[Тонкости. P.V.12] [Тонкости. Cross-over] [R-R Merlin. Тонкости. Мисс Шиллинг и ее отверстие] [Мерлин в США. Часть 1] [Мерлин в США. Часть 2] [Rolls-Royce Merlin. Тонкости. Сто октан] Хорошо известная французская фирма Farman (Farman Aviation Works) начала заниматься авиамоторами под конец Первой Мировой. В октябре 1917го в пригороде Парижа Булонь-Бийанкур начато строительство завода, в июле 18го был представлен первый авиамотор Farman. С этого времени началась недолгая история моторов этой марки.
В 1922 году техническим директором Фарман становится Charles Waseige, конструктор и изобретатель который внес очень большой вклад для фирмы в области различных технических решений. (Причем не только в области авиации и двигателестроении, Фарман короткий срок занималась еще и производством автомобилей и несколько патентов Waseige посвящены им). За следующих 14 лет, до государственной реорганизации авиапромышленности Франции в 1936 году, на фирме разработали почти три десятка моделей авиамоторов включая модификации. Были "звезды" в 7 и 9 цилиндров, 8 и 12 цилиндровые V-образные, W- и T- образные в 12 и 18 цилиндров. Большинство моделей существовали в количестве единиц-десятка экземпляров, более-менее массовыми были: 12 Wd и We (1921 и 1923гг, 400л.с. и 500л.с.) выпущено 30 экземпляров первого и 150 второго, и радиальные моторы небольшой мощности 9 Ebr (1929г, 220л.с.) и 7 Ears (1932г, 170 л.с.).
Если с самим двигателями дела задались не очень, то с агрегатами для них вышел успех. В конце 20х-начале 30х были очень популярны редукторы от Фарман. Фирма стала пионером в деле разработки винтов изменяемого шага - такой четырехлопастный металлический винт появился в 1928 году. А по нагнетателям компания фактически вышла в мировые лидеры. Были активные совместные работы с Rateau над турбокомпрессорами, двухскоростные одноступенчатые и двухступенчатые приводные нагнетатели Farman закупались и французскими фирмами, и иностранными. Были у Фарман и трехскоростные, и даже трехступенчатые нагнетатели.
1. Двухступенчатый нагнетатель Farman.
Казалось бы, причем тут британский Rolls-Royce Merlin?
Работы над двухскоростным нагнетателем для "Мерлина" начались очень рано, когда сам мотор еще не вышел из младенческого возраста - в январе 1935. На Rolls-Royce перед этим, с января 34го, работали над таким же нагнетателем для Kestrel, так что какой-никакой опыт уже был. Причем скорее всего никакой - следов такого "Кестрела" найти не удалось. Британцы попытались сделать двухскоростной нагнетатель в габаритах односкоростного, но разработка затягивалась. Модификация Merlin D, которая должна была быть именно с двумя скоростями и которая так и не была воплощена в металле, может быть создавалась именно под нагнетатель родной фирмы (это лишь мое предположение).
В конце концов на Роллс-Ройс купили готовое решение у Farman. Их нагнетатель был габаритнее британского односкоростного, но видимо с этим смирились. Так что и благодаря французам в сентябре 1937 года была испытана версия Мерлина с двухскоростным нагнетателем, а с декабря 1938 началось серийное производство с ним Merlin X.
На двухступенчатом нагнетателе от Farman кстати, так же как и Роллс-Ройсовском, оба импеллера были на одной оси. Но карбюратор стоял после нагнетателя и не было интеркулера, как на Мерлинах шестидесятой серии.
2. Трехскоростной нагнетатель Farman.