Мем о римском праве

Nov 06, 2012 03:32



На западе наивно полагают, что юридическая наука родилась в Болонском университете




Гарольд Дж. Берман - один из убежденных апологетов мема о римском праве

Профессор Школы права Гарвардского университета Гарольд Дж. Берман уверен, что история современной западной юридической науки началась в XI в. «До 1050 г. не существовало в Европе ни сборников права, ни юридических трактатов, хотя встречались сборники обычаев или канонов, - пишет он в предисловии к русскому изданию своей книги «Западная традиция права», которая вышла у нас в 1993 г. - Не было законодательного процесса в нынешнем смысле, хотя короли время от времени издавали законы. Первое систематическое законодательство появилось в церкви. Потом и короли тоже стали регулярно издавать законы. Когда начали создаваться книги по праву, право стали изучать в университетах и появилась профессия юриста».

Однако это не вся правда. К тому времени уже шестьсот лет римское право преподавалось в юридической школе Константинополя. Было такое высшее учебное заведение и в Риме, но после того как Апеннинами завладели варвары, оно за ненадобностью было закрыто.

В каком городе было написано римское право

Римское право считается важнейшей составной частью западной цивилизации. Правда, есть один нюанс: написано оно вовсе не в Риме, а в Константинополе. Видимо, по этой причине Запад старательно делает вид, что «римское» относится к названию города, а не к названию империи.



Гарольд Дж. Берман, впрочем, прекрасно об этом осведомлен. Но говорит об этом вскользь: «Первый в Европе университет, Болонский, был основан именно в это время (около 1087 г.) специально для изучения юридических текстов, составленных византийским императором Юстинианом. Не случайно именно в это время, после пяти веков забвения, эти тексты были заново открыты в Италии и послужили источником почти всей терминологии и многих понятий, которые понадобились для систематизации и канонического, и светского права».




Изображение Юстиниана сохранилось на мозаике в церквях Святого Аполлинария и Святого Виталия в итальянской Равенне

Римский император Юстиниан I Великий был бы немало удивлен, если бы кто-то из современников назвал его императором Византии. Он бы просто не понял, о ком идет речь. Все цезари и базилевсы вплоть до 1453 г., когда пал Константинополь, считали себя римскими императорами, а свою империю - Римской.

Конечно, он не является автором римского права. Да никогда и не считал себя таковым. Юстиниан был идейным вдохновителем составления свода римского гражданского права, которое впоследствии в Западной Европе получило название Corpus Juris Civilis и до сих пор является предметом изучения в юридических вузах.

Заслуга Юстиниана не только в том, что благодаря его энергии и целеустремленности были собраны в одном объемном труде разрозненные нормативные акты предшественников и другие своды законов. В новом кодексе было заметно влияние христианства, которое к VI в., когда началась работа, установилось во всей Римской империи.

Работа над Сводом

Работа, которая началась 13 февраля 528 г., была поручена министру юстиции Трибониану. Нужно было разобрать 2000 книг, которые содержали около трех миллионов строк.

7 апреля 529 г. был обнародован «Кодекс» - компиляция из ранее существовавших кодексов, а также рескрипты императоров. Объем - 12 книг. Работала комиссия во главе с Трибонианом из десяти человек - высокие чиновники администрации, два адвоката и профессор права.

21 ноября 533 г. была закончена работа над книгами «Институций» - «для юности, желающей изучать право». Авторы четырехтомного учебника - Трибониан и два профессора.

16 декабря 533 г. обнародованы «Дигесты», в которых была резюмирована сущность античной юридической науки за последние полторы тысячи лет. Объем - 50 книг, 150 тыс. строк. Комиссия: Трибониан (председатель), 11 адвокатов и четыре профессора.

Свод написан на латыни. «Для Юстиниана, наследника римских императоров, латинский язык всегда оставался не только официальным языком, но и национальным языком империи», - пишет самый известный на Западе византолог Шарль Диль.




Трибониан - министр юстиции в правление Юстиниана I Великого. Император отзывался о нем так: «Он равно замечателен в деле, в слове и составлении законов». Величайший ученый своего времени. Эрудиция Трибониана была широчайшей. Человеком он был светским, благовоспитанным, мягким, любезным.

Что нового в Своде Юстиниана

«В расширенные римские взгляды проник христианский дух, через законодательство Юстиниана от начала до конца проходит постоянная забота об общественной справедливости и попечение об общественной нравственности», - пишет Шарль Диль.
  1. Женщина становится равной мужчине и получает даже несколько привилегированное положение: при расторжении брака муж обязан обеспечить жену средствами к существованию.
  2. Право наследования исключительно через кровное родство было впоследствии признано революционным. До Юстиниана агнаты (например, дочь, вышедшая замуж) теряли право наследования. Сейчас это право кажется естественным, но так было не всегда.
  3. Закон устанавливал, что по естественному праву все люди равны, что человек рождается свободным. Рабство - это состояние, противное природе человека. Освобождение рабов поощрялось.
  4. Изменяются отношения между отцом и детьми - если отец против брака, он обязан представить суду обоснованный отказ
  5. Судьи на всем пространстве империи были обязаны руководствоваться Сводом, а не собственным представлениями о справедливости. Впервые закон становился общедоступным. «За несколько солидов богатые и бедные могут купить его и приобрести с ничтожными издержками квинтэссенцию мудрости», - рекламировал собственный Свод Юстиниан.


Реформа образования

После того как была закончена работа над Сводом, Юстиниан провел реформу высшего образования. Была написана новая программа занятий, продолжительность курса увеличилась с четырех лет до пяти.

1 курс - «Институции» + четыре первые книги «Дигест».

2-4 курсы - «Дигесты».

5 курс - «Кодекс».

Из множества юридических школ было оставлено три - в Константинополе, Риме, Бейруте. По мнению императора, «студенты, проникнув в тайны права, прочитав все, что собрано Трибонианом и его сотрудниками, станут превосходными адвокатами, охранителями правосудия и всегда умелыми судьями в ходе процессов».




«Дигесты». Рукопись VI или начала VII в., находится во Флоренции.

Болонский университет

«До XI в. у народов Западной Европы право не существовало как четкая система регулирования или как четкая система мысли», - рассказывает Гарольд Дж. Берман. Примерно в 1080 г. в одной из итальянских библиотек была обнаружена рукопись юстиниановских «Дигест». Именно на их основе родилась школа права в Болонье, которую сейчас считают первым европейским университетом.

Средневековые западные юристы «принимали право Юстиниана за истину, точно так, как принимали на веру Библию, произведения Платона и (позже) Аристотеля. Хотя, скажем, то, что было написано в своде Юстиниана о собственности на землю, не имело ничего общего с регулированием феодального права собственности, господствовавшего в 1100 г. в Тоскане или Нормандии. Этот факт вовсе не означал, что оно не было правом, напротив, оно-то и было истинным правом, идеальным правом, воплощением разума».

«С самого начала в Болонье преподавался текст римского права, составленный юристами Юстиниана в VI в. Возможно даже, что сама школа была основана для изучения этого текста», - пишет Гарльд Дж. Берман. Все внимание студентов было привлечено к «Дигестам» - обширному собранию мнений римских юристов о тысячах правовых вопросов, касающихся не только собственности, завещаний, договоров, деликтов, других отраслей сегодняшнего гражданского права, но и вопросов уголовного, конституционного и других отраслей права, охватывавших римского гражданина.

«Учитель читал вслух и правил язык рукописного текста, а студенты следили за ним по своим (обычно взятым в аренду) рукописным же копиям и делали необходимые поправки. К этому занятию и применялся термин «лекция», означавший «чтение». Некоторые студенты, у которых не было денег на покупку или аренду текста «Дигест», заучивали его наизусть», - рассказывает нам американский юрист.

Западноевропейские юристы в конце XI в. «открыли» то, что все это время существовало, развивалось и действовало в настоящей Римской империи - со столицей в Константинополе.

Развитие юридической науки в Константинополе

Сразу после смерти Юстиниана его Свод стал предметом изучения константинопольских правоведов. Появились монографии по отдельным вопросам права. «Книга о противоречиях» VII в. представляет собой свод противоречащих друг другу мест в «Дигестах», делается попытка их разрешить.

Были составлены первые сборники императорских законов, относящихся к церковным вопросам, - номоканоны.

В середине VIII в. написана «Эклога» - выборка законов из «Институций», «Дигест», «Кодекса» и «Новелл» Юстиниана I Великого «с исправлением в смысле большего человеколюбия». В предисловии к ней проявляется стремление законодателей сделать юстицию безденежной и равно доступной для всех.

Во второй половине IX в. издан «Прохирон» - учебное пособие, обладающее силой закона. Около 884 г. была обнародована не дошедшая до нас «Ревизия древних законов», то есть свод всего того, что осталось в силе от Юстинианова права.

Конец IX в. - сборник законов «Эпанагога». В основном, содержал систематизацию законодательных актов предшествующих императоров, но включал и ряд новых положений, преимущественно в области церковного права: патриаршая власть впервые понималась как дополняющая императорскую.

В конце IX в. обнародован также свод Юстинианова права, который с X в. получил наименование «Базилик» (царские законы).

Позже римские императоры издавали лишь хрисовулы - грамоты, предоставляющие привилегии отдельным лицам и учреждениям.

X в. - Synopsis major, сокращение «Базилик».

XI в. - Сборник мнений и решений Евстафия, римского патриция, деятельность которого относится к 975-1025 гг.

Вторая половина XI в. - Руководство к изучению законов, составленное исключительно по Базиликам Михаилом Атталиатом.

XIII в. - Synopsis minor.

XIV в. - Шестикнижие Константина Гарменопула (Арменопула), «ручная книга законов». Главным назначением этого труда, составленного незадолго до 1345 г., было дополнить «Прохирон».




Свои сочинения Константин Арменопул писал по-гречески

Традиции Трибониана были продолжены - в Восточной Римской империи жили и работали прекрасные правоведы, умелые адвокаты, опытные судьи. До нас дошли имена Евстафия, Михаила Атталиата, Юлиана Аскалонского. Особо стоит сказать о юристе XIV в. армянского происхождения Константине Арменопуле (родился в 1320 г., умер в 1380 или 1383 г.).

В 1345 г. он занимал пост судьи в Фессалониках, после 1359 г. был вселенским судьей. Арменопул составил корпус гражданского и церковного права. Организовал материал по новой, более удобной системе, что обеспечило популярность его труду, сохранившемуся почти в 70 рукописях. В качестве свода права труд Константина Арменопула был принят в нескольких славянских странах, а в Греции оставался действующим до XX в.

Все то время, пока в Западной Европе «открывали» римское право, в настоящей, а не выдуманной Римской империи, столица которой давным-давно переехала в Константинополь, продолжалась начатая предшественниками работа над совершенствованием юридической науки, издавались новые нормативные акты, а также своды законов. В столичном университете преподавали лучшие правоведы того времени, его выпускники работали адвокатами, судьями, в госучреждениях.

Если бы в те далекие времена практиковался набор студентов из варварских государств - стран третьего мира Средневековья, возможно, Европа сейчас выглядела бы иначе.




Французский византолог Шарль Диль (4 июля 1859 г. - 1 ноября 1944 г.) объяснил европейцам, кто является законным правопреемником Древнеримской империи. Но его не услышали до сих пор

«Corpus Juris Civilis - последний продукт римской юридической науки», - пишет Шарль Диль. По мнению ученого, в Свод Юстиниана «вложены существенные принципы права, действующего в современном обществе, и его изучение, скрытно продолжавшееся в первые века отдаленного Средневековья и с XI века получившее чрезвычайное развитие, внушило варварским народам Запада идею государства, основанную на праве. Именно этим отражением, проходящим через всю историю Запада, - чего, несмотря на необходимое критическое отношение, никогда не следует забывать, - воля Юстиниана совершила дело, наиболее плодотворное для прогресса человечества».

Мне не удалось найти в интернете текста книги Шарля Диля «Император Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке». Цитаты и другие факты, приведенные в посте, перепечатаны мною лично.

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА



















история, римское право

Previous post Next post
Up