Выставка "Армения. Легенда Бытия" или Серебряный кубок из Карашамба. Часть 1.

Jun 09, 2016 16:46

Выставка просто восхитительная! Через 3 дня закрывается, спешите!!!!

Оригинал взят у vladimirdar в Выставка "Армения. Легенда Бытия" или Серебряный кубок из Карашамба. Часть 1.



Всего 62 фото

На эту выставку я, поначалу, стремился исключительно из интереса к одному широко известному древнему артефакту, представленному в ее экспозиции  - серебряному кубку из Карашамба... Я восторге от искусства торевтики - древних орнаментальных чеканных рельефных изображений на изделиях по серебру и золоту и этот кубок надо было обязательно посмотреть.... Кстати, чего, только стоила на эту тему феерическая выставка в ГИМ «Фракийское золото» показанная года три назад!… До сих пор с удовольствием вспоминаю эту выставку и ее уникальные чеканные рельефы "фракийского золота".

Думая, что дело ограничится лицезрением лишь этого самого кубка из Карашамба, я, однако, был удивлен, что выставка «Армения. Легенда Бытия» оказалась комплексной, мощной, цельной и очень богатой на множество интереснейших экспонатов. Мало того - речь шла, по большому счету, не об Армении, а о земле, где творилась та самая изначальная История Древнего Мира - земле Армянского нагорья, откуда происходили самые глубокие корни человеческой цивилизации...

Короче, я «завис» на выставке часа на четыре. Фактически - все до одного экспоната представляли исключительный неподдельный интерес и понудили меня изменить свое изначальное субъективное отношение к выставке и воодушевили на подробную фотосъемку. Я получил исключительное наслаждение от общения с этими богатейшими и редчайшими археологическими находками. Как всегда, при обработке фотографий артефактов, я «вновь и по-новому» погружался в образы этих древних цивилизаций, их миры и узнавал для себя все больше нового и захватывающего. Ранее я думал, что ограничусь одним постом об этой выставке, но, постепенно, у меня сама собой вызрела идея попытаться отразить все свои масштабные впечатления об этой выставке, а это уже тянуло на целую серию постов. И дело тут даже не в желании сделать банально подробный обзор выставки и увеличить количество публикаций в ЖЖ, а в явном моем ощущении "комплексности" «выставок в выставке» - до такой степени экспозиция была насыщенной и разнообразной. К примеру, мы можем увидеть уникальнейшую коллекцию армянских рукописных книг XIII-XVIII вв., которые можно рассматривать и принимать бесконечно, поэтому я решил выложить ряд постов в логической исторической последовательности и, одновременно, выделить тематику. Таким образом, при наличии понятного оглавления читатель может сразу выбрать ту тему интересов, которая ему наиболее близка и любопытна. Ну, чего уж там говорить, - давайте же приступим к осмотру выставки «Армения. Легенда Бытия», что так нежданно пришлась мне по душе.
Основных залов на выставке - три. Есть еще два - о декоративно прикладном искусстве Армении (№4) и один узкий, центральный - о геноциде армян Османской империей в 1915-1923 гг. - прямо напротив входа в экспозиционное пространство выставки.
02.



Первое, что видит зритель, оказавшийся на выставке - далекий и недоступный заснеженный Арарат в дальнем конце этого коридорного зала.
03.


04.



Сердце, от этого вида и темно-фиолетово-чернильных стендов, слегка неосознанно сжимается от неведомой тоски… Но, сюда мы пока не пойдем, а отправимся в зал №1. Здесь все начинается с палеолита и охватывает эпоху бронзы и железа Армянского нагорья. И именно здесь находится вожделенный для меня серебряный кубок из Карашамба.

Палеолит

Собранные археологами данные позволяют наметить сценарий заселения территории Армении в палеолите. На стоянке Карахач люди с раннеашельскими индустриями жили уже 1,85-1,77 миллионов лет назад. Это древнейший на сегодня памятник ашельской культуры в Евразии.
05.



Потомки ашельских первопоселенцев с более совершенными индустриями ранне-и среднеашельского типа продолжали обитать в Армении по меньшей мере 700 тысяч лет назад. Около 500-300 тысяч лет назад здесь широко расселяются создатели позднеашельских индустрии с ювелирно отделанными рубилами - они найдены в десятках мест.

Ручные рубила. Даштадем. Ашель (500-300 тыс. лет назад). Дацит. Верхнеашельская стоянка. Северо-запад Армении. Музей истории Армении.
06.



Следы среднего палеолита в Армении менее отчетливы, что является, видимо, следствием ухудшения климата - недаром в это время начинается заселение пещер. Первые индустрии, создававшие орудия с пластинчатыми сколами, фиксируются около 100 тысяч лет назад. Появление создателей новых среднепалеолитических индустрии отмечено 35-40 тысяч лет назад, уже в верхнем палеолите, когда климат Армении стал еще менее приветливым; в этот период выявлены два интервала обитания - 24-35 тысяч лет назад и 16-18 тысяч лет назад.
07.



Нуклеус. Ани-Пемза. VIII-VII тыс. лет до н.э. Обсидиан. Нуклеус - ядрище, камень, с которого скалывались пластины - заготовки для орудий. Музей истории Армении.
08.



Ранняя бронза

В юго-западной части Армянского нагорья найдены поселения, свидетельствующие о развитии земледельческих и скотоводческих сообществ, относящихся к IX тысячелетию до н.э. Начиная с этого времени и на протяжении нескольких тысяч лет долины рек постепенно заселяются и осваиваются. В эту эпоху вся территория Армении уже представлена густой сетью поселений, относящихся к древнейшей шенгавитской, или куро-аракской, культуре. Ее памятники разбросаны как на низменностях, так и в предгорных и высокогорных районах.
09.



О монументальной архитектуре шенгавитской культуры свидетельствует ряд обнаруженных храмовых построек. Комплексы этих святилищ расположены в центре поселений, вокруг каменных или кирпичных башен. Найденные в них женские статуэтки, фигурки быков, подставки ритуальных подковообразных очагов, заканчивающиеся изображениями голов овнов, а также подставки очага в виде фигурок быков свидетельствуют, что в шенгавитском обществе были распространены культ Великой Матери и почитание животных, символизирующих плодородие.

Эпоха средней бронзы (2400/2300-1500 гг. до н.э.)

Примерно к началу третьей четверти III тысячелетия до н.э. на территориях в бассейне реки Араке и к северу от него уже не встречаются памятники, относящиеся к шенгавитской культуре. Для последующей, так называемой ранней курганной культуры характерны как находки сосудов и оружия, относящихся к предыдущему историческому периоду, так и материалов, ранее не встречавшихся. По этой причине время распространения курганов в одних случаях относят ко времени первого этапа средней бронзы, в других - к переходному этапу. Одна из основных особенностей указанного времени - резкие изменения в социальной жизни обществ, населяющих описываемый регион. Еще одна особенность - очень большие курганы с богатым инвентарем, сооруженные для захоронения одного человека.

Фигурка женщины (1). Мохраблур. Конец VI - начало III тыс. до н.э. Глина. Статуэтка символизирует женское божество, связанное с земледельческим

Фигурка мужчины (2). Шангавит.  Начало III тыс. до н.э. Глина. Статуэтка относится к позднему периоду ранней бронзы, когда развитие хозяйства привело к подъему скотоводства, роль мужчины и воина приобрела особое значение.
10.



В основной части нагорья этот переходный этап формирования культурной среды заканчивается на рубеже XXIII-XXII веков до н.э. Начинается вторая волна создания древнекультурной общности, которая связана с распространением комплексов, относимых к новой, так называемой трехк-ванадзорской культуре - они также в основном представлены курганами. «Царские захоронения» трехк-ванадзорской культуры отличаются необыкновенной роскошью и свидетельствуют о появлении в регионе древнейших государственных образований.
11.



Карас. Шенгавит. Конец VI - начало III тыс. до н.э. Глина.
12.



Сосуд в виде широкобедрой беременной женщины с выступами в виде женской груди.
13.



Заштрихованные треугольники - символы плодородия и материнства. Сосуд посвящен раннеземледельческой культуре и идее плодородия и использовался в культовых обрядах, имеющих цель защитить, уберечь приплод или урожай.
14.


15.



Антропоморфная фигурка. Фрагмент очага. Арич. III тыс. до н.э. Глина. Стилизованное изваяние ритуального очага в виде головы с длинным носом. Глаза сделаны накладными с рельефными колечками с маленькой точкой в центре. Рот отмечен бороздкой.

Этот домашний идол у меня вызвал какое-то особенное волнующее впечатление - как будто он до сих пор обладает "сознанием", чувствами и что-то хочет тебе сказать...
16.



Фигурка барана. Фрагмент очага. Арич. III тыс. до н.э. Глина.
17.



Статуэтка - часть культового подковообразного очага. Подобные очаги, относящиеся к раннему бронзовому веку, являлись жертвенниками для совершения ритуалов, связанных с земледельческими культами.
18.


Очажная подставка. Аревик. III тыс. до н.э. Глина. Очаг и очажные подставки помещались в центре жилища и являлись символом семейного благополучия. Культ очага продолжал существовать до Нового времени.
19.



Топоры-клевцы. Джрашен. III тыс. до н.э. Бронза.
20.



Топор-клевец является универсальным оружием и орудием, комбинирующем на обухе топор-мотыгу, и топор-кирку. Во время военных походов такое орудие пригодно как для строительства временных сооружений, так и для разрушения захваченных вражеских укреплений.
21.



Секира. Карашамб. XXII-XXI вв. до н.э. Серебро.
22.



Секиры ритуальные. Артик. XV-XIV вв. до н.э. Бронза, дерево.
23.



Остаток деревянной рукояти с бронзовым наконечником украшен треугольными выемками и выгравированной свастикой.
24.


25.



Кубок из Карашамба

Наиболее яркий памятник эпохи средней бронзы - серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов, в прошлом чудом избежавшего ограбления.
26.



Кубок из Карашамба. XXII-XXI вв. до н.э. Серебро.
27.



Карашабский некрополь - один из крупнейших в Закавказье. Своим названием он обязан селу, расположенному на холмистом плато примерно в 30 километрах к северу от Еревана. Погребение XXII-XXI веков до н.э. принадлежало вождю мощного племенного союза. В загробный мир его сопровождали жертвенные животные и птицы, а также богатейший набор предметов: утварь, оружие, знаки царской власти, драгоценные украшения. Бронзовый кинжал и два комплекта медных лат составляли его вооружение, дополнявшееся серебряной секирой и парадным штандартом с навершием - символами власти. Но самое главное - два роскошных кубка, золотой и серебряный, подлинные шедевры древней торевтики.

Сейчас мы рассмотрим "Кубок из Карашамба" подробно, внимательно и со всех сторон.
28.


Кубок, выполненный из тонкого серебряного листа, высотой всего 13 сантиметров. Сверху донизу, включая придонную часть и ножку, он опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции на кубке - охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие -складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

Главная сцена верхнего фриза - охота на вепря, в тело которого вонзилась стрела. Опираясь на колено, охотник вновь натягивает лук. Раненого вепря спереди терзает лев, сзади - барс; за этой сценой следят другие львы и барсы. Позади охотника изображена собака с веревкой на шее.
29.



На втором фризе представлены три сцены: ритуальное действо, военное столкновение и пленение побежденных врагов. Главное действующее лицо первой сцены - восседающий на троне царь (или бог?). Перед ним - жертвенники с ритуальными сосудами и жрецы, подводящие к жертвеннику оленя. Изображение месяца под животом оленя символизирует жертву.
30.



Эту ритуальную сцену довершают слуги с опахалами за спиной царя и играющий на лире музыкант. Цель ритуала - вымолить победу в военном столкновении между копьеносцами и меченосцами. Третья сцена посвящена победному шествию копьеносцев, которые ведут перед собой обезоруженного пленника.
31.



На третьем фризе главное действующее лицо - царь на троне с секирой в руках. Солнечный диск над ним символизирует его божественное происхождение. Перед ним выложены военные трофеи и изображен ряд обезглавленных тел врагов. Слева - сцена обезоруживания побежденного царя, справа - ему наносится последний удар. Затем изображен ряд обезглавленных врагов, направляющихся в загробный мир.
32.



Шествие замыкает аллегорическое изображение мифического львиноголового орла Анзуда. Это фантастическое существо в древней шумеро-аккадской мифологии связывалось с войной и потусторонним миром. Следующее изображение представляет льва, терзающего козла, - этот символический образ победы отражает мощь победителя.
33.



На четвертом фризе изображен ряд следующих друг за другом львов и барсов.
34.



Пятый фриз - орнаментальный. На шестом, расположенном на ножке кубка, изображен одинокий лев и следующие за ним пары львов и барсов.
35.



По целым группам признаков (морфологических, орнаментальных и др.) карашамбский кубок - произведение искусства малоазийско-закавказского культурного круга при заметном месопотамском влиянии.
36.



Я получил удивительное впечатление - как будто неведомый мастер говорил со мной своими удивительными рельефами и сюжетами. Именно такие артефакты живут вечно...
37.


38.


39.


40.



Кувшин. Арцваберд. XIX-XVIII вв. до н.э. Глина. Сюжет росписи посвящен древнейшим астральным представлениям о небесной и земных сферах. Верхняя сфера - небесный океан, представлена волнистыми линиями, бегущими по основанию шейки. Два нижних пояса с зигзагообразными линиями и треугольниками содержат идею земли и «нижней» воды- океана.
41.



Кувшин. Сисиан. XIX-XVIII вв. до н.э. Глина.
42.



Кувшин. Аруч. XIX в. до н.э. Глина. Композиция росписи соответствует трехчастному единству Вселенной: волнистые линии символизируют молнию, дождь; свастика и птицы - солнце, треугольники - землю и горные пики.
43.


44.



Замечательная коллекция, в основном, зооморфных фигурок.
45.



Скульптурная группа с колесницей. Лори-берд. XVI-XIV вв. до н.э. Бронза.
46.



Внутри - звенящие бронзовые шарики. Подобные скульптуры в качестве штандарта и оберега, пресекающего зло, укреплялись на передке колесницы.
47.

48.



Фигурка льва. Ошакан. XVIII-XVII вв. до н.э. Бронза.
49.



Фигурка серны. Артик. XIII-XII вв. до н.э. Бронза.
50.



Фигурка тапира. Ноемберян. XVI-XIII вв. до н.э. Бронза. На концах основания подставки - стилизованные птичьи головы. Фигурка полая, свободно вращается вокруг своей оси.
51.



Статуэтка птицы. Лчашен. XV-XIV вв. до н.э. Бронза. Концы основания завершаются стилизованными миниатюрными фигурками лягушек.
52.



Фигурка козла. Неркин Гаташен. XIII-XII вв. до н.э. Бронза.
53.



Фигура полая - внутри - бронзовые шарики для звона.
54.



Статуэтка птицы. Лори-берд. XV-XIV вв. до н.э. Бронза. Фигурка вращается вокруг своей оси. Бронзовый шарик, размещенный внутри, издает при этом звон.
55.



Навершие посоха - голова быка. Лчашен. XV-XIV вв. до н.э. Бронза.
56.



Антропоморфный идол. Кармир Блур. XIII-XII вв. до н.э. Черный туф.
57.



Антропоморфный идол в виде фигуры сидящей женщины в позе магического заклинания-мольбы, с поднятой вверх головой и руками. Поверхность лицевой стороны в верхней части до талии покрыта резным (растительным (елочным) орнаментом, символизирующим дерево или ветви.
58.


59.



Ритуальная плита с личинами идолов...
60.


61.


62.



Мы осмотрели зал №1 выставки "Армения. Легенда Бытия". Для продолжения осмотра переходим в зал №2 или - ко второй части, что тоже самое.

Источники:

Материалы выставки "Армения. Легенда Бытия". ГИМ. 2016.

© Vladimir d’Ar

Вторая часть - Ванская империя (УРАРТУ), её наследие.
Третья часть - Античная Армения - Хачкары - Рукопись и миниатюра Армении - Декоративное и прикладное искусство Армении
Четвертая часть - Христианский период истории Армении; геноцид армян в Османской империи.

выставки, Армения, древнее, камень, металл, перепост, -Исторический музей, торевтика

Previous post Next post
Up