание 1912-го года, с символикой Сибирского Пути. Это оказалась администрация города и района (фрагмент главного фасада мною показан на заглавном фото поста).
Как мы узнали позже, даже в здании администрации нет канализации. То есть, если работаешь на третьем этаже, и захотел... ну, иди во двор, там всё имеется ;)
Здание администрации со стороны главной улицы.
Когда-то тут были стильные балкончики (обратите внимание, что сохранились даже оригинальные двери!).
Если же идти от здания администрации вниз, по периметру центральной площади, то архитектурные чудеса идут просто сплошным потоком! И здания, и ворота между ними - искусно оформлены в камне. Сохранилось даже проржавевшее, но ажурное оригинальное литье начала века, в основном как козырьки входов.
Здание еще ниже. Раньше это был торговый дом Второва (помните Читу?), а сейчас первый этаж занимает гастроном, где мы втаривались продуктами на перекус. Встав в очередь, мы оказались обьектом изумленных взглядов :)
Да, небольшое отступление. Чтоб текст дальше воспринимался более адекватно.
Так
что же было в Сретенске в 1910 году? Итак:
Сретенск был типичным купеческим городом, в 1910 около 40% населения занималось торговлей. Из Сретенска на Амур пароходами отправлялись мануфактура, галантерея, экипажи, лошади, крупный рогатый скот, зерно. Зимой санным путём Сретенск снабжал золотые прииски продуктами и припасами. В городе находились таможня, 3 банка (Русско-Азиатский, Сибирский и Взаимного кредита), казначейство, 105 торговых фирм, контор, магазинов и др. Действовали полукустарные мыловаренный, кожевенный, шубный, красочный, верёвочный, пивоваренный, дроболитейный заводы и др. предприятия, почтовая контора, телеграф и войсковая казачья больница.
А еще (это я от себя, в дополнение) в Сретенске базировались 3 (три) пароходных компании, и у каждой был свой парк пароходов. Во как!
Но продолжим поход по Сретенску-2007.
Центральная улица была неасфальтирована, но с каким-то девятым валом посередине. Нам сказали, что это - подготовка к асфальтированию.
Здание Почты я узнал по открытке начала века.
А вот так Почта выглядела в 1909 году.
Здание по параллельной улице, где мы плотно пообедали, во второй половине дня. Видите, тоже символика Сибирской дороги, на фронтоне? Такую можно встретить и в Челябинске, и в Чите, и в Новосибирске.
Видели по пути наших хождений несколько прелестных особняков с элементами модерна и в стиле эклектики, которые уже покинуты и разрушаются. Наверное, жить им осталось недолго - кому они сейчас нужны тут?
Много тут и шикарных деревянных особняков, но я их вынес в отдельный пост.
Спустились мы и к месту, где когда-то был речной вокзал.
Лестница к Шилке.
Остатки причальных сооружений начала XX века. А вдали, на том берегу - сопка, где Забайкальская дорога в 1900 году уперлась в скалы.
Взгляд через Шилку. А вот по этой дороге, поверху, мы шли утром, пока не голоснули праворульку. Внизу идёт линия железной дороги.
Примерно в районе часа дня мы решили посетить местный краеведческий музей.
Подойдя к зданию и увидев, что через полчаса он откроется, решили походить поблизости и дождаться открытия его с обеда. Однако музей не открылся ни через полчаса, ни через час. Мы возвращались к нему трижды, осматривая город и заходя с разных улочек, но тщетно. Это нас несколько расстраивало, так как мы понимали, что второй раз возможно тут не окажемся уже никогда.
Что делать? Бодо говорит: вон напротив садик, давай у них спросим?
Сказано - сделано.
Вот этот милый садик, в особнячке начала века.
Садик был осенён очень пассионарной девочкой с милыми сиреневыми бантиками, которая вам уже знакома по 1 сентября :)
Мы зашли в калитку, затем на веранду и вежливо постучали.
Из двери выглянуло милое девичье личико:
- Ой!
Захлопнув от неожиданности дверь, она снова её открыла:
- Ой! А кто вы???
- Да мы путники, я из Петербурга, а вот он - из Германии!
- А-а-а! - изумленное личико закрыло дверь и через 30 секунд выглянуло уже более солидное лицо молодой женщины:
- А чего... чего вы хотели?
- Нам это... в музей позвонить, а то чего-то не работает.
- Ой... заходите!
Садик, видимо, уже был предупрежден о нашей сущности, и изо всех комнат, из проёмов дверей, выглядывали воспитательницы - все, как на подбор, девахи лет 20-25, кровь с молоком, и парочка более взрослых, около 30. Под их ногами топтались даже пара-тройка полусонных четырехлетних девочек в трусиках и маечках, которые тоже весело выглядывали на всеобщий шухер. Словом, примерно за минуту образовался полный аншлаг.
Заведующая (а строгой девушкой оказалась именно она) торжественно нас провела мимо всех в свой кабинет в конце коридора, села за стол и усадила нас напротив себя в два кресла, настроившись на долгую беседу. В проем кабинета протиснулось пяток наиболее бойких воспитательниц, которые приготовились слушать и наперебой задавали вопросы.
- А вы что уже видели?
- А расскажите нам про Петербург?
- А вы правда оттуда?
- Как вам наша дыра?
- Какие хорошие мущщины!
- Ой, какие у них фотоаппараты!
- А где вы заночуете?
- А что вы делаете вечером??
Но самый главный вопрос снова повторился:
- Как вы здесь оказались???
Мы путано начали обьяснять, тут одна со вздохом говорит:
- А вот в нашей дыре подходящих мужиков нету...
Видно было, что девушек из детсада эта проблема занимала более всех остальных в мире.
- А что такое? Пьют, что ли?
- Да... и пьют, тоже. Да и работать тут негде. Всякой херней занимаются...
В общем, мы с подачи заведующей дозвонились до музея (она набрала чей-то домашний телефон) и выяснили, что - о, чудо! - через 20 минут работники музея придут на свое рабочее место и примут нас.
Пока мы отбивались от вопросов, заведующая сама лично решила нас проводить в местное кафе, а одна из воспитательниц, наиболее показавшаяся мне, исхитрилась взять мой адрес.
- Можно, я вам напишу?
- Конечно!
- А вы скоро отсюда?
- Да, милые барышни, думаю, рванём часа через три-четыре.
- Эх... так быстро... а что у нас тут делать?
После садиковского общения мы прошли в музей, он и правда открылся.
Нам торжественно выписали два 5-рублёвых билета.
И надо сказать, что после читинских музеев такой бедно организованный и самое главное, малопрофессиональный, произвел на нас тягостное впечатление.
Во-первых, в музее было 6 (шесть) работниц. Что они тут делали и чем занимались, непонятно. Наверное, они были просто пристроены, так как найти иную работу в этом оазисе безработицы - практически нереально. Ну, это я понимаю.
Но, увы, никто не мог нам отвечать на наши вопросы о Сибирской Дороге, о том, что и как было в дореволюционном Сретенске, чем было то или иное увиденное нами здание. Словом, никто из шестерых был вообще не в теме! Мы сильно не стали их допрашивать об остальном, убедившись в уровне компетентности, а просто пошли смотреть, что там есть. В музее почему-то было много материалов по казачеству, включая современных ряженых; однако по ж-д периоду и по Амуро-Шилкинским пароходствам, по их судовому составу - почти ничего. Не было в музее собрано и дореволюционных открыток по Сретенску, коих издавалось не менее полутора десятков видов, что нас страшно поразило. Ни одной!!!
В общем, вышли мы из музея, разочарованные, и мой коллега мне и говорит:
- Да-а-а... в таком музее я еще не бывал :)
Ладно, пошли дальше.
Обойдя еще круг, с достижением Сретенского военкомата (он будет показан в посте о деревянной архитектуре), мы вышли вниз, к Шилке. После краткого военного совета по итогам посещения садика и музея, решили отвести ещё часа два на осмотр, но тут не ночевать, а рвануть машиной на Нерчинск.
Тут закрыты даже игровые автоматы, в плане избавления людей от потенциальной игровой зависимости :)
Сретенская промтоварная торговля.
Последний проход по городу состоялся у нас по набережной Шилки - единственной частично (от военкомата) асфальтированной улице города.
Вот вид на набор воды из речки. Особо тут с родниками не заморачиваются, Шилка и так хороша. А на той стороне реки, как видите - возкал. Тот самый, где мы побывали с вами в прошлом посте.
Сакральный процесс набора воды.
В окончании обзора Сретенска я познакомлю вас с деревянной архитектурой города (тут она исключена из снимков), а также с интересным процессом отбытия из него :)
Продолжение следует.
Забайкалье.
Чита:
1. Характер и колорит,
2. Раскрываем колорит дальше,
3. Каменная архитектура,
4. Деревянная архитектура,
5. Малая Забайкальская железная дорога. Зарисовки:
китайцы в городе,
привокзальный храм на закате.
Петровский Завод:
Характер и колорит,
Руины металлургического завода,
Деревянные дома,
Соцгород и Парк Металлургов,
Историческое кладбище,
Забайкальские коты.
Сретенск и путь к нему:
Куэнга,
Дорога вдоль Шилки,
Вокзал и тупик Забайкальской дороги.