Всего 100 фото
Это вторая часть моего рассказа о выставке "Армения. Легенда Бытия". Здесь мы прикоснемся к сокровищам великой империи Урарту - древнего государства в юго-западной Азии, располагавшегося на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция, северо-западный Иран и Нахичеванская АР Азербайджана).
Драматические и великие события человеческой истории - Троянская война, падение Египетской империи эпохи Нового Царства, упадок Среднеассирийского государства, потрясшие Западную Азию и Средиземноморье в XII и первой половине XI столетия до н.э., - ознаменовали собой падение цивилизаций бронзового века. На протяжении IX века до н.э. сформировались две новые империи железного века: Новоассирийское государство и Биайнили - Ванская империя, более известная под ассирийскими наименованиями - Наири, или Урарту. Эти империи складывались различными путями. Новоассирийское государство стало итогом более чем двухтысячелетнего военно-политического развития Месопотамии, в то время как государство Урарту появилось в результате активной социальной, идеологической, военной, административной, экономической и культурной деятельности элит Армянского нагорья...
Историю Ванского государства и, соответственно, урартской цивилизации делят на три основных периода.
Первый период - время формирования царства - может быть отнесен к промежутку между X веком до н.э. и 820-810 годами до н.э. Большинство царств, существовавших в начале I тысячелетия до н.э. на территории Ближнего Востока (от восточного побережья Эгейского моря на западе до Иранского плато на востоке и от Большого Кавказского хребта на севере до Палестины на юге), занимали территорию от нескольких сот до нескольких тысяч квадратных километров. Поэтому государство Урарту, территория которого, согласно ассирийским источникам, охватывала несколько десятков тысяч квадратных километров вокруг озера Ван, могло считаться в середине IX века до н.э. крупным царством. В правление царя Сардури (830-е гг. до н.э.) в городе Тушпа (современный Ван), столице государства, началось активное монументальное строительство, и ассирийский язык вместе с ассирийским клинописным письмом были заимствованы для официальных монументальных надписей.
02.
Второй период, который с полным основанием может быть назван временем первого расцвета Ванской империи, продолжался немногим более ста лет. Начавшись около 820 года до н.э., он завершился разрушительным нашествием кочевников из степей Северного Причерноморья и Северного Кавказа и последовавшим за этим вторжением с юга ассирийской армии в 714 году до н.э.
03.
04.
Государственный строй, политика и идеология Ванской империи были оформлены в течение приблизительно четырех десятилетий, в эпоху правления царей Ишпуини, Meнуа и Аргишти. В состав империи вошли народы, говорившие на разных, зачастую совершенно непохожих языках. Греческое и западноанатолийское произношение имен правителей, создавших империю, позволяет утверждать, что они и часть их приближенных были выходцами из западной Малой Азии. Однако ядром ванской бюрократии и, по-видимому, значительной части священнослужителей стало население северо-восточной Месопотамии и восточной оконечности горных хребтов Тавра (территория современной Турции), говорившее и писавшее на языке, который мы сегодня называем урартским. Произошедшая в последней четверти IX века до н.э. замена ассирийского языка на урартский в качестве официального языка Ванской империи имела важнейшее значение для утверждения государственной самостоятельности и самобытности.
05.
06.
Как и в любых других империях, основой экспансии Урарту являлось его военное превосходство над соседями. Армия растущей Ванской империи была сформирована из профессиональных воинов и разделялась на несколько родов войск; важнейшей ударной силой являлись тяжелые боевые колесницы. Ванская и ассирийская армии начали массовое использование кавалерии во взаимодействии с тяжелыми колесницами и пехотой. Кроме того, профессиональная армия требовала оснащения массовым стандартизированным вооружением. Оно изготовлялось искусными оружейниками, которые ковали длинные стальные мечи и панцири, бронзовые шлемы-шишаки, небольшие кожаные щиты с бронзовыми умбонами, копья с массивными стальными наконечниками для пехотинцев и кавалерии, мощные луки и другое оружие.
Замечание: артефаты именно из Урарту, фактически, представлены экспонатыми, начиная с 40-го фото...
Меч (по центру). Артик. XIII-XII вв. до н.э. Бронза, медь, дерево.
07.
08.
09.
Кинжал в ножнах. Лчашен. XV-XIV вв. до н.э. Бронза.
10.
11.
Меч. Лчашен. XV-XIV вв. до н.э. Бронза, дерево.
12.
13.
Чертой, отличавшей Урарту от предшествовавших и последующих империй, существовавших на протяжении мировой истории, стал единый архитектурно-градостроительный облик всего государства, известный в археологической литературе под неопределенным названием «города-крепости». Они возводились на доминирующих над окружающей равниной высоких холмах, на которых либо никогда не было поселений, либо они были покинуты жителями до завоевания империей, а в некоторых случаях - разрушены.
14.
Строительство урартских городов-крепостей началось в правление царя Менуа и продолжалось при его сыне, Аргишти I, и внуке - Сардури II. Аргишти присоединил к недавно рожденной империи самую плодородную область Армянского нагорья - Араратскую долину и на пятом году своего правления (782 г. до н.э. или, по другой хронологии, - 776/75 г- до н.э.), осенью, основал на северной границе долины город-крепость Эребуни, имя которой унаследовала столица современной Армении - Ереван.
Быстрое расширение государства в годы царствования четырех поколений правителей
(от Ишпуини до Сардури II) привело к тому, что и без того крупное Ванское царство увеличило
свою территорию в десять раз и, контролируя к середине VIII века до н.э. не менее 250 тысяч
квадратных километров, превратилось в империю. В процессе расширения государства
биайнский народ стал демографическим меньшинством, составляя при этом господствующую
верхушку державы, и самодержцы должны были выработать новые пути упрочнения своей
власти.
Фигурка женщины. Мецамор. XIII-XII вв. до н.э. Глина.
15.
Статуэтка женского божества, богини (жрицы?) плодородия. Подобные статуэтки применялись в магических целях в некоторых ритуалах проклятия и заклинания.
16.
17.
Сосуд. Санаин. XII-XI вв. до н.э. Глина. Кувшин имеет в верхней части тулова две ручки и две фигурки хищников (львов?). Между ними - рельефные изображения четырех извивающихся змей, ползущих к венчику кувшина. Наклонными штрихами показаны чешуйки змеиной кожи.
18.
Ручки и венчик отделаны колосовидным орнаментом. Символика орнамента посвящена культу плодородия. Змеи считались оберегом содержимого сосуда.
19.
20.
21.
Кувшин. Карашамб. XVI-XV вв. до н.э.
22.
Кувшин. Ошакан. XVII-XVI вв. до н.э. Глина.
23.
Кувшин. Лчашен. XVIII-XVII вв. до н.э. Глина.
24.
25.
26.
27.
Кувшины. Лчашен. XV-XIV вв. до н.э. Глина.
Курильница. Лчашен. XV-XIV вв. до н.э. Глина. Труба в виде горна снизу вверх декорированная треугольниками инкрустированными красной охрой и белой краской. Между треугольниками рельефные изображения змей, ползущих вверх. Курильница служила во время ритуала окуривания благовониями, использовалась при погребальном обряде.
28.
29.
30.
31.
Плакетка (вверху) представляет геоцентрическую модель солнечной системы.
32.
В нижней части - Земля (основание в виде секиры), «окруженная» водой и атмосферой. Диск в верхней части - Солнце. Между Землей и Солнцем - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и Луна. Такое изображение геоцентрической солнечной системы встречается также в средневековых
33.
Височное украшение. Апаран. XII-XI вв. до н.э. Бронза.
34.
Височное украшение. Лори-Арчиш. XII-XI вв. до н.э. Бронза. Височное украшение символизирует Солнце.
35.
Пояс ритуальный. Лчашен. XII-XI вв. до н.э. Бронза.
36.
Поверхность пояса разделена на четыре сегмента с изображением оленей и птиц. Между сегментами - ряды спиралей и изображения птиц с изогнутыми шеями. Орнамент позволяет предположить ритуальное предназначение пояса.
37.
38.
39.
40,
Чаши с надписями царя Сардури II. Кармир Блур. 764-735 гг. до н.э. Бронза. В центре чаш - профиль льва, над головой которого башня с деревом и строка клинописного текста: «собственность царя (Сардури)».
41.
Чаши обнаружены в 1949 году при раскопках т.н. кладовой №25 в одном из больших карасов в числе 98 однотипных чаш, на которых выгравированы имена четырех урартских царей VIII в. до н.э.
42.
43.
44.
Карас. Кармир Блур. VIII-VII вв. до н.э. Глина.
45.
На пояске тулова - три бычьих скульптурных головки. Сосуд по своей форме воспроизводит урартские бронзовые котлы, украшенные головками быков.
46.
Кувшины. Кармир Блур. VII вв. до н.э. Глина.
47.
Кувшин. Кармир Блур. VII вв. до н.э. Глина.
48.
Ритон в виде птицы. Котайк. VIII-VII вв. до н.э. Глина.
49.
Жидкость вливалась в сосуд через полую ножку, а изливалась через клювик.
50.
Ритон с головой быка. Армавир. VI-V вв. до н.э. Глина. В Армении ритоны известны еще с урартского периода и получили широкое распространение в ахеминидское время. Подобные сосуды применялись для священных возлияний во время ритуалов культового характера. Отверстие слива расположено на грудной части тела животного.
51.
Важнейшим средством интеграции народностей, населявших Ванское государство, стало создание единого имперского пантеона богов, принципы которого оформились еще в конце IX века до н.э. и отражены в пространной надписи «Мхери-Дур» («Ворота Мхера», т.е. бога Митры), высеченной в нише на скале близ озера Ван. Пантеон возглавляла триада верховных богов: Халди (Бог Неба и Победы), Тейшеба (Бог-Громовержец, олицетворявший грозу и войну) и Шивини (Бог Солнца).
52.
53.
Фигурка богини Арубани. Ван. Крепость Дарабей. VIII-VII вв. до н.э. Бронза. Арубани - супруга бога Халди, верховная богиня урартского пантеона, покровительница плодородия, семьи и искусства.
54.
Фигурка бога Тейшебы. VIII-VII вв. до н.э. Бронза. Тейшеба - второе божество в главной тройке урартского пантеона - бог войны, грозы и бури.
55.
Табличка с клинописью и печатью. Кармир Блур. Конец VII вв. до н.э. Глина. Из архива крепости Тейшебаини. Составлена от имени царевича Русы. Надпись на печати в две строки: «Руса Русина (сына)/Печать сына царицы».
56.
Табличка с клинописным текстом. Конец VII вв. до н.э. Глина. Из архива крепости Тейшебаини. Составлена от имени Эримены, сына Русы III.
57.
Плита с клинописным текстом. Армавир. VIII век до н.э. Базальт. На плите вырезана клинописная надпись в 15 строк. «Халдиевым/величием/Сардури/сын Аргиши этот дом/и эти зернохранилища насыпал/в одном зернохранилище/11884/есть(здесь)/в втором зернохранилище/8200/есть (здесь)/Сардури-царь могущественный/царь страны Биайнили/правитель Тушпы города/».
Кстати, конечно, трогать ничего нельзя, но я таки прикоснулся к клинописному тексту и ощутил под рукой эти загадочные знаки. Ты проводишь ладонью по этим текстам на камне и как будто чувствуешь их наполненность содержанием и смыслом... Воистину - это и есть ощущение Истории...
58.
59.
60.
61.
Шлем с посвятительной надписью царя Аргиши I. Кармир Блур. 786-764 гг. до н.э. Бронза. Надпись: «К богу Халди, владыке, это шлем Аргиши, сын Менуа, посвятил». Лобная часть шлема украшена изображениями священных деревьев, фигурами божеств, драконов-змей с львиными головами, воинов-всадников и боевых колесниц. Шлем найден в 1950 году в одном из карасов в кладовой, открытой при раскопках крепости Тейшебаини.
62.
63.
64.
65.
Щит с надписью царя Русы I735-714 гг. до н.э. Бронза. На щите - в трех поясах - изображения львов и быков. У нижнего края щита надпись: «Богу Халди, владыке, это щит, Руса, сын Сардури, царь могущественный, царь великий, царь страны Биайнили, правитель города Тушпы».
66.
Подобные щиты служили вотивным подношением для развешивания на стенах храма.
67.
68.
Колчан с надписью. Кармир Блур. VIII вв. до н.э. Бронза, кожа.
69.
В верхней части - клинообразная надпись: «Богу Халди, владыке, этот колчан Сардури посвятил». Возможно здесь идет речь об урартском царе Сардури II.
70.
71.
72.
73.
74.
Удила с фигуркой грифона. Фрагмент. Геховит. VIII-VII вв. до н.э. Бронза.
75.
Удила с лошадиными головами на концах. Лори берд. VII-VI вв. до н.э. Бронза.
76.
77.
78.
Фигурка воинов. Айрум. VI-V вв. до н.э. Бронза.
79.
Фигурки воинов. Тауш. С. Паравакар. XI в. до н.э. Бронза. Вероятно фигурка воина символизирует бога плодородия. Возможно это Тешуб - бог войны, небесной стихии и дождя. Такие фигурки предназначались для ритуальных действий.
80.
Фигурки женщин. Айрум. VI-V вв. до н.э. Бронза. Такие фигурки, изображающие женское божество, использовались в храмах для совершения различных ритуальных обрядов. Статуэтки обнаженных женщин были связаны с культом плодородия и олицетворяли армянскую богиню - мать Анаит.
81.
82.
Фигурки женщины. Айрум. VI-V вв. до н.э. Бронза.
83.
Фигурки волков (собак?). Айрум. VI-V вв. до н.э. Бронза. Согласно древнеармянским верованиям, волки или собаки сопровождали души покойных в загробный мир и могли воскрешать умерших. Фигурка имеет ритуальное предназначение и изображает аралеза - божество древнеармянского пантеона, которое оживляло павших на поле брани, зализывая их раны.
84.
Фигурка коня (5). Айрум. VI-V вв. до н.э. Бронза. На территории Армянского нагорья конь, известный еще с эпохи ранней бронзы, считался священным животным бога Солнца.
Фигурка быка (6). Айрум. IX-VIII вв. до н.э. Бронза.
85.
Ритон в виде медведя. Арташат. I в. до н.э. Глина.
86.
Амфора. Арташат. I в. до н.э. Глина. В основании сосуда - лепная голова оленя.
87.
Ритон в виде медведя. Арташат. I в. Глина.
88.
89.
Фляга. Ошакан. III-II вв. до н.э. Глина.
90.
Блюдо. Армавир, крепость. II-I вв. до н.э. Глина.
91.
92..
93.
Шкатулка. Кармир Блур. VIII-VII вв. до н.э. Стеатит.
94.
В центре композиции - священное дерево и существа с человеческим телом, птичьей головой и крыльями.
95.
Шкатулка. Кармир Блур. VIII-VII вв. до н.э. Стеатит. В первой сцене - воин со щитом и кинжалом, всадник с пикой и лучник, охотящиеся на оленя, поедающего верхушку Древа Жизни. Во второй - лев с птицей на кончике хвоста, нападающий на козу. На крышке - фигурка лежащего льва...,
96.
...вокруг него рельефные изображения быка и оленя.
97.
Плакетка с изображением льва. Кармир Блур. VII вв. до н.э. Бронза.
98.
99.
100.
...В первой половине VII века до н.э. Урарту, по всей видимости, было завоевано Мидийской державой и превращено в вассальное государство. Неизвестно, продолжало ли оно именоваться Биайнили, - клинописная традиция прекращается, а документы на арамейском языке, написанные на пергамене, не сохранились.
Второй зал выставки нами осмотрен. Империя Урарту представлена очень полно и разнообразно. Много редчайших и уникальных артефактов. Задерживаться мы не будем
и досмотрим в зале №2 - Античность, и перейдем в зал №3 - Хачкары; Рукопись и миниатюра Армении; Декоративное и прикладное искусство Армении.
Источники:
Материалы выставки "Армения. Легенда Бытия". ГИМ. 2016.
© Vladimir d’Ar
Часть первая - Палеолит, эпоха бронзы и железа или Серебряный кубок из Карашамба Часть третья - Античность - Хачкары - Рукопись и миниатюра - Декоративно-прикладное искусство Армении Часть четвертая - Христианский период