Femme Fatale или «женский» неонуар

Mar 30, 2021 19:22





1983. «Четвертый мужчина».

Возвращаемся к теме роковой красотки. В четвертой части поговорим о «четвертом чуваке», нашедшем приключения на свою задницу, одним «прекрасным» вечером познакомившимся с такой вот голландской «Femme Fatale».

«De vierde man» «Четвертый мужчина» - шестой полнометражный фильм Верховена, снятый в Голландии, в 1983 году. Это, пожалуй, самый необычный фильм снятый голландцем, разрушающий жанровые границы, и включающий в себя элементы мистики, мистификации, сюрреализма, триллера и фильма ужасов. Фильм, как и большинство у Верховена, полон эротических сцен, причем некоторые явно гомо-эротического характера, и кроме того, аллюзий на христианство в общем и католичество в частности. Весь этот замес, густо приправлен черным юмором и двусмысленностями, не позволяющими трактовать сюжет однозначно. Этим картина сильно напоминает фильмы Полански, которые впрочем, на мой взгляд, намного более целостны и убедительны.





Мрачная символика

Сюжет повествует о некоем писателе в креативном исполнении Краббе - алкаше, гомике, раздолбае и убежденном католике. Вконец поиздержавшийся и вероятно, страдающий белочкой писатель, направляется на творческую встречу в небольшой приморский городок. По дороге его начинает бить «кондратий» и посещает целая серия видений, которые «какбе намекае» на скорые серьезные неприятности. На вечере он знакомится с настырной теткой по имени Кристина. Как выясняется, Кристина совмещает в одном лице организатора, спонсора и ту самую «роковую красотку», которая пользуется окружающими мужиками, с одной ей известной целью. В данном случае, таким мужиком стал Краббе, которому Кристина платит и которого намерена танцевать.



Бодрая эротика

Тут небольшая заминка. Спрашивается, нахрена гомику Краббе тетка Кристина, будь она хоть трижды раскрасавица? Однозначного ответа нет. Возможно тетка напоминает писателю парнишку, своей хрупкой фигурой и короткой прической, а может ему просто негде было переночевать. Далее происходит некое развитие, своим абсурдом напоминающее о сюрреалистичности картины. Кристина признается Краббе, что у нее есть серьезные отношения с чуваком, но вот беда в том что у парня проблемы с преждевременной эякуляцией. Краббе уверяет женщину, что поможет горю, опираясь на свои, якобы эзотерические способности. На самом деле писатель, увидав фотографию чувака, положил на него глаз.



Белочка

Далее, начинает сбываться все виденное писателем в глубоком делирии по дороге. Он обнаруживает что тетка была замужем три раза, и все три мужа сплели ласты при трагических, но странных обстоятельствах. Теперь главный вопрос для Краббе, кто будет четвертым, он или тот самый парень с проблемами в сексуальной сфере? Тут надо сказать, что не последнюю роль в этом вопросе сыграет как раз религия. Определенно, Верховен в этом фильме, в радикальной форме, излагает свои взгляды на христианство. Это некая лайт-версия его же серьезного исследования в сфере религии, надо полагать, эта тема была важнейшей в творчестве Пола, хотя в других фильмах не так явно подана.



Рене Саутендейк - Кристина

Как видим, фильм в общем и целом, о хоть и не совсем полноценных, но все же о мужиках, однако та ситуация в которую погружает их автор, связана именно с образом «роковой женщины». Причем в данном случае, образ Кристины или «черной вдовы», на которую, кстати, наводят кадры пролога, показывающие паука пожирающего добычу, совершенно инфернальный. Кристина в исполнении Рене Саутендейк - по сюжету, абсолютное зло, правда, не смотря на довольно подходящую внешность и хорошо поставленные сцены эротического секса, как всегда у Верховена циничные и натуралистичные, образ женщины-паука, раскрыт не до конца. Надо полагать, что этот недостаток Верховен исправил девять лет спустя, при помощи Шарон Стоун.



Рене Саутендейк - Кристина

Фильм прохладно приняли на родине, но за то «на ура» за океаном. Картина получила кучу наград, признание критики и не плохую кассу. В 1992 году, чувак снимет голливудскую версию «Четвертого мужчины» - «Основной инстинкт». а пока приступит к реализации своего международного проекта - «Flesh & Blood» «Плоть и кровь». О нем мы поговорим в следующий раз.

Продолжение следует…

1992. Basic Instinct

1987. Fatal Attraction

2002. Femme Fatale











кино и немцы

Previous post Next post
Up