Эрве Гибер "Призрачный снимок", сборник о фотографии

Apr 25, 2013 01:24

Сборник Гибера, посвящённый фотографии, на самом деле, книга не теоретическая и не практическая, но сборник прозаических фрагментов, очерков, рассказов, эссе и даже заметок (записок, набросков), связанных с этим то ли искусством (во времена Гибера), то ли уже нет.

Ментальная ситуация так быстро меняется, что весь этот тематический склад оказывается едва ли не историческим памятником, свидетельством о том как в прошлом веке (в период своего рассвета) бытовала фотография, как воспринималась, как, наконец, делалась.

Это красивая идея - выгрести из письменного стола всё, что так или иначе связано с обозначенной темой и выстроить из этой связки бумаг дневник, с одной стороны накрепко связанный с тем, что Гибер делал в фотографии, выхватывая из зыби и зяби отдельные детали, предметы, лица; а, с другой, с его прозаическими экспериментами - сновидческими травелогами, квазибиографическими рассказами и прочей полудокументалистикой, делающей творчество Эрве Гибера актуальным и сегодня, 25 лет спустя после самоубийства (его и фотографии как таковой).

Меланхолическая красота повседневности. Среда обитания малозаметного человека (любого из нас), существующего рядом с великими людьми и не менее великими величинами (мировой культуры, которой буквально сочится современное существование). Обаяние шершавой, тёплой тактильности. Страх смерти, заменяющий голод.


«Вот доказательство того, что фотографии не безгрешны, что они не увязшие послания, безжизненные предметы, забальзамированные с помощью закрепителя…»

Печать смерти на фотографии из объявления о розыске пропавшей девушки

Неснятые вовремя портреты (Ролана Барта, безымянного аптекаря, мамы)

Семейные альбомы (судьба семьи в судьбе страны), воспоминания о матери (снова привет Барту), старое видео, экзистенциальная пыль в коробке из-под обуви
Фото случайного гостиничного номера («Если гостиничный номер выглядит так, что его невозможно сфотографировать [или если можно сказать, что не возникает никакого желания это сделать, то это плохой номер…»]

Итальянский дневник Гёте как пример фотографического мышления, проявившегося ещё до возникновения фотографии

Фотографические выставки

Любимые фотографии любимых фотографов, вырезаемые из журналов или покупаемые на аукционах

«Фотография почти всегда связана с тишиной…»

Прохождение паспортного контроля на границе

Фото и живопись (автопортреты Рембрандта), фото и литература (Гёте, Кафка)

Города, которые фотографировал и, следовательно, поездки

Брюссель. Краков. Остров Эльбы. Флоренция. Венеция. Разумеется, Париж. Восточный Берлин. Путь из Гамбурга в Страсбург

Эстетские фотоальбомы

Порножурналы

Поляроид

Фото на документы, аппараты с мгновенными снимками, механическое пианино бюрократических институций

Снятие порчи с помощью фотки

Ретуширование

Фотофетиши

Коллекционные капризы и приблуды

Особенности студийной съёмки и фотосессия в театре (японский танец)

Кадры из фильмов и обложки пластинок, выставленные в качестве фотографий или коллажей

Фото на память







Перевод В. Войнова, совместное издание "Колонны" и "Митиного журнала"
О фотографических альбомах Гибера: http://paslen.livejournal.com/1250689.html
О сборнике рассказов Гибера "Одинокие приключения": http://paslen.livejournal.com/1250913.html
О марроканском педофелическом травелоге Гибера "Путешествие с двумя детьми": http://paslen.livejournal.com/1252894.html

нонфикшн, фото, дневник читателя

Previous post Next post
Up