Всё должно измениться,
чтобы всё осталось как прежде.
Всё меняется.
Это единственное, что неизменно.
В конце и это изменится.
Но и тогда будет ещё не конец.
Вместо третьего эпиграфа я загадаю читателю загадку:
Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут - не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть.
(Бисмарк)
Эта заметка -- своего рода предисловие к теме, начатой текстом
Как действовать по воле Бога (1)А сама эта тема -- практическое приложение теоретической темы заметок
Покаяние и сексуальность,
Либидо революции и Внутреннее христианство, и отчасти
Суть всех ересей, в которых я пытаюсь ответить на вопрос, как же это вышло, что современная Европа (включая Россию) отошла от христианства.
Как ни странно, вот этот вот длящееся уже несколько веков восстание европейца против Церкви это подростковый бунт, неизбежный этап взросления, когда в человеке с огромной силой вдруг пробуждается сексуальность, а вместе с нею и властный приказ Самого Творца: Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будут двое единой плотью (Быт 2:24). Чтобы по-настоящему прилепиться к жене своей, надо прежде оставить отца и мать (а это задача совсем-совсем непростая, о чём намного лучше и подробнее меня говорит в своём ЖЖурнале
ortopas), но для ребёнка, который вчера ещё не мыслил себя отдельно от родителей, это немыслимая задача, сальто-мортале. Тем более, если отношения с родителями осложнены варварской патриархальностью, как будто не допускающей самой возможности такого отделения. Для выполнения этой-то немыслимой задачи ему и даётся огромная энергия просыпающейся сексуальности.
Внутри родительской семьи эта задача по самой природе вещей не может быть реализована, и это не беда. Беда в том, что на это естественное, обусловленное самой природой ограничение накладывается ещё и противоестественное подавление сексуальности, идущее уже не от природы, а от варварства культуры. Если уважаемый читатель пройдётся по ссылкам, он сможет найти больше подробностей этой печальной повести, как дьявол исхитрился внести в христианскую культуру свою манихейскую лепту, которая вначале казалась христианам безобидной и даже благочестиво-аскетичной, но в итоге разрешилась тёмным оргазмом мировой революции. Отсюда и рождается странная, дикая энергетика этого бунта -- подросток действует порой с избыточностью, которой хватило бы на десятерых.
Именно таким подростком, бунтующим против христианства и выступает "научный атеизм", который по сути своей связан с христианством очень прочной и жизненно важной пуповиной -- стоит её разорвать, и атеизм начинает болеть и умирать, побеждаемый подступающими к нему из глубины бессознательного древними богами, демонами и архетипами. Тут имеет смысл вспомнить, что первыми в истории "атеистами", пострадавшими от клерикалов, были именно христиане, которых благочестивые язычники Древнего Рима сажали на кол, распинали и сжигали на кострах именно по обвинению в атеизме (безбожии), ведь христиане отказывались признавать легитимных богов римского пантеона, называя их демонами. Глядя на христиан, мудрые римляне ещё тогда, в седой античной древности поняли, к чему идёт дело, и чем с неизбежностью закончится история христианства: именно безбожием, атеизмом. Потому что нельзя безнаказанно отвергать монстров, живущих в глубинах нашей психики. Они неизбежно вернутся и отомстят гордому человечку, возомнившему себя пупом земли и венцом разума. Что мы и наблюдаем сегодня, см. цикл
Вера материалистов и молчание Вселенной.
Чтобы избежать этого неизбежного результата, нужно не больше, не меньше, как изменить свою реальность (см. цикл
Как на самом деле). Эта процедура именуется в христианстве покаянием (см. цикл
Как изменить мир -- магия покаяния), и она действительно чудотворна. Что неизбежно здесь -- того можно, вполне можно избежать там. Манихейское псевдомонашество тем и опасно, что делает невозможным настоящее покаяние, подменяя его бессмысленным упорством вечного "подвига", который вроде бы искренне стремится к высочайшему совершенству, но в действительности не приближается к нему ни на шаг, потому что основан на горделивой иллюзии "аскетического" самообмана.
Практическое приложение всех этих теоретических рассуждений для каждого из нас состоит в том, чтобы вернуться к основе основ нашей европейской культуры, к подлинной вершине человеческой культуры: христианской Античности, которая смогла, пусть на краткое время, гармонично соединить то, что для варваров кажется несоединимым: классический гуманизм и Православие. Гуманизм Нового Времени, идущий от Возрождения, с самого начала противопоставил себя христианству. Он и был первой ласточкой подросткового бунта против варварского средневекового манихейства, подточившего Римскую Католическую церковь изнутри. А ведь основой этого гуманизма не могло не быть опять-таки христианство (в самом деле, а почему ни Ислам, ни язычество гуманизма не породили?). Бог стал человеком -- вот настоящая религиозная основа гуманизма.
Бог стал человеком, и этим возвысил всё человечество выше всех мыслимых и немыслимых пределов! Только вот какая штука: Бог стал не всяким человеком, а одним конкретным человеком, Иисусом Христом. Христианский гуманизм сразу задаёт в человеческом обществе принципиальное, непреодолимое неравенство: иное дело Иисус Христос -- Царь и Бог, и иное дело все остальные люди. Вместе с тем он задаёт и принципиальное, неодолимое равенство всех людей перед этим единственным выделенным человеком. Только Сам Христос вправе создавать среди людей неравенство, приближая кого-то к Себе или удаляя от Себя.
Что же делает гуманизм Возрождения? В отличие от мудрого античного, точного и взвешенного гуманизма Православия он кидает лестный, привлекательный, но неисполнимый идеал равенства всех людей -- уже не перед Христом, а просто: всех, включая Христа. Естественно, этот возвышенный идеал тут же начинает дробиться на всякого рода частные гуманизмы, особо выделяющий тот или иной человеческий тип: пролетарский гуманизм, либеральный гуманизм, национализм и проч. Какие-то люди оказываются "более равными", чем другие. И это неизбежно, потому что человеческое общество по самой природе своей всегда выстраивается в пирамиду.
Как в любой горсти песка одна песчинка обязательно лежит выше всех, так и люди не бывают равными между собой. Причину этого явления я много раз с разных сторон подробно рассматривал на страницах этого ЖЖ, прежде всего в связи с
теорией Власти: она состоит в том, что желания у людей не совпадают, и им приходится либо разойтись, либо уступать друг другу, либо подавлять друг друга. Но добровольно уступать друг другу люди могут лишь в относительно узком кругу общения (
число Данбара). За пределами этого круга общество неизбежно выступает как безличная подавляющая сила, тупо навязывающая свою волю --
откуда и рождается Власть.
Главным секретом Власти, совершенно невероятным и переворачивающим наши интуитивные представления о ней, оказалась её добровольность: человеческим обществом владеют люди, каждый из которых добровольно слушается своего "сюзерена". Где нет добровольного послушания, там
нет Власти, а есть лишь система Управления, основа основ которой -- насильственное подчинение. В самом деле: мы можем заключить взаимовыгодный общественный договор, однако без гарантии, что каждый из нас станет выполнять условия этого договора, этот договор не стоит бумаги, на которой он написан. А вот отношения "сюзерена" и "вассала" обладают внутренней устойчивостью и не нуждаются во внешней силе, которая должна была бы их поддерживать. Потому-то они и становятся с неизбежностью стержнем или скелетом любого общественного устройства (см.
Как стать наследником).
Всё очень просто: если человек не желает слушаться добровольно того, кто ему нравится, то его подчинят насильно те, кто ему не нравится. Избежать этого сюжета можно одним-единственным способом: стать Робинзоном или отшельником, подчинив себя превратностям судьбы и законам природы -- то есть, по сути, непосредственно Самому Богу.
Но!
Вот ради этого маленького "но" и написана эта заметка.
Не обязательно становиться отшельником, чтобы подчинить себя непосредственно Самому Богу. Ведь Бог управляет не только природой, но и любым обществом. Ему принадлежит всё, всё в Его власти, и всё совершающееся совершается по Его воле. Кто знает Его волю и всегда действует согласно с Его волей, тот свободен от всех остальных правил, законов и ограничений: "Где Дух Господень, там свобода". Он свободен также и от всех людей, и от всех обязанностей перед людьми. Если Господу угодно позаботиться о каком-то человеке твоими руками, ты делаешь это ради Господа, а не ради человека. И тогда этот человек ничем тебе не обязан так же, как ты ему ничем не обязан.
И главное, хочешь ты этого или нет, ты в любом случае будешь делать именно то, что и задумал Господь, потому что Он выше потока времени, и знает будущее мира так же, как и его прошлое. Всё, что от нас зависит -- это исполнять Его волю сознательно и добровольно, или бессознательно и невольно. В первом случае Он Сам будет о тебе заботиться, а во втором -- нет особых оснований на это рассчитывать. Не правда ли, при такой постановке вопроса разумный выбор кажется самоочевидным.
После катастрофы, погубившей Античность, Европа мало-помалу заново проходит все стадии культурного и религиозного развития, когда-то уже пройденные древними греками и римлянами. Отвергнув христианство, впавшее в ничтожество и бессмысленную мелочность ритуального "аскетизма", европейцы снова открыли для себя сонм древних языческих богов и снова собрали их в Пантеон. Пантеоном Нового Времени является Толерантность: разные мнения и разные способы восприятия действительности вдруг оказались собраны в одном помещении и поставлены друг перед другом лицом к лицу, на расстоянии нескольких кликов мыши. И как и в древности, современные европейцы вдруг осознали условность, необязательность и нелепость каждого из них в отдельности. Будучи собраны все вместе, боги взаимно обессмысливают, обесценивают друг друга, как это
у Пелевина:
Вся поверхность земли была занята усыпальницами больших и малых богов. Размеры и древность этих надгробий указывали на безмерное величие покойных. C другой стороны, божественных пирамид было столько, что из-за одного их количества боги казались не особо долговечным народцем.
Это и есть Постмодерн, когда Истина кажется погребенной где-то в наивном прошлом. К тому времени, когда Христос пришёл в мир, Рим уже созрел для
Пантеона: Понтий Пилат поступил как настоящий постмодернист, когда задал воплощённой Истине вопрос "Что есть Истина?" и ушёл, не дожидаясь ответа. Он был уверен, что ответа нет и быть не может.
А между тем... впроче, зачем повторяться? Дальнейшее уже было сказано в заметке
Апостасия - миф и реальность.
Будущее никогда не бывает таким, каким люди его себе представляли. Бог вечно удивляет нас неожиданными поворотами сюжета, и ещё удивит.
--------------------------------------------
Конечно, я не сказал здесь моему постоянному читателю ничего нового. Но мне почему-то захотелось вот так вот собрать отдельные нити разных моих мыслей и заплести их в единую косичку, оставив таким образом своего рода краткое оглавление к двум из трёх главных тем моего Жжурнала: Религия и Власть. Третью тему -- Психологию -- мне неизбежно придётся раскрыть в практической части этого цикла.
Пока же замечу, что по теории Власти у русских нет иного шанса вернуть утраченный суверенитет. Потому что на земле нет Власти, которая была бы заинтересована в их возвращении. И если сбудутся слова Бисмарка, приведённые в качестве загадки в третьем эпиграфе -- а они производят впечатление пророчества! -- то сбудутся они лишь тогда, когда русские отбросят все иллюзии и все обольщения земных властей, и обратятся к той единственной Власти, которая остаётся для них своей.
Поднялась буря на море, так что лодку захлёстывало волнами, а Он спал. Тогда ученики разбудили Его и сказали:
-- Господи, спаси нас! Погибаем.
И говорит им:
-- Что вы так боязливы, маловерные?
Потом встал, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
См. также заметки
Мистерия Власти: выход есть и
Христианство и демократия