[Начало разговора. О тяжких и смертных грехах.]...Напомню, что внутри самой Церкви (а не в среде околоцерковных истеричек) отношение к гомосексуализму равнодушное: грех как грех, в ряду обычных человеческих грехов. Даже в самых суровых средневековых Номоканонах гомосексуализм по тяжести греха приравнивался к "обычному" прелюбодеянию. Так что если кто-то из мужественных мужицких мужиков (вдруг ненароком) однажды спал с чужой женой - с точки зрения канонов он НИЧЕМ не лучше гомосексуалиста. Такой вот у нас европейский взгляд на эти вещи. Греческий.
> Не к блуду а именно к прелюбодеянию?
Нет, не к блуду! Блуд в два раза легче наказываемся, по всем канонам и номоканонам.
> А почему только к прелюбодеянию? И женатый мужик может пойти по мальчикам, и неженатый. В одном случае - прелюбодеяние, во другом - блуд.
С точки зрения Церкви, законный брак может быть только между мужчиной и женщиной. И потому связь мужчины с мужчиной это заведомо связь с чужим мужем.
> То есть с потенциально чужим мужем?
Да, потенциально. Особенная греховность гомосексуализма не в "чудовищном содомизме", как это кажется околоцерковным истеричкам, а просто-напросто в 1) заведомой внебрачности этой связи: блуд. 2) оскорблении, которое наносится при этом (потенциальной) жене, мужа которой пользует другой человек (неважно какого пола): прелюбодеяние. Ничего особенного в содомии нет. Грех как грех.
> А, то есть содомия больше чем блуд. И прелюбодеяние тоже больше чем блуд, потому что идëт повреждение брачного союза (так?). Поэтому содомию приравняли к прелюбодеянию?
Да, да. Именно поэтому.
> Ничего особенного в убийстве нет. Грех как грех.
Убийство более тяжёлый грех, чем прелюбодеяние.
> Одного порядка . Очень тяжёлые грехи "смертные" (не могу слово подобрать).
У меня есть мнение, что "смертный" грех это грех нераскаянный.
Тяжесть того или иного греха определяется не его "юридическим содержанием" (то есть, что именно было сделано) - и в этом смысле вся эта классификация номоканонов лишена смысла, если уж рассуждать не по-детски.
Тяжесть греха определяется психологией. И очень сильно зависит от состояния и духовного уровня согрешившего. Одно праздное слово мужа духовного может оказаться на весах Божественного правосудия более смертным грехом, чем сравнительно невиннные блудные утехи какого-нибудь пирата, детоубийцы и насильника.
> Некоторые грехи "отрезают" от Благодати. Болезни же тоже разные бывают. Ко смерти может привести любая болезнь со временем. Но некоторые "убивают" моментально. И пока Христос Лазаря не воскресит...
Похоже, что Вы говорите об отчаянии. Лекарством от отчаяния является внешнее благочестие. Впавший в отчаяние человек ощущает себя неспособным обратиться к Богу. На самом деле это иллюзия, конечно, но иллюзия очень убедительная, качественно сделанная. Лекарством против этой-то иллюзии и является Иисусова молитва и другие формы внешнего благочестия (а Иисусова молитва сама по себе это внешнее благочестие, так же как поклоны, посещение храма и прочие внешние действия). Секрет Иисусовой молитвы, как и других правильных внешних упражнений, состоит в том, что их надо делать даже тогда, когда это кажется бесполезным. Просто делать и делать, не останавливаясь даже тогда, когда отчаяние ослепляет. И это окажет необходимое действие.
> Говоря "внешнее действие", ты имеешь ввиду словесный уровень Иисусовой молитвы?
Да. Ну, ведь сама по себе Иисусова молитва это просто слова.
> Как молитвенная формула -- да, Иисусова молитва это слова).
Да, и практика произнесения этих слов это именно внешнее благочестие. Но как и любое другое внешнее благочестие, оно становится внутренним по мере участия ума и сердца. Поклоны тоже можно делать чисто механически, думая о другом, а можно внимательно и с чувством, с толком.
> Я думала, что внешнее благочестие - это все действия где ум не работает, внешние действия. Пришла, поставила свечку, сделала поклон, прочла молитву... а мысли всë своë думают пока ты "совершаешь ритуал". Словесная Иисусова молитва не всегда такая.
Даже чисто внешнее действие не бесполезно. Потому что во всём, что мы делаем, есть символическое содержание, связывающее нас с миром духов или богов, горним миром. А выявлятся это содержание так.
> Я знаю, что небесполезно. Нечëткая граница. Градиент, плавный переход. Но суть границы - внимание. Чем больше внимания, тем больше внутреннего благочестия, так?
Да, именно внимание ума делает внешнее действие внутренним.
Аналогию между словесной Иисусовой молитвой и другими внешними действиями полезно продолжить и довести до ума. Внимательная словесная молитва это произнесение слов молитвы без всяких посторонних мыслей, когда ум не занят ничем кроме этих самых слов.
Так же точно может совершаться и любое внешнее действие. Идеальный вариант абсолютного внимания - когда в момент совершения действия мы не делаем ничего, кроме этого самого действия. Именно об этом говорят японцы, объясняя суть чайной церемонии: суть чайной церемонии состоит в том, чтобы просто выпить чайку. Ключевое слово здесь - просто. То есть, не осложняя это действие ни чем иным.
Так же Судзуки объясняет и суть дза дзен (грубо говоря, позы лотоса): когда мы сидим в дза дзен, мы не пытаемся достичь этим какой-либо цели. Дза дзен это и есть наша цель. Мы просто сидим в дза дзен. Это база, основа всякой внутренней мистической практики. Мы совершаем внешнее действие просто, не добавляя к нему ничего сверх того, что в нём и так есть. Мы просто произносим: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго, и ничего другого в этот момент не делаем, ничего не пытаемся этим добиться. Наше внимание занято самим актом произнесения этих слов.
Из этой точки начинается любое мистическое путешествие. Путешествие куда? Это полностью зависит от того, что именно мы делаем.
Чайная церемония, дза дзен и Иисусова молитва приведут нас в совершенно разные сферы бытия.
> У Карлоса Кастанеды это называлось остановкой внутреннего диалога). Одна техника, но приводит в разные сферы бытия.
Да, техника везде одна и та же. Это объясняется единством человеческой природы. Служат ли люди Богу или демонам, занимаются ли боевыми искусствами или магией - они всегда остаются людьми, и везде проявляются одни и те же базовые свойства нашей природы.
Но повторюсь: насколько бы ни рассеивалось наше внимание, даже чисто механическое внешнее произнесение слов молитвы не бесполезно, пусть ум и витает в это время невесть где. Как минимум, важно не оставлять это действие ни при каких обстоятельствах. И со временем внимание начнёт собираться -- а это уже верный признак милости Господа. С этого начинается прощение и оставление греха. См. Ключевой вопрос об Иисусовой молитве и Как уйти от рассеянности при молитве