Столб... столба... столбу...
(С) народ
Александровский столп - памятник
Александру I ● Благословенному, победителю Наполеона в
Отечественной войне 1812-14 годов.Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена на
Дворцовой площади Санкт-Петербурга 30 августа 1834 года. Колонну венчает фигура Ангела (как любят шутить в СПб) "в натуральную величину".
Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая и тяжелая колонна в мире из монолитного гранита.
Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии,
колонны Траяна в
Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в
Париже - памятника Наполеону (она есть
ТУТ).
Начну с краткой истории ее создания
Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство
Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром
Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от
Зимнего дворца (Эрмитаж) и почти в 140 метрах от арки здания
Главного штаба.
Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))
Для гранитного монолита - основной части колонны - была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в
Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти,
Финляндия).
Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.
После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.
Для обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.
После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Монолит был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Доставка в
Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого был построен бот особой конструкции.
Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя "Святой Николай", грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).
Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.
При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду.
Преодолев все трудности, колонну все же погрузили на борт. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости. Колонна отправилась в
Кронштадт на боте, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к
Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.
Прибытие центральной части колонны в столицу империи состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В.А. Яковлев.
С 1829 года на
Дворцовой площади начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.
Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.
Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!
В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент
Исаакиевского собора.
Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:
"В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда".
Работы были закончены в октябре 1830 года.
После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.
Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.
"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы - прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар". Затем его передвинули на катках.
Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."
Альбом с рисунками Монферрана.
К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи - установке колонны на пьедестал.
На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн
Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.
30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.
Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.
После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"
Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух - кажется что колонна покачивается.
Это настоящее произведение искусства.
После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.
Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.
Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию
Николая I, обращённой к
Зимнему дворцу . В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..
Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - "Сим победиши!".
Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась
Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с
Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напоминает, то отдаленно.
Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.
Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра. Картина находится в
Михайловском замке Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед
Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с дворцом.
Перед трибуной и колонной прошел парад войск.
Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, либерасты упрекали в том, что он, якобы, потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела почему-то напоминала критикам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:
"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".
Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке,
Екатерине II, начертавшей на пьедестале
Медногой всадника "Петру I - Екатерина II",
Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу".
В честь установки колонны были отчеканены юбилейные монеты номиналом 1 рубль (на фото) и 1,5 рубля.
Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но наши предки всерьез боялись, что колонна опрокинется, и старались обходить ее стороной.
Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран (благо жил неподалеку, на Мойке), стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.
15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".
По
Петербургу поползли слухи, что это дух Наполеона и является предсказанием нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей на площади было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны
Исаакиевского собора на колонне отражалась буква " N" со стекла одного из фонарей.
С колонной связано много баек и легенд ))) истории о том, как её случайно раскопали строители во главе с Монферраном или версии об инопланетянах с Альфа-Центавра я сразу опущу... под плинтус. Этого добра будет достаточно в комментах )))
А вот старые байки мне кажется будут интересны -
занятные лохотроны прошлого...
В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади
Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.
Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник
Владимиру Ильичу Ленину . Выглядело бы это примерно так )))
Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать и это и спасло ангела от демонтажа (подробнее читайте в посте про
Дворцовую площадь).
Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно смотрится на площади.
Ленинградское первоапрельское сообщение времен перестройки (о нефти найденной под колонной)
Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!
Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лаконичная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"
Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.
Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.
Дворцовая площадь Санкт-Петербурга Основа инфы (С) Вики, walkspb.ru и др. инет. Старые фото и гравюры (С) альбомы Монферрана (Государственная публичная библиотека) и интернет. Современные фото частично мои, частично из инета.