Существовало ли во времена Цин антиманьчжурское сопротивление? Да, в основном - в Южном Китае. Структурировано оно было через сеть тайных обществ. Количественную основу составляли крестьяне, управленческую - местный бизнес, особенно на побережье. Декларированной целью обществ была подготовка восстаний, на закупку оружия с крестьян регулярно собирался налог. Однако за сотни лет количество серьезных восстаний было весьма не велико. Два? Три?
Чем же занимались эти общества "в свободное от восстаний время"? А они быстро превратились в то, что сейчас известно всем под названием Триада. То есть - в китайскую организованную преступность.
Именно через Южный Китай пошел в 19 веке английский опиум.[Spoiler (click to open)]И именно этот поток начал быстро перераспределять доходы империи Цин в пользу южнокитайского криминального бизнеса. Большая часть серебра уходила в Британию, но внутрикитайскими модераторами были именно южнокитайские теневые элиты.
Это привело к эрозии маньчжурской власти. Наркобизнес покупал губернаторов, коррумпировал пекинских чиновников. Император пытался бороться с этим страшным для государстаа процессом - но по итогам Опиумных войн англичане хорошенько обьяснили императору допустимые границы такой борьбы.
Парадоксальным образом страшную для китайцев опиумную заразу продвигали в стране именно "китайские националисты", а "иноземные завоеватели" маньчжуры пытались бороться с ней.
Я в одной из заметок упомянал, что китайские социал-демократы/националисты опирались на традиционные тайные общества Южного Китая.
Точнее же формулу суньятсеновского "социал-демократического национализма" можно выразить так: "китайская мафия+япононская агентура".
Наследником этих южнокитайских структур и стал позднее Гоминьдан, в 1928 году окончательно "освободивший" Китай от остатков "маньчжурщины", китайского аналога Временного (довольно долговременного) правительства, правившего в Пекине под девизом (гимном) "Песня благожелательных облаков".
Молодой христианин, китайский националист Чан Кайши в 1906 году. Ой, а почему он в японской форме?! "Эээ... Так получилось".
Чан Кайши - типичный пример "китайского националиста", всю жизнь положившего на борьбу с клятыми (москалями) маньчжурами. Вырос в семье южнокитайского торговца. Мечтал о военной карьере, поэтому учиться поехал в военное училище... в "дружественную Японию". Куда еще ехать китайскому националисту?
Там "проникся революционными идеями". В военном училище. В японском.
Служить патриот поступил в японскую армию, но в 1911 вернулся в Китай помогать шанхайцам в "антиманчжурской борьбе". Для этого, собственно, и готовили столько лет японского агента.
На этом фоне даже и не удивляет, что названным отцом сына Чан Кайши (который стал потом президентом Тайваня) был Ленин.
Многие удивляются: почему же в 1949 году никто не поддержал Чан Кайши - ни британцы, ни США, ни Советы? Думаю потому, что при всей "праздничности" своей биографии Чан Кайши по-своему любил Китай и был в некотором смысле патриотом.
Но разве для того международная общественность столько десятилетий свергала маньчжурскую династию? Поэтому - "Ладно, вот вам японский Тайвань и стройте там свой националистический Китай. А вот здесь у нас будет КНР с (локдаунами) Большим скачком и Культурной революцией.
Основной задачей этого этапа была одновременная зачистка остатков маньчжурской интеллигенции и кадров, получавших образование в Японии или японизированных китайских заведениях. Народ, по выражению Мао, должен был стать "чистым листом, на котором можно писать любые иероглифы".
Следующие 10 лет в жизни японского офицера и китайского патриота Чан Кайши выглядят несколько однообразно: "По просьбе Сунь Ятсена вернулся в Китай - уехал в Японию". И так несколько раз.
Но в 1923 году он изменил своему обыкновению и отправился вместо Японии в Москву. Там он договорился о создании военной академии для Гоминьдана. А по возвращении стал начальником гоминьдановского Генштаба, фактически военным лидером Южного Китая.
В 1926 гражданский лидер Гоминьдана заболел и уехал лечиться во Францию. Навсегда. И Чан занял его место, обьединив власть военную и гражданскую.
Военным советником Чана был советский Блюхер. Тот самый, именем которого названы улицы в каждом российском городе.
Задачей мирового концерта держав, где капиталисты слились в экстазе с советскими коммунистами, было ДОБИТЬ МАНЬЧЖУРСКУЮ ГАДИНУ, т.е. пекинское правительство, где маньчжуры и близкие к ним китайские и монгольские аристократы еще сохраняли свое влияние.
Дальше были годы войны с пекинским правительством при интернациональной поддержке. "Гражданская война в Испании".
Чан Кайши заскучал от многочисленных сражений и интриг, в 1927 ушел в отставку и... снова уехал в ненавистную Японию. Там женился на сестре жены Сунь Ятсена, одной из знаменитых "сестер Сун". ("Одна любила Родину, другая власть, третья деньги" - как-то так о них говорят в Китае)
Немного отдохнул, пообщался с однокурсниками по военному училищу, а в 1928 вернулся и за полгода победоносно завершил завоевание Поднебесной.
Часть японского плана была исполнена: маньчжуры деклассированы, а безвластный маньчжурский император потерял даже малую надежду на обретение власти.
А "националистический Китай" удался на славу: долгие годы гражданских войн и борьбы за власть конгломерата "милитаристов", Триады и прочих патриотов.
А что же бедняга-император, воспетый Бертолуччи Пу И? В 1924 китайские власти наконец-то лишили его императорского титула и он сидел в запасе в японском сеттльменте.
Когда японский офицер Чан Кайши в 1928 захватил Пекин, последние препятствия к "легитимному"захвату Маньчжурии японцами были сняты.
В 1931 году Япония провела спецоперацию (8 тыс погибших с обеих сторон) и поставила Маньчжурию под свой контроль. Пу И снова стал императором, "младшим братом японского".
Наследником Пу И должен был стать его брат Пуцзе, которому подыскали жену из рода японского императора.
Успешная реализация плана Тихоокеанской войны должна была бы создать условия для японского контроля над всем Китаем. Контроль этот мыслился как легитимизированный восстановлением власти Цин.
Династический брак делал возможным включение манчьжурской аристократии в японскую систему.
Понятно, что европейцам такие планы не могли слишком уж понравиться. Итог понятен.
Дальнейшая судьба Пу И общеизвестна. Месяцы в Лубянской тюрьме, годы хабаровских, а затем китайских лагерей. Потом - депутат китайского "парламента", как и его брат-наследник Пуцзе.
Сейчас наследник маньчжурского престола - замдиректора Китайского комитета по делам национальностей товарищ Цзинь Юйчжан. ..... Понятно, что получала Япония от зачистки маньчжуров, а потом взятия их под свою крышу (пока ничего не получилось - но еще ведь не вечер).
А что получила Россия от всей этой долгой истории, от поддержки Чан Кайши?
Приобретения довольно скромные, учитывая масштабы разыгравшейся на постманьчжурской территории трагедии.
Единственное приобретение - Тувинская Народная Республика, в 1944 году вошедшая в состав СССР.