Как уйти от рассеянности при молитве

Nov 28, 2021 14:59

Цикл Умное делание для мирян

Жалоба друга:

Живая молитва превратилась в обряд. Молния превратилась в шелест сухой травы. Молитва превратилась в бубнение.
У нас нет фактически духовного оружия против Вавилонской блудницы. Я понимаю, что у меня нет даже элементарного навыка молитвы. Мы говорим не с Живым Богом, а со стенкой.

image Click to view



Мой ответ на ролик:

Это правда. но наполовину. Он вопрошает, как ему кажется, риторически:

-- Какой прок, если вы молитесь не от сердца? Если просто бубните слова молитвы.

Между тем, ответ на этот вопрос существует. Дело в том, что слова молитвы имеют силу, не зависящую от нашего внимания или невнимательности. Так же, как иконы, висящие на стене. Так же, как крестик, висящий на теле. Хотя ты, может быть, и забыл про него -- а он всё равно висит, и он имеет силу. Так же и молитва.

Даже молитва рассеянная, даже молитва невнимательная имеет силу. Это показывает опыт.
И правильный путь укрепления внимания в молитве известен из глубокой древности. Сейчас я его опишу.

Есть такой классический анекдот.
Умирает старый  еврей. Вся деревня приходит к его одру и молит:
-- Абрам, не уходи! Не уноси секрет в могилу. Как ты делал такой вкусный чай?
Наконец Абрам открывает секрет:
-- Я клал туда много заварки.
Заварки жалеть не надо -- вот и весь секрет вкусного чая.

И с молитвой то же самое. Низкое качество молитвы (рассеянность ума) надо компенсировать её количеством. Качество молитвы мало зависит от желания грешного человека. Его ум всё равно отвлекается, всё равно бродит во время молитвы. И если человек, прослушав подобный ролик придёт к выводу, мол, моя молитва бесполезна -- это беда. Это не просто ошибка, хуже: это кощунство, потому что говоря "такая молитва это пустая трата времени", человек вменяет ни во что благодать имени Господа. По сути дела это и есть иконоборчество. Главным результатом пропаганды иконоборцев стало если не прекращение, то значительное оскудение молитвенной традиции в Православии. А механизм тут простой: люди в массе решили, что их молитва бесполезна.

Автор ролика, конечно, прав в том, что нужно молиться внимательно. Потому что сила молитвы действительно зависит от внимания. Одна молитва, произнесённая по-настоящему внимательно, стоит сотни невнимательных, рассеянных. Но он неправ, когда сгоряча уничижает молитву невнимательную, потому что невнимательная молитва это неброское, не эффектное, но по-настоящему страшное духовное оружие, которого очень боятся бесы. Почему? Да потому, что невнимательной молитвы может быть много. Отвлечь тебя от молитвы, увести твой ум в сторону -- это для беса плёвое дело, он (как правило) решает эту задачу за несколько секунд. А вот заткнуть тебе рот он не в силах! Поэтому новичкам советуют произносить молитву если не вслух, то шёпотом, а если не шёпотом, то хотя бы просто шевелить языком во рту, незаметно для окружающих.

Но бесу не так легко остановить и мысленное повторение одной и той же краткой молитвы -- просто потому, что у нас в мозгу есть специальные механизмы, действие которых обычно проявляется, например, когда мы без конца напеваем какую-нибудь песенку или снова и снова возвращаемся к одной и той же теме размышлений. Это чисто телесный, механический навык, который можно и нужно использовать на стадии словесной молитвы, но на который невозможно опереться в молитве умной -- это не работает, например, во сне и не будет работать после смерти тела. Но пока мы живы, это работает. Так Бог устроил наше тело, что в нём есть специальный "моторчик": заведёшь его, и он потихоньку тарахтит. И вот это вот чисто механическое приспособление -- реальная Проблема для дьявола, когда люди используют его по назначению, а не песенки напевают.

Пользуясь этим свойством нашего мозга,  человек сможет много молиться невнимательной молитвой, если только действительно захочет этого. А дальше -- интереснее: если невнимательной молитвой молиться непрестанно, не умолкая, мимоходом, посреди всяких обыденных дел, то проявляется одно очень важное и неожиданное её свойство -- она начинает собирать рассеянный ум. Если только выполнять определённые правила. А именно.

Молитва должна быть немногословной. Как Иисусова молитва, например. Краткие слова, которые повторяются много, много раз. Ты читаешь не множество разных молитв, но приучаешь себя к повторению одних и тех же кратких, но священных слов. Звучит парадоксально, но без конца повторяя эти слова, ты не только не привыкаешь к ним, но наоборот, постепено начинаешь замечать их, обращать на них внимание. И происходит это следующим образом.

Дело в том, что бесы прекрасно понимают силу этих слов. Слабый человеческий ум по глупости своей не замечает действия молитвы -- как муравей не видит стоящего рядом с ним человека -- не тот масштаб восприятия. А бесы знают их силу и боятся этих слов.

Когда ты утром и вечером становишься на молитвы и бубубу, для бесов это неприятно, но всё-таки терпимо. За долгие века христианства они кое-как научились с этим жить, выработали средства противодействия. Но когда ты краткую Иисусову молитву начинаешь повторять без конца: десять раз, сто раз, тысячу раз -- тут они встают на дыбы. Они начинают использовать все возможные средства чтобы заставить тебя замолчать. Не надо их бояться: от серьёзных ударов тебя защитит Тот Самый Бог, которого ты призываешь. Всё, что будет попущено Богом -- он позволит бесам рассеять помыслами и отвлечь твой ум настолько далеко, что ты всё-таки замолчишь, забудешь о молитве. Бог попускает это для нашей пользы, и сейчас станет ясно, почему.

Но пока подчеркуу: речь не о том, чтобы просто рассеять твой ум -- он и так рассеян, бродит невесть где -- речь идёт о том, чтобы увлечь его чем-либо настолько сильно, что молитва на какое-то время совершенно остановится. Поэтому непрестанная молитва -- стопроцентное лекарство от скуки. Молящемуся человеку бесы скучать точно не дадут, будут развлекать его как в цирке, устроят такую клоунаду -- не то что молитву, себя самого забудешь. Они будут стараться изо всех сил  -- в рамках, заданных им оберегающим тебя Богом, потому что имя Господне для них мучительно: оно делает ситуацию непредсказуемой, неопределённой. Оставив тебя молиться и дальше, они просто потеряют твою душу, утратят контроль над нею.

Тут получается очень интересная штука. Призываемый Бог делает дьявола твоим тренером в молитве. Вот как это делается: лукавому попускается увлечь твои мысли за собой настолько сильно, что ты вообще забываешь о молитве, останавливаешься. Но! Вот тут самый важный, критически важный момент. Осознав, что тебя ловко провели, отняли у тебя молитву, ты заставляешь себя снова возобновить её. Это не так-то просто: именно в этот момент на тебя нападут лукавые помыслы, мол, рассеянно молиться бессмысленно, это бесполезная трата сил и так далее. И вот -- если ты, пренебрегая этими помыслами, всё-таки заставишь себя возобновить молитву -- в этот момент твой ум участвует в деле молитвы, он работает! Пусть работает он совсем недолго -- лишь запустит заглохший моторчик -- но в этот краткий миг его действие абсолютно правильно, угодно Богу. И как любое угодное Богу действие, оно совершается содействием Его благодати.

Ещё раз: чтобы снова заставить себя начать молитву, тебе приходится хотя бы сколько-то собрать рассеянный помыслами ум и вопреки всему направить его в нужное русло, пусть лишь на мгновение. Но без этого  мгновения -- никак! Рассеянно, чисто механически, автоматически возобновить прерванную молитву не получится. Тут необходимо внимание ума! Если молитва потеряна, то возобновить её можно только умом, сознательно приняв правильное решение -- а значит, сконцентрироваться и заставить себя опять говорить эти слова. И вот, если человек делает это снова и снова, вот тут-то попавший в ловушку дьявол невольно и превращается в его персонального тренера.

Дьявол невольно заставляет тебя собирать по капельке рассеянный ум -- и деваться ему некуда, потому что он не может потерпеть даже рассеянного, невнимательного, но непрерывного повторения тобою священных слов. Иного выхода у него нет: да, если бы он просто тебя не трогал, и ты бы просто бубубу, то внимательной молитвы ты никогда бы не достиг. Но из-за того, что он вынужден -- подчеркну, вынужден мешать тебе, он либо заставляет тебя бросить молитву вовсе, либо... против воли мало-помалу приучает твой ум направлять внимание в нужную сторону -- ко Господу.

Твой ум волей-неволей втягивается в борьбу. И вот это приводит к тому, что постепенно внимание ума начинает укрепляться. Суть в том, что человек просто не может чисто механически молиться Иисусовой молитвой непрестанно -- не может просто потому, что дьявол ему не даст. А если человек упорствует в своём намерении молиться непрестанно, то он начинает всё с большим и большим вниманием относиться к словам молитвы. И это постоянное упражнение имеет огромные последствия.

Чем больше внимания ум уделяет словам молитвы, тем более явным для него становится практическое действие молитвы. Человек всё чаще замечает, что молитва реально влияет на обстановку, на течение дел: на здоровье, на окружающих людей, на судьбу. Она изменяет обстоятельства его жизни. А когда он замечает это влияние, у него зарождается настоящая вера. Не абстрактное внешнее исповедание веры в Бога, а глубокая убеждённость, основанная на опыте действия Бога в молитве.

Но по мере того, как укрепляется вера, начинает расти и внимание. Убедившись на опыте в том, что в имени Господа есть некая Сила, ум человека волей-неволей повышает внутренний статус имени Господа -- а повысить ментальный статус какой-то вещи это и значит уделять ей больше внимания.

Когда появляется основанная на реальном опыте вера, что в словах молитвы есть Сила -- притом Сила объективная, не зависящая от нашей веры или неверия, нашего внимания или рассеянности -- вот тогда-то ум человеческий начинает уделять этим словам внимание. Они становятся для человека чем-то по-настоящему важным, жизненно важным -- и рассеянность исчезает.

А дальше возникает замкнутый круг: чем больше внимания человек уделяет словам молитвы, тем более явным становится действие молитвы. А чем больше практического опыта такого действия, тем крепче вера -- а значит, и больше внимания. Двигаясь по этому кругу, человек мало-помалу всё чаще выходит на новый уровень, о котором я сейчас говорить не буду: начинает молиться умной молитвой. Но нет смысла забегать вперёд, лучше хорошенько разобраться в технике самого первого шага.

Почему мы сейчас рассеяны на молитве? Настоящая причина проста: потому что нам кажется, что наше "бубубу" бесполезно. Это тоже замкнутый круг. Мы толком не молимся, не уделяем внимания молитве потому, что в глубине души мы верим, что наша молитва бесполезна. Кто я такой, чтобы моя молитва имела силу -- рассуждающий таким образом человек находится в ловушке дьявола.

Между тем, истина состоит в том, что Бог не взирает на лица. Неважно, кто молится. Важно лишь как. Сила молитвы не в достоинствах молящегося, но в самой молитве. Если бы молитва грешника не имела силы, то святые вообще не стали бы молиться, поскольку почитали себя великими грешниками. Но мало того. Бог не оставляет без Своего внимания  даже совершенно невнимательную, рассеянную молитву ради славы имени Своего, которое в этой молитве призывается. Но мало того. Даже если человек поминает имя Божье всуе, Бог не оставляет это без Своего внимания, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его понапрасну.

Бог действует и в невнимательной молитве, потому демоны вынуждены противодействовать. А противодействуя, они невольно способствуют превращению этой молитвы во внимательную, если только им не удаётся убедить человека прекратить упражнения и сдаться. Борясь же за продолжение молитвы, человек вынужден обращать на неё внимание. А чем больше он обращает на неё внимание, тем быстрее он убеждается в её силе -- и возникает описанный выше замкнутый круг: внимание --> явный эффект --> вера --> внимание. Вот каким способом люди с глубокой древности преодолевают рассеянность ума и достигают должного внимания к молитве, преодолевая таким образом первую ступень умного делания.

К сожалению, ничего такого не разъясняется в этом ролике, и потому благие пожелания его автора остаются лишь благоми пожеланиями. Чтобы исполнить сказанное им на практике, нужно устремиться к непрестанному повторению краткой молитвы, и не оставлять это упражнение -- вот и всё. Конечно, дело пойдёт намного быстрее, если сразу молиться внимательно. Но не следует оставлять его даже если ты не можешь уделять ей должное внимание. Тогда она сама и приведёт тебя ко вниманию, только прояви твёрдость намерения. Чем бы ты ни был занят, как бы ни был рассеян твой ум -- повторяй и повторяй её непрестанно. И самый важный момент: возобновлять молитву всякий раз, когда её потерял. Именно в этот момент и совершается укрепление  внимания ума. Молиться внимательно человек поначалу не может. Но что он может -- это заставить себя начать молитву, снова и снова.

Когда мы утром и вечером становимся на молитвенное правило -- это целенаправленное, осмысленное действие. И даже если само вычитывание правила получается чисто механическим. Пусть сама молитва наши и слаба. Зато когда мы заставляем себя начать молитву -- это очень сильное и осмысленное действие.

А при Иисусовой молитве это сильное и осмысленное действие совершается не два раза в сутки, а столько раз, сколько раз тебе удалось вспомнить Бога и возобновить своё намерение молиться Ему непрестанно. Новичку, который только приступает к этому делу, скорее всего удастся вспоминать о молитве лишь несколько раз в день, не больше десятка. И это уже неплохо, если каждый раз он станет возобновлять потерянную молитву.

Есть и такое упражнение -- по-своему тоже очень полезное. Надо просто считать, сколько раз на протяжении дня тебе удастся вспомнить и возобновить молитву. Вот я начал первый раз... через некоторое время замечаешь, что -- ага! -- молитва уже забыта. И начинаю второй раз, потом третий и так далее. Это подсчёты как чётки в руках -- тоже косвенно способствуют укреплению внимания на словах молитвы.

Если человеку удаётся вспомнить молитву на протяжении дня пару десятков раз или раз тридцать -- это уже  очень неплохо. Ну, а если более сотни раз -- это уже практически непрестанная молитва. Этого более чем достаточно, чтобы выйти на круг, обрисованный выше. Ещё раз подчеркну: критически важным тут является именно момент возобновления молитвы. Сколько раз ты возобновил молитву -- столько пользы получил твой ум от этого упражнения. Как уже сказано, невнимательная молитва сама по себе тоже не бесполезна, но она влияет лишь на обстоятельства жизни, а ум получает от неё пользу лишь косвенно -- по мере того, как начинает замечать влияние молитвы на интересующие его дела. Возобновление же молитвы приносит пользу самому уму, трансформируя его и исподволь подготавливая дальнейшее. При большом количестве возобновлений потерянной молитвы (более ста) эти два действия молитвы сливаются в одно: действие молитвы на твою судьбу и судьбы связанных с тобой людей становится уже просто невозможным не замечать.

Молитва влияет на события, и человек начинает по-настоящему уважать её и бояться Бога, присутствие Которого явным образом теперь ощущает. И это естественным образом приковывает его ум к словам молитвы, и особенно к имени Господа. Теперь он вооружён для серьёзной духовной войны и может подняться на следующую ступень.

Чтобы ускорить этот процесс, полезно применять и такие приёмы.
Прежде всего, необходимо хотя бы небольшое время в течение суток уделять именно и только молитве, не занимаясь в это время ничем другим.
Далее. Считая произнесённые молитвы по чёткам или просто по пальцам, нужно время от времени (каждый пятый или каждый десятый раз) произносить молитву хотя бы один раз предельно внимательно, без единой посторонней мысли, задерживая дальнейший счёт на то время, пока это не получится.
Далее. Читать молитву с предельным вниманием несколько раз подряд, пока ум не рассеется -- и считать, сколько раз получилось (по чёткам или по пальцам). Когда ум рассеялся, молитва потеряна -- краткое время передохнуть, повторяя молитву как получится, а затем снова несколько раз подряд с предельным вниманием. Сколько раз подряд удастся произнести молитву совсем без посторонних мыслей? Два-три? Пять?
Далее. Повторять предыдущее упражнение до тех пор, пока не будет достигнуто определённое заранее количество.
Тут можно изобретать множество разных приёмов, играя на том, что дьявол неимоверно боится внимательной молитвы -- он от неё на какое-то время смиряется и становится насколько уступчивым, что даже  готов мириться с молитвой невнимательной. Пользуясь этим можно, например, каждый раз возобновлять потерянную молитву, произнося её первый раз (или первые разы) с предельным вниманием, а потом как получится. И так далее -- простор для экспериментов. Квест: найти слабое место у твоего персонального беса.
[Обсуждение в Телеге]
> Надо посчитать сколько раз я возобновляю за день ИМ.)))

Да, это характерный показатель.

Читатель А:

> А нет ли в том месте, где "человек замечает явное действие Бога на его жизнь", магизма? По идее такая штука не должна обязательно происходить. У меня тотчас же появился помысл "месяц по галактике маму попою и планета у меня в кармане"

Читатель B:

> В магии ты добиваешься конкретного результата как отклика на определенные действия. Причем неважно как к тебе относятся люди, духи, ты "берешь их" через технологию, максимум договор (колдуны заключают договора с бесами, причем высший пилотаж - этого беса обмануть в договоре).
В молитве ты просишь Бога. Действие Бога на твою жизнь будет, но ты не можешь Бога заставить сделать что-то. Бог - это не функция магического ритуала, не нужный эффект, который получают выполнив определенные действия. И Бог не "служебный дух"(бес), которого можно "подчинить", "заключить договор на работу" и т.д. Отношения с Христом - максимально личные. Последствия отношений - благие, но непредсказуемые))).

Читатель А:

> ну, я это и имею в виду. Если человек будет читать молитву 100500 раз в день, через n дней начнутся явные перемены, - звучит как механическое действие

Нет. Бог реально вмешивается в судьбу человека, который призывает Его имя. Это объективное действие, которого начиная с какого-то уровне внимания в молитве невозможно не замечать.

Другой вопрос, каково оно, это вмешательство. Человек может ожидать от Бога одного, а получить совсем другое. И именно бессознательный страх получить что-то не то от отвращает нас от молитвы.

На уровне сознания человек не молится или рассеянно молится потому, что считает это занятие бесполезным или мало влияющим на реальную жизнь.
Но чуть глубже, бессознательно, он именно боится - боится того, что это влияние окажется нежелательным.

Неверие в Бога это психологическая защита от страха перед Ним.

Читатель B:

> А любая молитва, даже механическая, это обращение к Богу. Где тут магия? Я описала выше магию - магия это чисто "технология", не более того. Магия - духовная технология, причем довольно примитивная и с большими побочками.

Читатель А:

>Получается, что именно в доверии Богу разница между заклинанием и молитвой. Вот и Светлана пишет тоже самое. Молясь я не знаю, что из этого выйдет, но уверен в том, что выйдет что-то хорошее, потому что уверен в Божественной любви

Нет, не совсем так.
Вы пропустили важный промежуточный этап. Если человек читает молитву 100500 раз, то он прежде всего сталкивается с Сопротивлением. Он начинает с удивлением замечать целенаправленное действие некоей странной силы, которая стремится его заткнуть, прекратить призывание имени Господа. В частности, его мучает помысел о бесполезности этого занятия - это проявление той же самой силы.
Если человек решился продолжать молитву вопреки всему, он (опять-таки с удивлением) обнаруживает, что это простое, максимально лёгкое занятие требует от него серьёзной концентрации ума. Чисто механически молиться, как оказывается, просто невозможно! Молитва просто теряется, и всё.
А вот внимание ума к словам молитвы - это да, оно действительно приводит к явным переменам в жизни. Потом, задним числом, он осознаёт, что перемены начались сразу, как только он приступил к упражнению в чисто механической молитве - просто он не заметил этих перемен, не придал им значение. А между тем, они имели большие последствия.

А вот когда человек молится внимательно, он замечает перемены почти сразу. Степень "почти" зависит от степени внимания в молитве. При предельно внимательной молитве человек завершает молитву в иной реальности, чем начал её.

А что Вы вкладываете в слово "магизм"?

При правильном понимании "магии" Православие это и есть магия - Магия Божественного Огня.

> +1000. Есть разные магические школы))) Школа бесовской магии, школа человеской магии (филиал бесовской школы). Школа магии Божественного Огня (Православие).

Школа человеческой магии это Академия наук

> Хм. Я не уверена, что вся наука курируется бесами))).

Мне кажется, ты неправа, когда объявила всю человеческую магию филиалом бесовской. Мне кажется, существует и чисто человеческая магия.

Повторюсь: всё зависит от того, какой смысл мы вложим в слово "магия".
Вообще-то изначально "магия" это просто "религия" на персидском языке, вот и всё. Негативный смысл этому слову придали греки, тысячу лет воевавшие с персами.

"Наука это чисто человеческая религия" - так пойдёт?

> Да, так похоже, что наука - чисто человеческая религия. Тогда есть две школы человеческой магии (филиал бесовской и самостоятельная), одна - это  сообщество эзотериков/колдунов, другая - Академия наук))).

Мне кажется, понятие "чисто бесовская магия" лишено смысла. Люди в магии могут взаимодействовать с бесами. А бесы в магии с кем взаимодействуют?

> Друг с другом?

Кстати, да. Но друг с другом они в любом случае взаимодействуют. То есть, "магия" для бесов/богов то же, что для нас "бытовуха".

> Да, "бытовуха". Духовные технологии в духовном мире - дело привычное до бытовухи))).

Ну да. А чем ещё духам-то заниматься. Жрать и спать они не умеют, сексом тоже заниматься не могут. Только творчеством: создавать сюжеты и втягивать в них друг друга.

> Ну я бы с удовольствием отказалась бы от "умения" жрать и спать.

Стать бесплотным духом для человека означает стать немного дальше от Христа.

> Я не хочу стать бесплотным духом. Но нынешняя плоть однозначно слаба и с ней много проблем))).

Христос тоже изволил испытать страсти и немощи плоти.

> Ну вот поэтому придется потерпеть. Утешает, что это не навсегда ))).

Христос потерпел для того, чтобы дать нам Утешителя. Кстати, в тему: Мистическая функция боли: палач или врач (профилактика болезней)

> Меня, в моих помыслах пугает вот что. Я думаю примерно так: я буду молиться, столкнусь с противодействием, преодолею его и получу награду.

Главный капкан этого помысла "я".
Ведь при этом подразумевается, что цель молитвы - повлиять на Бога, "выбить" из Него награду.

> О, точно! И что же делать, ведь сама молитва сформулирована как "будь ко мне милостив, я прошу"

Человеческими словами не выразить подлинный смысл молитвы, ведь суть молитвы - имя Бога. Такое слово, Смысл которого непостижим. И это ключевое Слово накладывает Свою печать на все остальные слова, изменяя их смыслы, делая их непостижимыми.

Впрочем, пока человек молится словесной молитвой, правильное понимание смысла слов молитвы по сути и невозможно, да и не так уж важно. Важно не думать о постороннем, фиксировать внимание на этих словах, сознавая, что истинный их смысл от тебя ускользает.

Суть в том, что сам по себе факт, что Вы призываете Бога, уже свидетельствует о том, что Вы не забыты Богом, и Он Вас уже милует (а не в будущем только), так как никто не может призвать Бога иначе как содействием Самого Бога.

Другой вопрос опять-таки, понравится ли тебе Его милость.

> Реальность окажется другой.
Противодействие будет скучной, банальной и очень длительной (на многие годы) рассеянностью внимания и оставлением молитвы.
До (видимой (явной)) "награды" дойдет нескоро.
Если дойдет.
А жизнь все равно будет потихоньку меняться...

Да, молитва действует сразу. Намного раньше, чем мы достигаем в ней сколько-то значительных успехов.
Бог отвечает на наши молитвы ради славы Своего имени, а не ради нашей "прокаченности".


> Вот не могу я принять Христа и всё! Верю в Некоего Архитектора нашей вселенной, как например Богемик. Хоть в детстве читал Библию, но никак Христа не воспринимаю. Много раз пробовал Ему молиться, но чувствую какую-то пустоту.

Ответ:

Первый настоящий духовный опыт, который приобретает человек, пытаясь молиться Иисусу Христу, это опыт сопротивления. В ответ на молитву духи иллюзий приходят в движение, и обнаруживают себя. Заметить, осознать их действие в своей душе это уже большое приобретение. Не обнаружить себя они не могут, потому что в противном случае очень быстро обнаружит Себя Сам Иисус Христос. Их цель -- остановить молитву.

Ваш случай -- чувство пустоты в ответ на молитву -- это совсем неплохой вариант. Пустота ведь в любом случае не причинит вреда. Есть даже религии, обожествляющие Пустоту (вспомним Пелевина). Эта Пустота и есть тот вид, который принял отец лжи, чтобы отвратить Вас от молитвы.
Просто продолжайте молиться, не страшась этой пустоты, и смотрите, что будет дальше.

(Уточню. Многие новички сразу, сходу ощущают действие Благодати, и это не прельщение.
Но это ещё и не настоящий духовный опыт. Христос просто баюкает духовных младенцев, ласково приучая нас к Себе. Потом, позже Он проведёт нас через всё, и через пустоту тоже. Всему своё время.)

UpDated.
Из частной переписки:

> Но ведь если бормотать "тапочки, лавочки, венечки" то раньше или позже человек тоже почувствует "сопротивление" и то что его отвлекают от этой "молитвы".

Используя эту "молитву", можно войти в тесный контакт с духом, который Вам её предложил. И да, тоже произойдёт изменение сознания, а в итоге и паранормальные явления. Имеет смысл приготовиться к путешествию в реальность, где "тапочки, лавочки, венечки" это Самое Главное.

> Я недавно начал практиковать и, естественно, столкнулся почти со всеми описанными "симптомами" - и отвлечение ума, и неверие, что реально изменится жизнь и т.д. Рецепт я понял, просто продолжать во что бы то ни стало. Но все-таки один момент непонятен. Вы несколько раз писали, что новичок может ждать от Бога одного, а получит другое. А разве может быть так, что человеку не понравится милость Бога? Ведь Бог знает, как для человека будет лучше, почему это может не понравится?

Самый простой ответ на этот вопрос -- конечно же, человеку понравится милость Бога. Бог лучше нас знает, что нам на самом деле нужно. Вопрос "понравится ли тебе Его милость?" -- это всего лишь выражение вражеского помысла, исходящего из омраченного греховными страстями сердца. В глубине души, подспудно человек не доверяет Богу, сомневается в Нём.
Но... всё чуть-чуть сложнее. Дело в том, что силу Иисусовой молитвы может испытать на практике и человек, далёкий от Церкви. Для такого человека опыт соприкосновения с Божественной благодатью может оказаться неожиданно болезненным и привести к ломке всех его ценностей и представлений о жизни. Вообще-то я пишу всё это не для таких людей, но прочесть текст может кто угодно -- и такому человеку полезно быть готовым к резким поворотам судьбы.

Ко мне частенько захаживал один молодой человек, который без конца просил у меня деньги на то или другое, а получив -- неизменно пропивал. Было понятно, что милостыня ему не полезна. Но вместо того, чтобы просто отказать ему, я поставил условие: всякий раз перед тем, как получить деньги, он должен определённое количество раз произнести Иисусову молитву. Это требовало сравнительно немного времени -- минут десять или пятнадцать, и потому условие показалось ему нетрудным. Но Господь рассудил по-своему, и спустя пару недель... его за что-то арестовали, и вот он оказался на зоне. Потом он рассказывал мне, что молитва глубоко врезалась ему в память, и он каждый день хотя бы несколько раз произносил её. Вернулся он сильно изменившимся, притом к лучшему-- редкий случай, когда зона влияет на кого-то в лучшую сторону.
Думаю, этот пример -- неплохая иллюстрация моей мысли.

молитва, имяславие, выход есть

Previous post Next post
Up