Rolls-Royce Merlin. Тонкости. В гостях у антиподов

Nov 22, 2015 22:59

[Тонкости. P.V.12] [Тонкости. Cross-over] [R-R Merlin. Тонкости. Мисс Шиллинг и ее отверстие] [Мерлин в США. Часть 1] [Мерлин в США. Часть 2] [Rolls-Royce Merlin. Тонкости. Сто октан] [Rolls-Royce Merlin. Тонкости. Французский след]

Из почти 150 тысяч выпущенных "Мерлинов" около 2/3 было произведено в Великобритании, 55 тысяч - в США. На фоне этих огромных чисел третий производитель совсем теряется - речь про 108 двигателей CAC Merlin, выпущенных в Австралии.




К 1943 году Австралия выпускала ряд типов учебно-тренировочных и боевых самолетов своей разработки, и еще по лицензии - двухмоторных британских бомбардировщиков. Антиподы не остановились на достигнутом и решили освоить выпуск тяжелых четырехмоторных бомбовозов. Выбран был (при участии сэра Lawrence Wackett, "отца австралийской авиации") Avro Lancaster Mk.III, а в мае 1943 "Ланкастер" III (ED930, получил австралийское обозначение A66-1) перелетел в Австралию. В этом же году на Avro началась разработка Lancaster Mk.IV, версии, специально предназначенной для просторов Тихого океана - как раз то что надо австралийцам! Изменения в Lancaster Mk.IV оказались существенными, так что ему поменяли имя на Lincoln. Первый полет "Линкольн" совершил 9 июня 1944 го, первый австралийский, специальной модификации для RAAF, Lincoln B.Mk XXX (s/n A73-1), полетел более чем через полтора года - 17 марта 1946. Причем он был изготовлен в Британии, в Австралии лишь собран. Шестой самолет (A73-6) стал первым полностью изготовленном на Зеленом континенте, на заводе Government Aircraft Factories (GAF) в местечке Fishermens Bend около Мельбурна, это ноябрь 1946го.
В планах количество четырехмоторных бомберов, нужных для Австралии, постоянно менялось. В 1943 шла речь о пятидесяти "Ланкастерах", в июле 1945 года - о 61 "Линкольне" и о 12 Avro Tudor - авиалайнерах, созданных на базе "Линкольна", в 1948 "Тюдоры" из планов исчезли, нужны были только 73 бомбардировщика. В некоторых источниках говорится о 85, но факт - на GAF изготовили только 73 машин.

Производство "Мерлинов" создавали именно под новые бомбардировщики. Подготовительные работы по его развертыванию начались еще до окончания войны, однако первые австралийские Merlin модификации Mk.102 были сделаны уже даже после выпуска первых десятков "Линкольнов", оснащаемых Merlin Mk.85B, хотя были заявления о начале выпуска до окончания 46го года.
Merlin Mk.85 - представитель семейства "Мерлинов" 60-ой серии с двухскоростным двухступенчатым нагнетателем. Отличался от Mk.66, которому он был подобен, дополнительным приводом для бортовых систем самолета - для гидропривода стрелковых башен например. Merlin Mk.85B оснащался американским (?) четырехлопастным винтом.
В эксплуатации 85ый оказался ненадежным, в Австралии уже на выпущенных машинах два крайних мотора менялись на Merlin Mk.66 с законсервированных "Спитфайров", два внутренних вынужденно оставляли т.к. 66-ой не имел отвода мощности. Почему осси не смогли получить надежные Packard Merlin Mk.68 (американский аналог Mk.85), которые заменили 85-ый на британских "Линкольнах" - загадка.
Так что в таких условиях появление Mk.102 было очень кстати. Mark 102 создавался специально для послевоенных гражданских самолетов, был первым "цивильным" "Мерлином" с двухступенчатым нагнетателем. На "гражданке" у него особо не сложилось - кроме прототипов авиалайнеров Avro Tudor и Avro Tudor II он больше нигде не стоял. Поэтому какими путями он попал к осси - не очень ясно. Возможно был какой-то задел по этим моторам который решили сбагрить антиподам - ведь речи о полном цикле производства сложных авиамоторов конечно же не шла, там проходила их сборка. Но, возможно, часть деталей была действительно выпущена в Австралии. Занималась выпуском "Мерлинов" компания CAC, на Lidcombe Engine Plant, пригород Сиднея, так что для австралийских моторов можно встретить обозначение CAC Rolls-Royce Merlin или Commonwealth Merlin.

1. CAC Rolls-Royce Merlin


Летающим испытательным стендом для 102ых стал Lincoln Mk.30 с серийным номером A73-41 на котором все четыре мотора были австралийского производства. Самолет был принят в июле 1947го, к сентябрю 1947 был изготовлен первый CAC Merlin. В ходе испытаний оказалось что мотор выдает на 10% больше мощности чем Merlin Mk 85, что позволяло "Линкольну" летать с большим весом. Для реализации этой возможности были усилены лонжероны крыла и его обшивка. Так появилась модификация Lincoln B.Mk.30A с увеличенным взлетным весом - 37195 кг против 34020кг на Mk.30.
Всего в Mk.30A было переделано 25 машин плюс 11 выпущены сразу с усиленным крылом - т.е. итого 36. Плюс было выпущено в двух партиях 12 самолетов чисто австралийской модификации - длинноносые GAP Avro Lincoln GR.Mk 31. И тут возникает казус. Казус в том что всего говорится о 108 выпущенных в Австралии "Мерлинах", которых хватило бы только на 27 самолетов. Видимо часть из Mk.30A и Mk.31 продолжала летать на комбинации из "Мерлин" Mk.85 и Mk.66.
Последние австралийские "Линкольны" A73-71, A72-72 и A73-73 были выпущены вообще без двигателей и "мирно спали на складах".

2. Lincoln Mk 31


С "Мерлинами", австралийцами, и дефицитом моторов у них была связана еще одна история - речь про (вроде как) единственные "Мустанги" (кроме Mustang Mk.X естественно) летающих с британскими "Мерлинами": в 1950 году на CAC CA-18 Mustang заменили Packard V-1650 на опять же снятые со Спитфайров Merlin модификаций Mk.66 или MK.70.
А "Линкольн" и поныне остается самым большим самолетом произведенным в Австралии.

Источники: Warpaint 34. Avro Lincoln; Putnam. Avro; British Piston Aero-Engines and Their Aircraft; www.adf-serials.com.au, www.army.gov.au, www.aarg.com.au; The West Australian

Великобритания, Авиадвигатель, Австралия, Авиация

Previous post Next post
Up