(Цикл
Умное делание для мирян)
По моим наблюдениям, самая суть, самая мякотка любой христианской ереси -- глубокое убеждение, что смертный человек не может не грешить.
Выглядит это убеждение невинно и даже благочестиво. Между тем, по сути это самооправдание и обвинение Бога, который якобы заповедал нам что-то невозможное. Когда человек уверовал в это, де факто он уже еретик. А дальше возникает масса вопросов, первый и главный из которых: ну хорошо, если смертный человек не может не грешить, то как же тогда Сам Христос не грешил? Или Он не человек? Или совсем человек? Или не смертный? и проч. и проч. Отсюда, из этой точки, и разрастается пышным кустом весь куст христианских ересей.
Самое же страшное сегодня -- что подавляющее большинство православных усвоили эту убийственную для духовной жизни идею, считая её самой что ни на есть православной премудростью. Это "смиренное" убеждение, кажется, заняло сегодня место настоящего смирения. "Куда уж нам уж".
Вот это-то и есть самый что ни на есть яркий и несомненный признак последних времен. СОЛЬ ПОТЕРЯЛА СИЛУ:
"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, разве только выбросить ее вон на попрание людям."
Что и наблюдается.
> Но как же тогда понимать слова молитвы: помилуй мя грешнаго?
Грешным является всякий, причастный греху.
Грехом называется во-первых ошибочный выбор, противное Богу намерение человека. А во-вторых, грехом называются последствия этого выбора.
Собственно, сам поступок, который обычно и именуется "грехом" это лишь последствия внутреннего выбора, ошибочного намерения. От нас зависит захотеть чего-то или не захотеть, а когда и в какой форме исполнится наше желание, и исполнится ли оно вообще - это уже зависит от Бога.
Поэтому даже человек, который уже не грешит, справедливо называет себя грешным, поскольку на нём последствия его личного греха и греха его предков: "Если мы говорим, что не имеем греха, мы сами себя обманываем, и истины нет в нас."
Но отсюда же нельзя делать вывод, что мы и дальше должны будем грешить!
А значит, надо искать царства внешнего - чем и занимается хилиазм.
> Без Бога я принципиально грешен, и только с Богом же могу не грешить
Да, ведь человек создан Богом и быть с Богом это его естественное состояние. "Без Бога" это и есть грех.
> А разве это не тело хочет секса или еды, например? А нарушение поста - грех.
Тело само по себе ничего не хочет. Хочет душа, естественно влюблённая в своё тело.
Секс или еда сами по себе не грех. Бывает и секс, и еда, сообразные с волей Бога. Грех - в душе, которая не согласует свои желания с волей Бога. Это согласование достигается молитвой. Душа не молится - оттого ею и обладают желания не сообразные с волей Бога - "нелогичные" или, как принято говорить на славянском, "бессловесные" (слово=логос).
От темы молитвы тут не уйти. Ведь Бог - Единственный, кто знает все наши мысли. И наша способность мыслить дана нам для того, чтобы разговаривать с Богом, который слышит всё, что мы говорим в уме.
Разговаривать с Ним - естественно. И наоборот, странно и неестественно, когда мы пренебрегаем Им и мыслим таким образом, будто нас никто не слышит. Это и есть суть греха. Забывающий Бога ум зачинает грех от лукавых помыслов, которые вступают с ним в беседу, мешая ему говорить с Богом.
> Когда человек стоит в храме и ВНИМАТЕЛЬНО молится (а такое бывает почти у всех, кто хоть немного пытается молиться), то в этот момент он исполняет волю Бога и не грешит!
Переход до СОВСЕМ не грешит от этого очень длинный и проходят его очень немногие, но небольшой опыт есть почти у всех.
Именно так. В то время, когда ум наш занят молитвой, он не может зачинать грех.
Впрочем, важно понимать, что иное дело грех и иное дело -- последствия греха. Внутренние последствия греха (=греховные страсти) изглаживаются из нашего сердца не умной, а лишь умно-сердечной молитвой. Умная молитва останавливает развитие греха и подготавливает почву для очищения, а умно-сердечная -- очищает.
Словесная же, внешняя молитва помогает заметить грех, потому что она противится греху, а грех противится ей. И постепенно, по мере внимания, склоняет к молитве ум.
> И как в такое определение ереси ложится, допустим, милленниализм (=хилиазм)?
Связь самая прямая.
Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть, говорит Господь.
Правильное понимание этих слов таково. Царство Божье есть то состояние души человека, которое православные святые называли обожением. О котором апостол Иоанн сказал: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога".
Можно ли понять это как-то иначе? Легко! Ведь в Царстве Божьем нет греха. И если смертный человек не может не грешить, то это внутреннее Царство для нас недостижимо.
См. также
Может ли современный православный священник не верить в обожение? Покаяние и сексуальность