Борис Мышлявцев. Манси и Великий Иран

Nov 29, 2022 14:14

Продолжаю публикацию текстов Мышлявцева по истории и политике Дальнего Востока:

Японский план
Турецкий план
Русский план
Великая Эвенкия
"Республика пяти народов"
Парадокс "китайского национализма"
Тибетский план
17-я республика
Точка на границах
Манси и Великий Иран

В прошлой заметке цикла ( Точка на границах) Мышлявцев указал нам на странные связи между монголами и пожалуй-немцами. В этой он затрагивает ещё более важную для нас русских тему: о влиянии Персии. Тему Персии я открыл для себя сравнительно недавно, всего три года назад (см. Новая и интересная тема: ПЕРСИЯ, старая и страшная). И за  эти три года тема эта выросла в моих глазах настолько, что сегодня слово Персия привлекает больше моего внимания, к примеру, чем слово США. Ведь США это бабочка-однодневка. А Персия...

Цитирую

В нескольких циклах я бегло рассмотрел стратегии Японии, Китая, Турции, Тибета и даже Великой Эвенкии. Но речь шла в основном о разделе "маньчжурского наследства". А вот про Великий Иран мы совсем не поговорили. Поэтому самое время взглянуть внимательно на фигуру Собянина.

Шучу. Поговорим немного о маленьком урало-сибирском народе манси.

[Нажмите, чтобы прочитать о таинственных вещах, исподволь определяющих многое в нашей жизни, но остающихся при этом за порогом осознания.]В титулаторе российских императоров значилось гордое: Великий князь Кондинский. А что это за княжество такое, Кондинское?
.....
Сергей Семенович Собянин родился в 1958 году в селе Няксимволь (Грязный Плёс) нынешнего Ханты-Мансийского округа, на территории бывшего Сосьвинского княжества, что к северу от более известного историкам Кондинского.

Сейчас в Няксимволе проживает около 500 чел. - манси, коми и русские.

К манси семья московского мэра, судя по всему, отношения не имеет. Род Собяниных происходит от печорских староверов, переселившихся в 19 веке южнее в район Вишеры и смешавшийся там с коми. Народ коми делится на северных, коми-зырян (светлых европеоидов вроде поморов), и южных коми-пермяков, имеющих заметную тюркскую примесь. Впрочем, живут в тех краях и манси, также смешиваясь с коми и русскими.

В 1930-е Собянины переселились за Урал, в бассейн Сосьвы, спасаясь от раскулачивания. Пожелаем им здоровья и оставим в покое.

Поговорим лучше о знаменитом художнике Василии Кандинском. Сам он возводил свой род с одной стороны к тунгусским князьям Гантимуровым (потомкам цинского аристократа Гантимура, о котором я писал в одном из материалов) с другой же - к князьям Кондинским.

Княжество Кондинское было до присоединения к России в 1594 году частью другого вогульского (мансийского) княжества, Пелымского. 50% налогов Пелыма приходило от Кондинского князя. Кондинцы совершали набеги на вотчины Строгановых, что и послужило одной из причин похода Ермака. Кондинские князья находились в вассальной зависимости от пелымских и от Сибирского Хана, которым примерно в то время нелегитимно объявил себя Кучум.

То есть мы видим манси активными участниками важных политических процессов времен русской Конкисты.

Теперь давайте попробуем понять масштабы всего этого мансийского мира. В княжестве было 2 города. Территорию оно занимало примерно размером с Чехию. По княжеству протекали могучие таежные реки.

Население Кондинского княжества по переписи 1628 года составляло 257 человек.

Опечатки тут нет. Не 257 тысяч, а просто двести пятьдесят семь человек.

Итак, у Кондинского князя было около 250 подданных мужского пола. Ввиду малочисленности "княжества" в русском делопроизводстве мансийские князья именовались "князцами". Князец - звучит мило и ласково, но не солидно. И Кондинские долго добивались пересмотра своего статуса. Долго - это 200 лет. В 1800 году Павел своим императорским указом повысил их до полновесных князей.

Но чем было княжество с населением  в 250 мужчин в реалиях сибирской тайги 1594 года, к моменту присоединения?

Представьте, что вы хозяин предприятия, где работает 250 профессиональных звероловов. Они вам приносят соболей, которых вы продаете татарским и русским купцам. Не княжеский масштаб - но вполне крепкий и надежный бизнес. Примерно так и была устроена вся таежная Сибирь в те времена: редкая но регулярная сетка "князцов" от Урала до Енисея. Отжатие бизнеса у князцов и было главной целью русской Конкисты. Защитить же князца от конкистадорского беспредела мог только высший суверен, в данном случае - русский царь, для которого князец начинал собирать ясак вместо прежнего Хана.

Впрочем, богатства Кондинского князца, описанные после его пленения русскими, все равно не впечатляют. Пара серебряных ложек и чашек, да обшитая по краю собольим мехом занавеска.

Однако главных сокровищ Кондинского князя русские казаки не нашли.

В удаленном святилище среди болот были бережно сохранены огромные серебряные блюда, изображавшие одетого в иранскую одежду Всадника.

Иранскую? Конечно, в иранскую. А как еще должен быть одет помощник Ахура-Мазды, следящий за мировой справедливостью Митра?

Ко времени покорения русскими Сибирского ханства территория между Уралом и средним течением Иртыша и Оби до самого Ледовитого океана занята была десятком мансийских, хантыйских и смешанных княжеств с ясачным населением в 200-300  человек. В половодье Обь и Иртыш разливаются на многие километры, да и остальная территория этой сибирской Амазонии занята сплошными болотами. (Но основная часть манси жила ближе к Уралу, ханты же - до нынешнего Томска). Все население этой огромной территории можно оценить в несколько десятков тысяч человек. Больше при традиционном типе ведения хозяйства такая территория не прокормит. Дальше к югу, у сибирских татар, плотность населения радикально увеличивалась.

Манси русские назвали вогулами (от их хантыйского названия), а хантов остяками (от сибирско-татарского иштяк, т.е. язычник). Я слышал, как в Сибири казанские татары называли термином "иштяк" самих сибирских татар, которые считаются слишком неортодоксальными мусульманами.

В реальности же сибирские татары представляют собой смесь сибирских тюрок, бухарцев и обских угров, т.е. хантов и манси.

Мы сосредоточились на манси, но на самом деле ханты и манси - народы очень близкие (хотя их отношения всегда были непростыми). У них сходная религиозная система, а фратриальная система у них попросту общая. И ханты и манси делятся на 2 фратрии - Пор и Мось. Если ты родился Пор, то жениться можешь только на Мось - и наоборот. Соблюдение запретов на внутрифратриальные браки было строгим, а "национальность" брачующихся (хант он или манси) значения не имела.

Сейчас манси - около 12 тыс. Примерно столько же было и в рассматриваемый период.

На протяжении столетий манси с юга теснили тюрки, с запада финны (коми), а потом русские. Поэтому изначально проживавшие в Уральских горах манси стали в итоге преимущественно болотными жителями.

Теперь давайте разберемся, зачем манси  не только иранские блюда со всадниками, но также и массовая закупка игрушечных солдатиков на лошадках, которых специально для них начали делать в далекой Москве.

Основным объектом поклонения манси было божество Мир-суснэ-хум. Он представлялся скачущим по небу всадником, наблюдающим за соблюдением в мире справедливости. В фигуре Мир-суснэ-хума легко угадывается иранский Митра, некогда почитаемый не только в Иране, но, например и среди римских легионеров. Описания Мир-суснэ-хума и его титулатура сходны с таковыми для Митры.

Но как Митра попал на болотистые просторы Приуралья и Северо-Западной Сибири?

Предки обских угров некогда вместе с предками венгром были степными кочевниками. Венгры ушли, предки манси остались и были постепенно оттеснены на север.

Мансийский митраизм был смешан с угорскими верованиями, на севере он был еще более разбавлен верованиями неизвестных нам аборигенов, живших до прихода современных народов (ненцы называли этих аборигенов сихиртя и считали что они ушли под землю).

Судя по всему, культ Митры стал для манси важным этнодифференцирующим признаком и частью Мы-образа. Они сохраняли его, несмотря на попытки исламизации со стороны "татар". Точнее сказать, принявшие ислам ханты и манси и стали частью "сибирских татар".

Манси были крещены и формально приняли православие. Однако на болотных святилищах продолжали поклоняться Митре, который начал считаться сыном верховного бога Нуми-Торума.

Это поклонение тихонько дожило до советского времени. И было открыто лишь в 1970-1980-е годы новосибирским антропологом Измаилом Гемуевым, который смог добиться доверия мансийских шаманов и родовых старейшин и получить доступ к тайным святилищам. (см. И.Н. Гемуев, "Религия манси").

Стало понятно, что закупавшиеся манси московские игрушечные солдатики использовались как изображения Митры. После падения Сибирского ханства связь с Ираном у обских угров начала слабеть - и потребовался московский заменитель. Им отчасти и стали эти солдатики.

Связь степных угров с Ираном понятна: Приуралье было некогда тюрко-иранским миром. Но почему связь сохранилась и позднее, каков был экономический и политический базис? Тут нам придется поговорить о сибирских бухарцах. Народец интересный. К началу 20 века было их не больше чем манси - 12 тыс, а в советское время они таинственным образом исчезли.

Кто из сибирских бухарцев отметился в современной мировой истории? И неужели они вообще хоть как-то умудрились в ней отметиться за пределами своих сибирских болот?

Ну, во-первых на болотах они не жили. "Дураков нет". Жили они чуть южнее. А во-вторых - да, умудрились.

Сибирским бухарцем был, например, главный мулла первой Соборной мечети Японии Абдурашид Ибрагимов.

Википедия лаконично описывает жизненную миссию Абдурашида:

"Сторонник идей панисламизма, которые распространял начиная с 1908 года опираясь на поддержку Японии".

(Умер знаменитый сын сибирско-бухарского народа в 1944 году в г. Токио).

Давайте вспомним: вся таежная Сибирь от Урала до Якутии была покрыта сетью малонаселенных "княжеств". В распоряжении каждого князца было 200-300 мужчин, из них 20-30 человек дружинники, остальные - охотники, поставлявшие князцу соболя и другие меха. Мы слабо представляем себе обороты этого сибирского бизнеса. Скажем только, что он составлял основу российского, а ранее новгородского экспорта. Попросту - это НЕФТЬ того времени. Но новгородцы контролировали ничтожную часть этого потока.

А кто контролировал основной трафик? Кто реально контролировал несколько десятков сибирских князцов?

Не вдаваясь в детали скажем просто: князцы от устья Амура до Енисея контролировались Китаем, а от Урала до Оби - Ираном.

Северную часть китайского мира князцов (в основном эвенкийских) контролировали якутские тойоны. Северную часть иранского мира угорских князцов контролировали новгородцы.

Для русских те князцы, что жили в иранской зоне до Енисея были остяцкими, даже те из них, кто к хантам отношения не имел. Например, енисейскими остяками назывались кеты. А князцы китайской зоны были "тунгусами". Эти два мира сталкивались в нынешней Эвенкии, которая была тогда эвенкийским фронтиром (напомню, что основной массив эвенков жил в нынешнем Забайкалье и Маньчжурии). Между князцами ирано-китайского фронтира шла вялотекущая борьба ("в ходе решающей битвы 10 тунгусских дружинников разбили остяцкое ополчение из 13 человек"). "Спор хозяйствующих субьектов за промысловые территории".

Вы будете смеяться, но когда я работал в Эвенкии, местные жители обсуждали свежую битву 2007 года. "Два погибших эвенка, на сторону остяков встали староверы".

Но Иран-Китай - это до 13 века. А потом пришли МОНГОЛЫ. Всю систему князцов они переподчинили себе, либо же ее пересобрали заново. Иран из бизнеса грубо выкинули, сам иранский мир был повергнут в прах Субудаем с товарищами.

Уже в 14 веке монголы начали слабеть - и в сибирские дебри отправилась целая бригада из бухарских шейхов: возрождать иранский контроль. После ряда сражений шейхам удалось закрепиться и они занялись исламизацией местных тюрков. А хантов с манси исламизацией особо и не трогали. Зачем? Митраизм обеспечивал нормальную проиранскую позицию.

Монгольская власть продолжала слабеть. В 1563 в Сибирь зашел новый бухарский поток. Не вдаваясь в детали, отмечу что весь проект "Кучум" был бухарским, Ермак именно для уничтожения мешавшего Строгановым бухарского проекта и прибыл. Кучум не был чингизидом и легитимным Сибирским ханом, поэтому в итоге Царем Сибирским, Великим князем Кондинским и пр. стал русский монарх.
Дочь Кучума Лейла была замужем за шейхом сибирских бухарцев.

Не надо представлять сибирских бухарцев обычной этнической группой. Этнически в нее входили иранцы, узбеки, казахи, татары. "Новая историческая общность", и любой нужный человек мог официально стать сибирским бухарцем.

Как 200 казаков могли покорить огромное Сибирское ханство? Да, армии князцов были невелики, а вооружение отсталым. Но попробуй найти этих князцов среди болотных кочек.

Опирался Кучум не на князцов, он их эксплуатировал как менеджеров торговой сети. Опирался он на бухарцев, а те могли за свои деньги мобилизовать хоть всю степь.

После русского завоевания сибирские бухарцы получили НЕВИДАННЫЕ для инородцев привилегии. Одной из важнейших была возможность основывать фактории на бывших "китайских территориях". Они не облагались повинностями и налогами и т.п.

Видя такой итог, мы можем предположить: бухарцы договорились со Строгановыми, сдали Кучума и получили свою часть рынка.

Параллельно бухарцы занимались строительством нации Сибирских Татар из разрозненных тюркских народностей. Получение доступа к бывшим "китайским землям" вовлекало в этот процесс новые народы.

Почему живущие рядом с тувинцами "хакасы" называют себя вовсе не советским именем хакасы, а татарами? А вот видимо потому.

В состав "сибирских татар" попали также и некоторые тувинские роды, откочевавшие на северо-запад и исламизировавшиеся.

В общем, "монгольских" князцов Западной Сибири снова поделили между собой русские и иранцы.

А теперь давайте погрузимся в самое сердце этого мира - город Тару. Сердце тайное, "запасное", не имеющее отношения к официальным сибирским столицам вроде кучумского Искера или русского Тобольска.

В 1594 году, после подчинения Кондинского княжества, русские основали свой форпост довольно далеко на востоке от мансийского Приуралья. Свой форпост? Тара была до этого неформальной "столицей" сибирских бухарцев. Ею фактически и осталась. Территория эта - пограничье между тюркским и угорским миром. Удобная для тюрок лесостепь заходит здесь далеко на север, вплотную примыкая к болотистой тайге. Граница миров в этих местах проходила по Иртышу (так мне объясняли местные "татары").

Места эти для меня не чужие. Оттуда родом моя прабабушка по материнской линии. Поэтому, когда мне предложили поехать туда поработать на выборах (в одном районе исследования, в другом просто разработка и реализация PR сопровождения кандидата) я с радостью согласился. И поэтому некоторые вещи мне удалось понаблюдать "изнутри", методом включенного наблюдения.

Омская область интересно устроена. На юге - миллионный Омск. А на севере - второй по населению город Тара - всего 28 тыс человек.

В энергетике Омска и омского Севера нет вообще ничего общего. Омск - острог, бывшая граница с монгольским миром, затем советский индустриальный центр. 1-я ул. Рабочая, 2-я ул. Рабочая - и так 33 раза. Неудивительно, что Омск породил Егора Летова.

А север - это жесткие традиционалистские места. Знакомишься с русской девушкой в каком-нибудь Тевризе (райцентр, к иранскому Тебризу "отношения не имеет", хе-хе). Она: нельзя, чтоб на улице вместе видели. У нас не принято, обычаи не позволяют. Давай встретимся в Таре".

Тара для местных - это мегаполис, где "все позволено". Еще мне все рассказывали о жуткой преступности Тары. Меня эти рассказы после экспедиций в Туву смешили: "после Кызыла ничего не страшно".

Я всего лишь раз побывал в Таре. Вышел ночью на автовокзале из автобуса Тевриз - Омск покурить. И мне стало реально СТРАШНО.

К автобусу подошла группа крепких пьяных ребят. Изучающе взглянули на меня. Я уже месяц работал в Тевризе, поэтому для маскировки был в "местном облике": стриженный машинкой почти налысо, спортивный костюм, кожанка и, конечно же, кепка.

Ребята продолжили изучение, выявили среди пассажиров средних лет омича - ударили не сильно и потащили куда-то в темноту. Омич что-то протестующе кричал, а потом резко замолк.

Я спросил водителя: может стоит вмешаться? Но он покачал головой: не стоит.

Все сели в автобус. Русские и татарские лица пассажиров были бесстрастны.
.....
Бухарцам было удобно из Тары контролировать своих князцов. Город по сибирским масштабам был солидным, к началу 20 века - 13000 чел. По нему проходил тракт из Тобольска в Томск. От князцов бухарцам шел мех, от бухарцев князцам - персидские и китайские товары.

В городе шла какая-то бурная политическая жизнь, борьба об ожесточенности которой мы можем догадываться лишь по косвенным признакам.

Например, по итогам событий 1722 года ВСЯ РУССКАЯ ЭЛИТА ГОРОДА была уничтожена. Кто ее уничтожил? А сами русские.

Подразделения Московского и Санкт-Петербургского полка, посланные туда с артиллерией. Население Тары по итогам событий сократилось в ДВА РАЗА. Тысячи жителей Тары и окрестностей были казнены, посажены в острог, высланы. Виселицами был уставлен весь Тобольский тракт. Трагические события, навсегда изменившие облик Тары как "русского форпоста" продолжались до 1735 года.

Что же такое могло там случиться?!

А случился в 1722 году Тарский бунт. Русская община Тары на тот момент- это укорененные в Приуралье от Печоры до Оби староверы. Они и заселили Тару после ее русского переучреждения и были главными конкурентами бухарцев в меховом бизнесе. Применительно к Таре можно грубо оценить объемы бизнеса как треть западно-сибирского. На наши деньги что-то вроде "20% российского нефтяного экспорта".

На 1722 была назначена присяга новому наследнику российского престола. Но имя его не сообщалось, нужно было присягать абстракции, любому будущему наследнику. Среди староверов распространилась идея, что "раз имени нет - значит это Антихрист". Было составлено письмо, под которым подписывались все разделяющие эту идею.

(Не буду упомянать, что бухарцев среди подписантов не было).

Тара вышла из российского подчинения. Присланные войска взяли ее штурмом. Тарские русские "элитарии" количеством 70 человек заперлись в большом доме, половина сдалась на казнь, остальные самосожглись. Дальше, до 1735 года - рутинная методичная работа тогдашних Органов. Подписантов антигосударственного письма выявляли, судили, карали.

Судя по всему - так хитроумные бухарцы очистили свою столицу от наивных староверческих конкурентов. "Против России и за счет России" или "сами, все сами".

При Екатерине Великой сибирские бухарцы получили дополнительные льготы и привелегии. К ним стояла буквально очередь: примите меня в бухарцы! Но принимали далеко не всех - только заслуживших это.
- Ты оставайся манси, молись Митре. Митра в Иране тоже допустим, это наши ребята. Не веришь? Езжай в Йезд, сам посмотри. А ты... Ладно, принимаем тебя в татары на испытательный срок, потом посмотрим. А ты? Ваш род уже 100 лет в татарах? Прадедушка с шейхом нашим дружил? Ладно, оформим тебя бухарцем.

Получив огромные льготы - были ли сибирские бухарцы лояльны русским царям? Конечно. "Согласно договоренностям".

Можно порыться и посмотреть, кто представлял сибирских бухарцев в Петербурге, Красноярске, Чите и пр.

Кто представлял в Японии я уже писал.
....
Все это счастье сибирских бухарцев начало кончаться с падением значимости меховой торговли но, особенно, когда Транссиб прошел намного южнее Тары.

В 1920-е бухарцы хотели замутить какую-нибудь автономию. Но дело шло туго. Все бухарцы сплошь были представителями "эксплуататорских классов". Какой-нибудь молодой полуграмотный большевик в Новониколаевске разводил руками:
- У вас дома лучше, чем у главного инженера Запсиба. Как же автономию?
- А вы еще одну комиссию в Тару пошлите, мы вам и бедняков наших покажем. Их национально угнетал царизм.

Молодой большевик чешет репу, взвешивает в руке бутыль старого японского виски - бухарский гостинец.

- Черт с вами, поехали ваших бедняков смотреть.

Приезжают в Тару. Заходят в убогий покосившийся дом - в таких живут обычно спившиеся ханты-мансийские охотники.

- Да точно ли ты бухарец? - спрашивает молодой большевик.

Бухарец с готовностью достает подтверждающую бумагу с имперскими печатями:
- Бухарес моя, бухарес, - говорит он с подозрительным мансийским акцентом.

И т.п. Но как-то не успели бухарцы обрести свою государственность. Сталин лавочку прикрыл. Да и меховую торговлю советская власть полностью взяла под свой контроль...

Бухарцы попросили разрешения выехать в... Турцию. Самые элитные выехали, грубо - 100 семей. И судьбу их капиталов нужно прослеживать где-нибудь в Стамбуле. А политическую судьбу - может среди гюленистов... А может и в Курдской рабочей партии - почему нет? "Иран дело тонкое".
.....
А куда делись остальные 12000 сибирских бухарцев? А неизвестно. Манси, ханты, татары - вот они, все на месте и примерно с прежней численностью.

Проведенная в 1959 году советская перепись населения не выявила НИ ОДНОГО сибирского бухарца. Миссия была завершена, персонал эвакуирован либо уволен.

А манси? Манси остались. Куда им деваться?

Судьба их незавидна. Система князцов, на которой столетиями была построена мансийская и хантыйская социальная структура стала никому не нужна. Основной кэш в этих краях вместо мехов начала генерировать нефть. А население территории стало для российской власти не важным налогоплательщиком, а лишь досадной помехой.

Года два назад я делал для московских структур аналитику по результатам исследования в этих краях. Изучалось самосознание, самоощущение коренных народов нефтедобывающих регионов. Я прочитал стенограммы бесед с сотнями сибирских аборигенов, посмотрел на кучу цифр данных количественных опросов.

Подробностей не могу рассказывать, т.к. конфиденциальность. Но про манси могу сказать в трех словах:

- Все очень грустно.

...

К сказанному меланхолично добавлю. В 17 веке основной поток мехов из Западной Сибири шел в Европу, из Восточной - в Китай. Сейчас точно также распределяются нефтегазовые ресурсы Сибири И они, пожалуй, поважней (?) мехов. Меха формировали основу финансовых капиталов, нефтегаз - физическое топливо экономики.

Вообще же, с темой мехов связано и само формирование Русского государства как цепи скандинавских факторий. Меховой ресурс в ЕвроРоссии исчерпывался, вслед за ним Россия двигалась на восток, достигнув Америки (где русские власти формировали такую же привычную им монгольскую (или скандинавскую?) систему из индейских князцов. Проблемы возникли с тлинкитами, которые сами владели такой же системой зависимых князцов. Но там уже пошло прямое столкновение с Британией, а эту тему пока трогать не хочется.


Конец цитаты.

Ввиду особой важности темы Персии, я вопреки обыкновению расположу после этой заметки ссылки не по тегу Мышлявцев, но по тегу Персия

Мышлявцев, Персия

Previous post Next post
Up