Почему Патриарх
Кирилл вспомнил
о Патриархе
Гермогене
Имя незаслуженно забытого историками Патриарха Гермогена всплыло еще в начале XX века. Николай II, пытаясь восстановить авторитет церкви, совершал паломничества, по его инициативе был канонизирован Серафим Саровский. Памятник настоящему герою Смутного времени, предстоятелю церкви, замученного в 1612 году, планировалось построить в Кремле.
Однако задуманное сто лет назад удастся воплотить лишь в наше мутное время.
Памятник Патриарху Гермогену появится у стен московского Кремля 25 мая 2013 года, в день столетия канонизации святителя
В 1610 году бояре-заговорщики низложили Шуйского, пригласили на русский престол польского королевича и впустили польское войско в Москву. Тогда Патриарх Гермоген в устных проповедях и письменных воззваниях к москвичам, нижегородцам, жителям владимиро-суздальских земель стал призывать народ встать на защиту православия и изгнать захватчиков из Москвы. Он отказался благословить на московское царство польского королевича Владислава Сигизмундовича, чего требовала от первосвятителя группа бояр.
За это Патриарха заточили в темницу Чудова монастыря, где спустя девять месяцев он скончался от голода и жажды - за восемь месяцев до освобождения первопрестольной нижегородскими ополченцами. Тело Патриарха Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году его нетленные мощи перенесли в Успенский собор Кремля. В 1913 году Русская православная церковь прославила Патриарха Гермогена, причислив его к лику святых.
В своей речи после молебна на месте сооружения памятника в Александровской саду Патриарх Кирилл напомнил о подвиге святого:
Можно представить, в каком тяжелейшем положении находился Патриарх. Его просили, его уговаривали, его соблазняли разными привилегиями и богатством, затем стали принуждать, а когда почувствовали, что стоит Патриарх твердо и не имеет намерения изменить Отечеству своему, бросили в холодные подвалы Чудова монастыря. Но этот пожилой человек, один на один со своими соблазнителями и врагами, сохранил силу духа в укор своему Отечеству, не помрачил своего сознания, не соблазнился ни на посулы, ни на уговоры.
· А почему, собственно говоря, требовалась врагам помощь Патриарха? Да потому, что народ, тот самый простой народ, который всегда решал и решает судьбу России, не согласен с элитами, не принимает соблазнов - он живет своей внутренней жизнью. Только один голос мог повлиять на народ - голос Патриарха. И как же ясно осознавал великую историческую ответственность святитель Гермоген! Но он жил одной жизнью со своим народом, а эта могущественная элитарная прослойка, которая пыталась разрушить единство страны, была по сути чужда и Церкви, и народу.
Легко заметить, что рассказывая о подвиге Гермогена, Кирилл обращается к нам, своим современникам, которые столкнулись с теми же вызовами, с которыми столкнулись наши предки 400 лет назад.
Смутное время закончилось выборами царя. В современной России произошло то же самое.
О монархии говорят все чаще и все громче. Коллега
arguendi напоминает текст В.Г.Белинского 1839 г. «Письмо из Бородина от безрукого к безногому инвалиду»:
· Для нас, русских, нет событий народных, которые бы не выходили из живого источника высшей власти. Великое было событие 1612 года, но предки наши им не гордились и не радовались, а скорбели и печалились, доколе дом Романовых не дал им царя, - и только от сей великой минуты им возвращена была их слава, потому что уже явилось царское имя, освятившее ее, и безыменному подвигу давшее и имя, и цель, и значение.
· В слове «царь» чудно слито сознание русского народа, и для него это слово полно поэзии и таинственного значения... И это не случайность, а самая строгая, самая разумная необходимость, открывающая себя в истории народа русского.
· В царе наша свобода, потому что от него наша новая цивилизация, наше просвещение, так же, как от него наша жизнь.
· Мы имеем разумное право быть горды нашею любовию к царю, нашею безграничною преданностию его священной воле, как горды англичане своими государственными постановлениями, своими гражданскими правами, как горды Северо-Американские Штаты своею свободою.
· Петр Великий, приобщив Россию европейской жизни, дал чрез это русской жизни новую, обширнейшую форму, но отнюдь не изменил ее субстанциального основания, точно так же, как представители нового европейского мира, усвоив себе роскошные плоды, завещанные ему древним миром, отнюдь не сделались ни греками, ни римлянами, но развились в собственных, самобытных формах, развившихся из субстанциального зерна их жизни.
· Вот взгляд - истинный и единый, который должен взять за основание историк русского народа, чтобы не заблудиться в дремучем лесу абстрактных умствований ложно понятого «русского европеизма».
Не забудем же, что достижение цели возможно только чрез разумное развитие не какого-нибудь чуждого и внешнего, а субстанциального, родного начала народной жизни и что таинственное верно, корень, сущность и жизненный пульс нашей народной жизни выражается словом «царь».
А на кривые толки, бессмысленные возгласы и громкие, но пустые фразы безмозглых преобразователей человеческого рода, непризванных посредников в чужих семейных делах, будем отвечать презрительным молчанием, а если уж слишком раскричатся, то ответим им словами нашего великого поэта: Вы грозны на словах: попробуйте на деле!
Действительно, очень созвучно с нашим временем.
Станетли Россия вновь великой державой, если восстановится в границах СССР?
Коллега
art201045 указывает на статью в
KM.Ru, где на эту тему высказывается Анатолий Вассерман:
· Российская Федерация далеко не в полной мере вернула себе статус великой державы. Более того, я совершенно согласен с Бжезинским в том, что Россия может быть великой державой только при условии включения в нее Украины, а нынешняя Российская Федерация сохраняет лишь тень былого величия. Более того, я полагаю, что нам нужна не только Украина, но и все азиатские республики также жизненно необходимы, да и Прибалтикой незачем разбрасываться.
· Но первоочередной вопрос - все же Украина. И без нее Россия, несомненно, не сможет именоваться великой державой, даже если удастся собрать все остальные республики. Кстати, это понимают и в Брюсселе.
· Владимир Владимирович Путин и за первую свою «каденцию» сделал очень многое для того, чтобы восстановить величие нашей державы, и теперь также продолжает решать эту задачу. И хотя на этом пути есть немало препятствий, причем не только внешних, но и внутренних, но я вижу, что движется он в верном направлении.
· Владимир Владимирович для возрождения величия нашей державы делает все, что в его силах, и уж подавно он делает для этого несравнимо больше, чем все его критики вместе взятые.
В Польше
хорошо понимают ключевую роль Украины для полноценного возрождения России как империи.
· Киев оказался перед крайне сложным выбором и хочет откладывать его так долго, как это будет возможно. Лучше всего было бы пользоваться дешевым газом и богатым российским рынком, а одновременно западными кредитами и технологиями, а еще по возможности ездить в Европу без виз. Очень практичный подход.
· Янукович - не Путин, чьи олигархи стоят по струнке, а те, кто не желает этого делать сидят в тюрьме. Украинскому президенту приходится прислушиваться к своим олигархам, потому что это они им командуют. Они понимают, что при президенте-автократе превратятся, в мальчиков на побегушках бюрократического руководства, как их восточные коллеги.
· Кремль совершает ошибку и теряет терпение. Москва пытается прижать соседа к стенке, требуя как можно быстрее вступить в Таможенный союз. Россияне забыли, но украинцы помнят, что союзы с Россией не один раз заканчивались для них утратой независимости. Переяславский договор 1654 года был призван защитить казаков от поляков, а сделал их землю российской провинцией. После революции Ленин признал право Украины на независимость, но послала свою армию занять Киев. Нужно спокойно подождать, пока украинцы сделают свой выбор. И надеяться, что в этот раз они не ошибутся.
Если не обращать внимания на хозяйский «польский взгляд» на свою восточную соседку, то придется признать: проблема обозначена довольно точно.
Письмо из Бородина от безрукого к безногому инвалиду В.Г.Белинского
Речь Патриарха Кирилла после молебна на месте памятника Патриарху Гермогену
На мой взгляд, реставрация монархии в России уже произошла. Она лишь приняла современную демократическую форму - легитимность царской власти сегодня устанавливается не Богом, поскольку православная традиция основательно забыта, а во время избирательных кампаний. «Демократическая» монархия с ритуальными выборами царя каждые шесть лет ничем не хуже британской «конституционной». И прекрасное работает в наше мутное время.
Разумеется, реальную, а не формальную власть Путина чувствуют не только в Польше, но и в других странах, которых беспокоят наши внутренние дела. Возможно, Россия не стала сильнее в общепринятом смысле. Но она стала сильнее духом. И я не уверен, что для величия нам необходимо восстановиться в границах СССР. Духовное возрождение мне представляется на данном этапе более важным.
Что лучше: когда тебя боятся или когда тебя любят?
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА