Всем приезжающим в Петербург рекомендую обязательно сходить в Михайловский замок.
Со вчерашнего дня не писал больших постов о Петерберге... непорядок )))
"Трёхчастный мост", который по сути представляет собой три сходящихся к воротам моста. По центральной мог проехать только император или члены его семьи.
Подпоручик Киже на своем посту... в нише моста. Помнится писал о нем подробнее )))
Подпоручик Киже и император Павел I
Император Павел I спешил построить свою резиденцию-крепость, так как понимал что ему предстоит нешуточная борьба с Англией за мировые сферы влияния. Он знал что его окружает много предателей, опасался за свою жизнь и хотел иметь надежный тыл.
Первый камень нового замка был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Замок строился с 1797 по 1801 год. Окончательный проект, с учётом предыдущих, разработанных самим Павлом, принадлежал архитектору В.И. Баженову.
Западный (церковный) фасад замка выглядит наиболее нарядно. Он украшен декоративным лепным карнизом и аллегорическими скульптурами Веры и Надежды. На месте окон третьего этажа, которых при Павле здесь не было, располагались выполненные из белого каррарского мрамора медальоны с изображениями четырех евангелистов (Иоанна, Луки, Матфея и Марка). Сейчас эти изображения находятся на внутренних стенах храма.
По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Согласно документов, число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно.
Общая стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Считается, что это самая дорогая постройка в мире XVIII века.
Подробно о строительстве замка и его фасадах можно прочитать пожд этой ссылкой
Вдали виден памятник Петру I у Михайловского замка Вход.
Внутренний двор лучше оставить на потом...
Внутри все как обычно - рамка, проверка, касса и администратор у которого нужно не забыть взять бесплатную карту Михайловского замка. На ней планы этажей и разметка комнат с краткой историей. На фото 1 этажа.
Макет замка.
Макет создан в архитектурной мастерской О.С. Романова в 1997 году. В этом же помещении представлены фотографии круговой панорамы Санкт-Петербурга, сделанные с крыши замка.
Парадная лестница.
Первоначально Павел задумал использовать для убранства Михайловского замка только произведения российских мастеров, но был вынужден отказаться от этой затеи, так как российская промышленность в то время еще не достигла высокого уровня в производстве предметов роскоши. Бронзовые изделия-бра, часы и др., были привезены из Европы и заняли свое место в парадных интерьерах Михайловского замка.
Во внутреннем убранстве замка с помощью языка аллегорий, эмблем и символов, была выражена идея прославления самодержавия и российской государственности.
На карте лестница между помещениями 210 и 201. Ее украшают колонны из серого сибирского мрамора.
На первом этаже постоянно проходят какие-то выставки и стоят скульптуры Летнего сада.
Это подлинные скульптуры петровского периода. Сейчас в Летнем саду стоят копии. Аллегория Милосердия...
При Павле особенно богатым было собрание скульптуры Михайловского замка. Скульптура оформляла интерьер каждого парадного помещения-всего около 70 мраморных статуй и 120 бюстов. Здесь стоял и Лаокоон, который теперь в Эрмитаже.
Можно сказать пес из фильма "Маска" )))
Открытый фонд скульптуры XX - XXI вв. Экскурсии тут проводятся только в понедельник и четверг в 15.30.
Русский музей стал первым музеем в истории музейной практики, который открыл доступ к ранее закрытым фондам. В этом зале находятся произведения самых известных мастеров рубежа XIX - XХ веков.
В следующих залах картины, здесь можно зависнуть на долго.
Теперь второй этаж. начало осмотра начинается в левую сторону от лестницы.
Зал Антиков императрицы Марии Федоровны. При Павле этот зал играл роль своеобразного музея античной скульптуры, где главным украшением были античная статуя Вакха и фигура Дианы работы Ж.А. Гудона.
Н.С. Пименов. Торжество христианства, или Несвержение идолов. 1854г. Христианин, конечно, с мечом и щитом.
Это модель неосуществленной группы для Благовещенского моста.
Миропамазание (крещение) жены Александра (будущего императора), великой княгини Елизаветы Алексеевны. Мошков (?), 1795 год/
На картине изображены (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, великие князья Константин и Александр, императрица Екатерина II, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья Шубина, Безбородко, Зубов, Будберг. По сути, картина демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И эта расстановка как раз показывает незавидное место будущего императора Павла I. Слева стоит в красном камзоле последний любовник Екатерины Великой П.А.Зубов
На втором этаже распологались и покои императрицы, рядом с Рафаэлевской галереей, которую украшали ковры, представляющие собой копии картин Рафаэля Санти. это Галерея Рафаэля.
Императорские покои находились так же на втором этаже, по левую руку от церкви, а по правую были покои великого князя Константина Павловича. Далее шли Воскресенский (Белый) зал, и вслед за ним - анфилада парадных апартаментов.
Петр I и Екатерина I
Галерея портретов Романовых.
Маковский Владимир - Портрет императрицы Марии Фёдоровны и последнего императора России
Совершенно случайно во время последней реставрации тут были обнаружены замазанные подлинные плафоны павловского времени работы И.Я. Меттенлейтера. Это почти чудо, но их удалось восстановить.
А. Н. Малевинский. Архитектор Бренна, строитель Михайловского замка, который держит в руках план замка.
После убийства Павла, художника который расписывал потолки привезли ночью во дворец что бы "раскрасить" Павла перед показом его дворцовой общественности. Говорят после этой ночи он постарел на 30 лет...
Тронный и Предтронный залы императрицы Марии Федоровны.
Стены Тронного зала затянуты малиновым бархатом. Трон императрицы стоял у восточной стены на возвышении, под балдахином. Напротив трона, в нише, располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображавшим девять муз.
Это парадные апартаменты императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьеров была исполнена по проекту Винченцо Бренна в 1799 - 1801 годах.
Если долго смотреть на этот портрет, Павел начинает двигаться..
Обрамление ниши было решено в виде двух лепных фигур кариатид, поддерживающих арку, в центре которой висела бронзовая люстра, украшенная вазой рубинового стекла и хрустальными перьями.
Здесь очень интересные интерактивные фильмы в 4D. Можно долго сидеть и смотреть.
Говорят призрак убитого императора Павла до сих пор ходит ночами по коридорам замка. Обычно он приходит ровно в полночь. Павел стучит, смотрит в окно, дергает шторами, скрипит паркетом... даже подмигивает, вселившись в свой же портрет. Некоторые видят свет от сияния свечи, которую дух Павла несет перед собой.
Бывший большой столовый зал. В зале проходили обеды и ужины императорской семьи, а по вечерам устраивались камерные концерты и театральные представления.
В Столовом зале любили играть малолетние великие князья, и, во избежание несчастий, нижние части стеклянных дверей на балкон, распоряжению Марии Федоровны, закладывались мягкими подушками.
Именно в этом зале 11 марта 1801 г. состоялся последний ужин императора Павла I.
Ночами здесь очень часто громко хлопают двери (даже если все окна закрыты). А особенно удачливые и впечатлительные даже слышат приглушенный звук игры на флажолете - старинном музыкальном инструменте, слушать который император любил еще при жизни.
Зал со статуэтками из кости (временная выставка). Ране это была спальня жены Павла I Марии Феодоровны. До перехода в православие ее звали София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская. Принцесса Вюртембергского дома. Она была второй супругой российского императора Павла I и матерью императоров Александра I и Николая I.
Стены отделаны мрамором и огромными зеркалами в золотых мимишных рамах с завиточками и цветуечками. На вид спальня достаточно холодная, хоть и роскошная, особенно по сравнению со спальней императороа, которая была отделана деревом..
В этих небольших будуарных помещениях жены Павел любил спрятавшись от всех читать книги.
Синие прожилки мрамора, словно вены...
Проходы местами, как и положено в замке очень узкие.
Установка Александрийского столпа в С-Петербурге
Смотр войск на Марсовом поле.
Галерея Лаокоона Михайловского замка изначально входила в анфиладу парадных апартаментов императора Павла I.
В центральной нише зала на постаменте из разноцветного мрамора была установлена привезенная из Италии скульптурная копия прославленной античной группы «Лаокоон» (ныне - Государственный Эрмитаж), давшая название залу. Фото Лаокоона (С) интернет
Надо сказать копия в Эрмитаже без серьезных сколов и потерь )) А это оригинал, что стоит в
Музее Ватикана
Очень редко можно увидеть Овальный зал без выставки... обычно он очень плотно заставлен картинами или скульптурами. Но я увидел ))
Раньше в центре потолка был живописный плафон работы А. Виги, представлявший богов Олимпа. Но увы, ныне он утерян.
Овальный зал входит в анфиладу парадных покоев императора Павла I. Скульптурное убранство зала (кариатиды, барельефы), исполненное мастером К. Альбани, в основном сохранилось с павловского времени.
Мраморная галерея. Обычно ее перегораживают и проводят выставки. Мне опять повезло )))
Вид из окна.
Мраморный или Георгиевский зал один из самых больших парадных залов Михайловского замка. Галерея примыкала к Круглому Тронному залу императора и служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена.
Иузей становится современным - интерактивного все больше и больше...
Возвращаемся назад. По кругу все еще пройти нельзя.
Софья. Портрет в
Михайловском замке
Церковь Святого Михаила находится под шпилем замка в выступе со стороны Садовой улицы. По размерам это небольшая семейная церковь императорской семьи, в настоящее время ремонт в ней не закончен и это помещение показывают тоже только организованным группам. На потолке церкви изображено всевидящее око, еще один из масонских символов.
Во времена Павла I в Петербурге проживало много масонов, так что их знаки повсюду.
"Проходной зал", откуда можно было попасть в Тронный зал, стены которого были обтянуты зелёным бархатом.
Далее располагалась галерея Лаокоон с историческими гобеленами и мраморными статуями. За этим залом следовала гостиная, потом большая мраморная зала, в которой должны были дежурить кавалеры Мальтийского ордена.
Сейчас здесь располагается экспозиция "Лица России".
Портрет графа В.А. Зубова 1796г. Это младший из трех братьев Зубовых, который начал службу в Преображенском полку. За сообщение о взятии Бендер получил чин полковника и был пожалован во флигель-адьютанта. Участвовал в штурме Измаила, в боях в Польше, Персидском походе. Павел его уволил в отставку за нарушения превышение полномочий. Павел уволил многих генераловиз армии, сократив генералитет почти в два раза.
Зубовых здесь много... не думаю что это порадовало бы Павла.
Гоголь... обычно он всегда стеснительный.
Писателей загнали в какие-то подворотни ))) Не знаю с чем это связано )))
Лермонтов...
Ужасный ядовитый портрет. Очевидно он таколй не случайно...
Необычная поза для портрета.
Много и современных фотографий... Бродский, Ростропович, Собчак и Рина Зеленая.
Спальня императора самое знаменитое место замка. И его посмотреть скорее всего не получится (нужно заказывать отдельную экскурсию).
Помещения спальни, как такового уже не существует, хотя сохранилась потайная лестница в спальню. Император Александр II дал распоряжение переделать спальню в церковь. Алтарная часть была на месте кровати.
При советской власти все опять кардинально перестроили со сносом стен и строительством новых и на месте алтарной части церкви был коридор. Сейчас спальню пытаются воссоздать. Кровать стояла как раз в том месте где сейчас батарея и электрический щит на левом фото ниже. Как видите, даже на фото видны некие "сущности" летающие в этом месте.
Возможно спальня была такой как на гравюре Утвайта по рисунку Филиппото.
Частично сохранился лишь Притвор (пристройка перед входом в храм) и немного его "родная" отделка (видно во время виртуальной прогулки ссылка ниже). Это не сама церковь, а только место перед входом. На панелях были вывешены имена геройски погибших воспитанников училища.
Можно сравнить как было изначально и как стало.
Виртуальная прогулка по спальне Павла I
Существут поверье, что каждый год в день своей смерти Павел стоит у окна своей спальни и смотрит вниз. Считает прохожих... уходит только когда увидит 47-го, душу которого в этот день забирает с собой... впрочем, в панику впадать не стоит, это всего лишь легенда. И о спальне императора пост будет позже.
Что бы не навлечь на себя гнев привидения, нужно опустить голову и произнести: «Спокойной ночи, Ваше Императорское Величество!». Император сразу исчезнет. А в противном случае возможны неприятности.
Последний день императора Павла I и смерть русского Гамлета XIX века
Герб Росийской империи времен Павла.
Павел I умер на том же месте, где и родился. Здание Михайловского замка он возвел на месте деревянного Летнего дворца, где 1 октября (20 сентября) 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила его на свет...
Виртуальная прогулка по Михайловскому замку
Во внутреннем дворе замка стоит памятник Паввлу.
Последний день императора Павла I и смерть русского Гамлета XIX века
Памятник Павлу I во внутреннем дворе Михайловского замка
Обзор всех мостов реки Фонтанки
Набережная реки Фонтанки. Часть 1 Пешком по Фонтанке. Часть 2 Набережная реки Фонтанки. Часть 3
На этом все... надеюсь было интересно.
Михайловский замок. История и трагическая судьба Легенды и мистика Михайловского замка Подробный рассказ о залах Михайловского замка.
Внутреннее интерьеры Михайловского замка. Первый этаж Внутренние интерьеры Михайловского замка. Второй этаж Выставка "Сага о Романовых"