Исаакиевский собор снаружи

Oct 24, 2015 22:55




Этот пост о Исаакиевском соборе.
О скульптурах снраружи собора и его фасадах со всех сторон.




Северный фасад. «Воскресение Христа»




Фраза, помещённая во фризе северного портика, - «Господи, силою твоею возвеселится царь»,- может считаться выражением идеи всего сооружения.




Рельеф фронтона северного портика - это «Воскресение Христа», скульптор Ф. Лемер.

В центре композиции - поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него - ангелы трубят, а за ними перепуганные римские воины и потрясённые женщины.




Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) - ближайших учеников Иисуса Христа, - причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий - первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.




Апостол Иоанн (с орлом)




Раньше эти светильники  в темное время суток освещали дорогу к храму. Вернее освещали сам храм словно маяки, потому что дорога от них весьма далеко внизу. Не все знают что они газовые!



Вейерман К.Р. «Зажжение светильника на Исаакиевском соборе в полночь в Светлое Воскресение».

Светильники на соборе установили самыми последними, когда храм уже стоял и колоннада ангелов была. Ниже Исаакий еще без светильников.




Сами светильники имели форму не чаши, как сейчас, а полноценного фонаря.




Собор без светильников и с праздничной иллюминацией.


    


31 марта 1872 года с юго-западной стороны собора (угол напротив дома Мятлевых). В тот первый раз в светильнике зажгли не газ, а специальный состав из керосина, стеарина и спирта. Этим составом наполнили сосуд в виде сдвоенных медных котлов, с песком между стенками.




В июне 1873 года был заключён контракт на выполнение работ по «устройству аппаратов и проводки труб для освещения газом четырёх канделябр на углах аттика Исаакиевского собора». Врезка была осуществлена в четырёх местах в магистральную трубу Общества столичного освещения. Чугунные трубы шли под землёй, через фундамент собора. Снаружи по зданию собора также шли железные 2-х дюймовые трубы, которые были окрашены под цвет мрамора, гранита или бронзы.

Первый опыт одновременного горения всех четырёх светильников был осуществлен 30 августа 1873 года. Но мощности хватило только на полчаса горения, при этом давления не хватило и даже уличные фонари вблизи собора погасли. Тогда магистральные трубы вокруг собора заменили на имеющие больший диаметр и все заработало.


  

С картины художника С. Животовского гравировал Б. Луц

На каждом светильнике располагалось 2100 горелок, потребляющих 2-2,5 куб. футов газа. Это очень дорогое удовольствие, поэтому горение предполагалось лишь до 3-х часов и только 5 раз в год по праздничным дням, когда в столице зажигалась «большая иллюминация».




Кстати, почему бы сейчас не поставить там лампы имитирующие открытый огонь? Это было бы исторически верно и придало бы собору большего шика.




Вид на северную сторону города с колоннады.




Западный фасад

На фронтоне западного портика - барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842-1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти - царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода).




На фронтоне западного портика - барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842-1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти - царской и духовной, неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода. Хотя по мне, так северный портик к Синоду смотрит больше.




Не многие знают, что тут изображен сам император Николай I в лице Феодосия, императрица Александра Фёдоровна в лице жены Феодосия и митрополит Серафим в лице Исаакия Далмацкого




Тут находится и сам Монферран, держа свое детище в руках.




А еще стоит Фома (скульптор Витали) - с угольником в левой руке (как архитектор).
Варфоломей (скульптор Витали) - изображён с крестом и скребком, которым с него содрали кожу, а затем повесили вниз головой.




Евангелист Марк изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.







Вид на западную сторону города с колоннады.




Южный фасад

На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839-1844 годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.




Надпись по фризу - «Храм мой храм молитвы наречётся».







Иисус и волхвы... младенец словно пострадал от китайцев иглоукалывателей... это от голубей.










Андрей (скульптор Витали) - проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре I был учреждён Андреевский флаг, а также Орден Святого апостола Андрея Первозванного.




Ниже Филипп (скульптор Витали) - скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.




Есть еще и Матфей (скульптор Витали) - евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.

Левая ниша - «Благовещение» (скульптор А. В. Логановский)




Правая ниша - «Избиение младенцев» (скульптор А. В. Логановский). Хотя какое тут избиение, тут вырезание просто...




Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.







Такого высокого и мощного портика больше нет нигде в мире. Все остальные соборы ему уступают.







Вид на южную сторону города с колоннады.




Восточный фасад

На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841-1845, скульптор Лемер). В центре барельефа - Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель...




Тут стоят апостолы Иаков, Симон и Лука. На мой взгляд наиболее примечателен симон. В руках у него пила. И не потому что он собирается строить, потому что пила символ мучений которые испытывали апостолы. т.е. она для "пилки" людей.


    


Вид с восточной стороны на город с колоннады.




Если обходить этот собор по кругу, то со стороны Вознесенского проспекта мы увидим колонны, повреждённые снарядами немецкой артиллерии в годы Великой Отечественной войны. Эти колонны не ремонтировались намеренно, хотя в Исаакиевском Соборе в 1950-60 годах была проведена реставрация.







Собор шокирует своим масштабом и размерами... его строительство велось без использования современных подъёмных машин. А ведь вес колонн верхней колоннады - 64 тонны, а высота колоннады 41 метр (это высота 14-го этажа современного дома).

Сейчас краны способные поднять такой вес на такую высоту надо еще поискать. Даже установка нижней колоннады из колонн весом 114-117 тонн удивляет, но уж подъем на такую высоту этих многотонных махин, да еще последующая обработка и полировка - просто за гранью воображения.







РПЦ хотела себе зхрам забрать, но его к счастью отстояли. Исаакиевский собор принимает верующих. Сюда можно войти и помолиться бесплатно и в то же время он остается музеем. В музей входят четыре православных собора - Исаакиевский собор, храм Воскресения Христова (Спас на крови), Смольный собор, Сампсониевский собор. Часть инфы и фото (С) интернет.

Другие посты про Исаакиевский собор:

Туристическая колоннада Исаакиевского собора
Ангельская балюстрада
Колоннада для инвалидов
Прогулка по крыше Исаакиевского собора
Прогулка между куполами
Купол Исаакия сверху и снизу, снаружи и внутри
Чердак Исаакиевского собора
Подвалы Исаакиевского собора




Посты об истории собора и о его строительстве:

Первая в Петербурге Исаакиевская церковь
Второй Исаакиевский собор
Третий Исаакиевский собор
Строительство существующего Исаакиевского собора

архитектура, Санкт-Петербург, музеи

Previous post Next post
Up