[Тонкости. P.V.12] Еще до окончания Второй Мировой началась разработка гражданских версий "Мерлина". Merlin 102 стал первым цивильным мотором, выпускался с 1944 года, ставился на конверсионные и пассажирские самолеты фирмы Avro.
Крупным потребителем гражданских "Мерлинов" стала канадская компания Canadair, начавшая с 1946 года производить свою оригинальную версию американского авиалайнера Douglas DC-4 под обозначением Canadair DC-4 North Star. Вместо стандартных на DC-4 радиальных двигателей воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-2000 на "Норд Старах" ставился Merlin семейства 62x/7xx. Мерлин был всем хорош - легок, мощен, экономичен. Но из-за высокой степени наддува двухступенчатого двухскоростного нагнетателя энергия выхлопных газов была очень велика и шум от работающих моторов был необыкновенно силен, и если на боевых машинах с этим можно было смириться, но для пассажирских это стало большой проблемой.
Для борьбы с этим вредным явлением была придумана "перекрестная" (cross-over) система выхлопа. Реализована она была двумя отличающимися друг от друга в деталях способами.
Первый рецепт был выписан Rolls-Royce для BOAC Argonaut. C-4 Argonaut традиционно именуют North Star'ы из партии в 22 машины модификации DC-4M-4 заказанной британской государственной авиакомпанией BOAC (British Overseas Airways Corporation), выпущены они были в 1949 году. В 1952 после завершения исследований R-R демонстрирует свой "cross-over". Для оснащения этой системой модифицируются сначала ближние к фюзеляжу "Мерлины", позже дело дошло и до крайних.
На Canadair в этом же году поддержали почин метрополии разработав свой вариант системы выхлопа. Под нее были переделаны "Мерлины" двенадцати авиалайнеров DC-4M-2, используемых канадской авиакомпанией TCA (Trans-Canada Air Lines).
1. "Cross-over" для BOAC Argonaut
Идея перекрестного выхлопа несложна и состоит в перебросе выхлопных газов из патрубков с ближней к фюзеляжу стороны двигателя на противоположную. На системе от R-R это происходило через три трубы (каждая обслуживала пару патрубков) проходящих поверх "Мерлина" и вливающиеся в коллектор, куда выходили газы из цилиндров противоположной стороны. Все эти газоотводные трубы и коллекторы охлаждалось воздухом, поступающим через дополнительно введенный воздухозаборник на передней части мотогондолы. Канадская система была попроще - газы от шести патрубков одного борта входили в общую трубу которая проходила поверх капота мотогондолы и сверху закрывалась дополнительным обтекателем, оставляющим щель для набегающего потока охлаждающего воздуха.
Британцами заявлялось что их "cross-over" лучше - шум уменьшался на 6дБ против 5-8дБ у канадцев, вес дополнительных элементов в конструкции от R-R 17кг вместо 33кг, и если канадский бесшумный выхлоп отнимал 1,6 км/ч у самолета, то британский давал дополнительно 10,6 км/ч.
Выхлопная система от R-R могла демонтироваться превращая мотор в обычный "шумный" Мерлин, и один набор был пригоден для установки как на левый борт так и на правый.
2. "Cross-over" для BOAC Argonaut. Капот открыт.
3. BOAC Argonaut. Ближние к фюзеляжу двигатели с "cross-over", дальние еще нет.
3. Канадский "cross-over" для TCA. Верхний обтекатель открыт.
4. "Cross-over" для TCA.
5. BOAC Argonaut. Замечательно виден небольшой воздухозаборник охлаждения системы выхлопа на нижней губе воздухозаборника радиатора.
6. Canadair DC-4M-2 авиакомпании TCA. Хорошо заметна разница с британской системой.
Источники: Flight 1952