Блуд это грех ума, а не тела.
Разве это не очевидно. Любой грех рождается в уме. Приходит прилог, человек его принимает...
> Не любой. Есть стремления плоти. Есть привычка. Так преподобные писали.
Привычка - всë равно привычка ума в первую очередь. Ум привык ходить таким путëм.
А какие стремления плоти сами по себе греховны?
> Надо было бы мне точнее цитировать, но я не помню дословно. Не всякий грех вызывается демонским влиянием . Есть стремления плоти. Есть привычка.
"Стремление плоти" как источник греха звучит нехорошо. В самой по себе человеческой природе греха нет. Неправильное (=греховное) "стремление плоти" всегда достигается бесовской помощью.
> В человеческой природе и смерти не было. Когда-то. Но вот Вы не спали четыре дня и проспали молитву. Это не всегда "бесовская помощь".
Снова вспомним Максима Исповедника: слово "грех" омонимично. Когда мы говорим, что Господь понёс на себе грехи, мы тем самым вовсе не утверждаем, будто Он Сам согрешил. Напротив, Он понёс наши грехи. В каком же смысле?
Слово грех имеет два разных (хотя и взаимосвязанных) смысла;
1) грех-1: грех как произвольный поступок, который мы могли бы и не делать
2) грех-2: грех как невольное и неизбежное следствие греха-1.
На Христе был грех-2, как следствие нашего греха-1. Причём Господь взял на Себя эту тяжесть произвольно, не имея в том никакой необходимости.
Смерть это грех-2, и всякий умирающий "грешен" в этом втором смысле; отсюда неприятность смерти и сопровождающих её явлений. Именно смерть это и есть главный грех всякого человека, о котором говорится "несть человек, иже поживет и не согрешит" - ведь это говорится и о невинных младенцах, и об убитых во чреве, которые даже в принципе не имели возможности совершить грех-1.
Так вот и грех человека, который не выспался и потому проспал молитву, это грех-2.
А говоря, что всякий грех совершается в уме, и что всякий грех требует участия дьявола и не совершается не иначе как содействием дьявола, мы имеем в виду именно грех-1, как самую важную (ключевую!) для нас тему.
> Невольный и неизбежный сон. Я, когда просыпаю богослужение, так себе и пытаюсь об’яснить ;)
Если молиться непрестанно, то молитву не проспишь. А почему мы не молимся непрестанно?
> То есть, те, кто с детства не непрестанно молятся, под демоническим влиянием находятся?
Не все.
Не все люди, которые не молятся, находятся под демоническим воздействием. Очевидный пример: Адам и Ева. Они были свободны и от демонических воздействий, и от заповеди о непрестанной молитве.
Но все люди, которые не молятся, обязательно рано или поздно попадают под демоническое воздействие. Это случилось даже с Адамом и Евой.
Потому что свято место пусто не останется. Кто не займёт себя служением Богу, того дьявол приспособит к своему служению, найдёт способ. Умишка-то хватает.
> Молитва это защита в том числе. Не даëт морочить ум.
Да. Это тот труд, ради которого и создан человек. "Возделывать рай"
См. также заметку
ortopas по смежной теме:
Мастурбация Другие ветки того же обсуждения:
Смертные грехи и лекарство от отчаяния ,
Почему святые считали себя величайшими грешниками ,
Библия, рагули и корни Европы