Третий Исаакиевский собор

Sep 15, 2015 20:36


Сей храм трёх царствований изображение:
Гранит, кирпич и разрушение...



В 1762-м году архитектор Савва Иванович Чевакинский разработал
планировку новой городской площади, Исаакиевской, и предложил проект собора, который предполагал соорудить в её центре.
Указом Сената 15 июля 1761 года руководителем строительства нового Исаакиевского собора был назначен С. И. Чевакинский.




Но осуществить этот замысел не удалось. Построить новый собор, связанный с именем Петра Великого, вошедшая на российский престол императрица Екатерина Вторая поручила архитектору Антонио Ринальди.

Если бы Ринальди построил этот храм, как замышлял его изначально, это могло бы стать его лучшим творением в Санкт-Петербурге. С Невы храм смотрелся бы просто шикарно! Ниже виден наплавной мост и памятник Петру.




Собор был задуман с пятью изящными, сложными по рисунку куполами и высокой трехъярусной колокольней. Мраморная облицовка должна была придать изысканность цветовому решению фасадов. Макет и чертежи проекта хранятся в Музее Академии художеств.



Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана.

Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль.


Но возведение храма затянулось почти на тридцать лет. Не завершив начатого, Ринальди после смерти Екатерины Второй покинул Петербург.

Вступивший на престол Павел I поручил архитектору В. Бренна срочно завершить работу. Выполняя желание императора, Бренна  исказил и упростил замысел Ринальди. Вместо пяти изящных легких куполов возвели один массивный.

Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I - Михайловского замка, поэтому облицовка мрамором доходила только до карниза, а выше стены собора остались кирпичными. В результате получилось приземистое полумраморное-полукирпичное сооружение, не соответствующее парадному облику центра столицы.

30 мая 1802 года третий Исаакиевский собор был освящён.




Сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный.

При попытке прикрепить листок с этим четверостишем к фасаду собора Акимов был арестован. Он дорого поплатился за своё остроумие: ему отрезали язык и сослали в Сибирь.

В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму:

Сей храм покажет нам,
Кто лаской, кто бичом,
Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.
Позднее, при императоре Александре I, когда при исполнении окончательного монферрановского варианта собора стали разбирать кирпичную кладку, фольклор откликнулся на это новой эпиграммой.

Сей храм трёх царствований изображение:
Гранит, кирпич и разрушение.




Это заставило правительство и Синод уже спустя семь лет после освящения третьего Исаакиевского собора задуматься о его перестройке... следующий пост будет уже о строительстве современного Исаакиевского собора.

Общий пост о соборе - история и легенды

Исаакиевский собор снаружи (фасад, барельефы, скульптуры)
Исаакиевский собор внутри

Первая в Петербурге Исаакиевская церковь
Второй Исаакиевский собор
Строительство существующего Исаакиевского собора

архитектура, Санкт-Петербург, история, легенды Питера, религия

Previous post Next post
Up