Всего 73 фото
Это третья часть моего рассказа о выставке "Армения. Легенда Бытия". В этой части мы завершим осмотр зала №3 - узнаем об античном периоде истории Армении, о загадочных креста-хачкарах, увидим уникальные образцы рукописей и мниатюр и осмотрим небольшой зал №4 выделенный под декоративно-прикладное искусство Армении. Не будем задерживаться и перейдем к редким образцам античного искусства, найденных на этой земле.
История и культура античной Армении
В эпоху античности, охватывающей период с начала IV века до н. э. по начало V века н. э., в Армении формируется и развивается государственность, сменяют друг друга три царские династии, начинается чеканка собственной монеты, основывается множество городов (четыре из которых побывали в статусе столицы). Страна активно вовлекается в сферу политического, экономического и культурного взаимодействия стран Ближнего Востока и Средиземноморья. Наконец, именно в эпоху античности Армения вступает на путь принятия христианства.
02.
В начале VI века до н. э. государство Урарту исчезает с политической арены Ближнего Востока, и на смену ему приходит царство Ервандидов. После краткого периода независимости Армения включается в состав персидского государства Ахеменидов, основанного Киром Великим. Завоевания Александра Македонского, разрушившие Персидскую империю, не только вернули независимость Армении, но и привнесли греческое влияние на весь Ближний Восток.
На протяжении последующих трех веков армянское государство переживает несколько периодов расцвета и упадка, достигнув наибольшего могущества при царе Тигране И Великом (95-56 гг. до н. э.). При нем Армения, расширив свои границы от Каспийского до Средиземного моря, заняла главенствующее положение среди царств Античного Востока. Однако, в результате усиления влияния Рима в регионе, Армения теряет большинство завоеванных стран, при этом сохранив исконную территорию и свои позиции на политической арене.
03.
В ранний период влияние восточных культур находит свое отражение в рамках элитарной культуры, принятой в среде местной аристократии. Яркими тому примерами служат образцы местной и привозной торевтики, обнаруженные на исторической территории Армении (в современной Турции), изделия глиптики, выполненные в так называемом греко-персидском стиле, монументальные архитектурные сооружения.
Статуя богини Афродиты. Арташат. I холм. Конец II - начало I в. до н.э. Статуя - высокохудожественное произведение эпохи эллинизма в Армении. По мнению исследователей она принадлежит школе Праксителя или создана под влиянием скульптурных образцов Эгейских островов и Малой Азии, испытавших влияние греческой классики.
04.
Невзирая на ограниченность культурных связей, именно в этот исторический период формируется устойчивое торговое взаимодействие Армении со странами Средиземноморья, обеспечиваемое с VI века до н. э. знаменитой Царской дорогой, проходившей по территории армянских провинций Персидской империи.
05.
Голова богини Анаит. IV в. до н.э. Бронза. Копия оригинала хранящегося в Британском музее. Вероятно это скульптурное изображение богини Анаит являлось частью скульптуры. Волосы волнистые; рот приоткрыт; глаза были инкрустированы драгоценными камнями и эмалью. Богиню языческой Армении называли «золотой богиней», золотой матерью, золотым зерном. Ей преподносили первые колосья ячменя и пшеницы. Ее изображения обвивали ветвями деревьев и украшали венками.
06.
Святилища Анаит устанавливали в лесах, посвящали ей стада священных быков. Ее почитание берет начало в каменном веке и, постоянно развиваясь и обновляясь, достигает эпохи христианства сохраняя свои особенности и в современных народных обрядах и представлениях.
07.
Найден артефакт в Сатале (территория современной Турции) в 1873 году.
08.
09.
В 385 году происходит первый раздел территории Армянского царства между Сасанидским Ираном и Византией. Разрушение армянской государственности вступает в свою финальную стадию. На рубеже IV-V веков, с падением династии Аршакуни, завершается и античной период в истории Армении.
10.
С этого места мы немного нарушим временну́ю последовательность и уделим внимание хачкарам, рукописям и миниатюре христианской Армении. В следующей - четвертой части, посвященной христианскому периоду, мы вернемся к истокам возникновения христианского армянского государстства - Великой Армении.
11.
Хачкары
История возникновения хачкаров (от арм. хач - крест, кар - камень) уходит корнями в ранний период христианской истории Армении и берет свое начало от крестов-монументов, которые в IV веке водружались на столбах или колоннах на месте разрушенных древних языческих святилищ в знак победы христианства. Историк V века Агатангелос, рассказывая в своей «Истории Армении» о распространении христианства, сообщает, что, продвигаясь по всей стране со своими сподвижниками и проповедуя новое учение, Григорий Просветитель, первый предстоятель Армянской Апостольской церкви, устанавливал деревянные кресты вместо языческих жертвенников и изображений, а также в тех местах, где в дальнейшем предполагалось воздвигнуть церкви и монастыри. Однако деревянные кресты легко разрушались, поэтому сначала их стали заменять каменными, а позднее - крестами, высеченными на плоских каменных стелах.
12.
Широкое распространение хачкары получили с IX века, вытеснив другую форму мемориальных сооружений, принятую в VI-VII веках, - стелы с изображениями сакральных сцен. В Армении хачкары встречаются повсеместно - не только вблизи городов и сел, монастырских комплексов и церквей, но и в самых отдаленных и даже заброшенных местах.
Традиционно хачкары вырезали из туфа различных цветов и оттенков, базальта и других местных пород. Их высота составляла от 20 сантиметров до 5 метров.
13.
Изначально создателями хачкаров были простые мастера-каменщики, позднее -профессиональные скульпторы-каменотесы. Нередко на них наносили надписи, в которых указывались не только имена заказчика и мастера-изготовителя, но также даты и даже повод, по которому был создан хачкар. Сначала стелы с крестами устанавливали на перекрестках дорог для напутствия проходящих, как символы защиты и покровительства. В XI веке и позднее, когда сформировалась классическая композиция хачкаров, они были наделены разнообразными функциями. Благодаря нанесенным на них надписям выявлено около сорока различных назначений хачкаров. Часто они служили надгробными памятниками - их устанавливали в изножье у надгробных плит.
14.
Хачкар. Дсех, монастырский комплекс Бардзракаш Святого Георгия. XIII-XIV вв. Фельзит.
15.
Особую роль в сложении искусства хачкара сыграл национальный орнамент. Узоры постепенно усложнялись, совершенствовались, часто напоминали кружево, становились многослойными, заполняли все нижние и верхние ярусы.
Хачкар. Восточная Армения. XII-XIII вв. Туф.
16.
Важнейшими и традиционными элементами декоративного убранства хачкаров являются изображения виноградной лозы и плодов граната - символов семьи и плодородия, а также листьев финиковой пальмы, голубей или павлинов - символов Святого Духа и Воскресения.
17.
Этот же хачкар - но с обратной стороны.
18.
Плита с мемориальной надписью. Нор Нахичеван. 1785 год. Мрамор.
19.
Водружением хачкаров отмечались выдающиеся события в жизни государства. Множество хачкаров создавалось в честь победы над врагами, по случаю заложения новой деревни, окончания строительства храма или моста, в связи с проведением ирригационных каналов, в благодарность за получение земельного надела. Устанавливались они и как указательные знаки на границах территорий сел, крепостей, городов, на холмах и горных перевалах. Хачкар мог быть включен в кладку стен при строительстве храма, церкви, часовни.
Хачкар с надписью. 1477 год. Туф. Хачкар в виде крылатого креста. На поверхности - датированная памятная надпись.
20.
Рельеф с изображением орла. Восточная Армения. XII-XVI вв. Базальт.
21.
Капитель мемориального столба. Двин. V-VI вв. Туф. Капитель четырехгранная с углублением для креста в центре. На западной грани изображена Богоматерь с Младенцем - «Одигитрия».
22.
В Армении «Одигитрия» занимала особое место. В ее образе сохранялись отдельные отголоски почитания богини Анаит.
23.
Капитель. Фрагмент. Двин. V-VI вв. Туф. На западной грани крест, верхний луч которого заменен медальоном с изображением Христа. Слева от Христа - Евангелист Иоанн. Композицию окружают ветви аканта. На южной грани капители - св. Георгий на коне, попирающий дракона.
24.
Модель верхней части кафедрального собор (Св. Эчмиадзин). Вагаршапат. V-VII вв. Туф.
25.
26.
Модель церкви. Сисиан. Ангетакот. V-VIII вв. Базальт. Модель церкви с центральным куполом, квадратная в плане. Проем двери - на западном фасаде. Отсутствуют карнизы, окна и декоративное убранство. Модель, вероятно, служила прототипом объемной конструкции, образцом церковной архитектуры.
27.
28.
29.
30.
Тимпан с рельефным изображением Бога Отца. Амагу, Нораванк. Конец XIII - начало XIV века. Гипс. Копия. Тимпан одной из церквей в Нораванке с изображением Бога Отца. В левой руке Господь держит голову Адама, на которую нисходит Дух Святой в виде голубя. Под правой рукой, поднятой в благословении, - сцена Распятия, по сторонам стоят Богоматерь и апостол Иоанн, под крестом - могила Адама, над крестом - Солнце и Луна в образе ангелов. Слева от Бога - изображение Ангела и цитата из книги пророка Даниила: «И сотворил Бог Адама, чтобы вечно славить Бога».
31.
Тимпан - пространство над дверями церковного портала, в большинстве случаев украшенное скульптурным, живописным или мозаичным изображением какого-либо религиозного сюжета.
32.
Тимпан с рельефным изображением Богоматери. Амагу, Нораванк. Конец XIII - начало XIV века. Гипс. Копия. Тимпан одной из церквей в Нораванке с изображением Богоматери «Одигитрия» с Младенцем. Надпись шифрованная на армянском языке: «Мария-Богородица». Справа и слева - архангелы Гавриил и Михаил. Их имена также зашифрованы.
33.
34.
35.
Карас с поясным орнаментом. Двин. X-XI вв. Глина. На тулове - поясной орнамент с повторяющимися изображениями Древа Жизни и птиц.
36.
Парные треугольники над поясом - схематическое изображение козлов; ручки караса воспроизводят овнов. Символическое орнаментальное оформление связано с темой плодородия, изобилия, бессмертия.
37.
38.
Блюда. Двин. XI-XII вв. Глина, глазурь.
39.
40.
41.
Рукопись и миниатюра Армении
История армянской рукописной книги насчитывает 15 столетий и восходит ко времени создания Месропом Маштоцем армянского алфавита в начале V века. Первыми книгами, написанными армянским письмом, были переводы Библии. С1512 года появляются армянские печатные издания, которые только к XIX веку окончательно вытесняют рукописную книгу. Вместе с армянским народом книга пережила всю его трагическую историю. Она почиталась святыней, ее берегли, спасали от захватчиков, выкупали. В памятных записях о ней пишут как о живом существе, «взятом в плен», «освобожденном из плена». До наших дней дошло свыше 30 тысяч армянских рукописей, хранящихся в различных собраниях мира.
Большинство армянских рукописных книг датировано и локализовано благодаря колофонам (хишатакаранам) - памятным записям, которые оставляли писцы, миниатюристы, а также владельцы рукописей, как правило, в конце книги. Первоначально книги писали только на пергамене, а в 981 году священником Давидом была создана первая рукопись на бумаге.42.
Пергамент большинства рукописей отличает исключительно высокое качество: он прекрасного лощения, тонкий и мягкий, как бумага, очень светлый и прекрасно удерживает краску. Книга воспринималась как единый сложный организм. Равное внимание обращалось на все стороны процесса ее создания: на материал, из которого делали чернила и пергамен (позднее -бумагу), гладкость поверхности, на которой писали (существовала специальная должность выпрямителя и гладильщика листов), красоту и четкость письма, стойкость и звучность красок миниатюр, надежность и внешний вид переплета. Рукописи создавались в скрипториях при монастырях, где существовали мастерские писцов, миниатюристов и переплетчиков.
Наверное, именно в этом месте, мне следует остановиться на собственных ощущениях. Кто-то скажет, - ну, что книга? - книга как книга!? Однако, именно здесь я почувствовал непреодолимое влечение к этим творениям человеческого духа. Представьте! Книга писалась от руки и оформлялась иллюстрациями долгие месяцы, а может быть и годы. Сколько душевных сил было вложено в их написание и эти прекрасные рисунки! Фактически, от каждой книги представленной на выставке, невозможно оторваться. Я с удивлением обращал на себя внимание - книги говорили, передавали свои эмоции, чувства... Образы святых в этих восхитительных миниатюрах, казалось, двигались и жили... Наверное, основную часть времени на этой выставке я и провел как раз около этих восхитительных творений древних мастеров. Ведь каждый рисунок уникален! Он взывает, обращает внимание, направляет и дает понимание, чувственный посыл... Ну, в общем, я навероное еще много могу чего написать на эту тему...) Продолжим, же однако...
Библия католикоса Акопа. Сис. 1338 г. Писцы Акоп и иерей Саркис, художник иерей Саркис, получатель католикос Акоп. Открыта на миниатюрах «Автопортрет Саркиса Пицака, Евангелист Матфей, Католикос Акоп» и на первом листе Евангелия от Матфея.43.
Евангелие. Арчеш. 1288 год. Писец Симеон, переплетчик Никогайос, получатель архимандрит Товма. Бумага. Открыта на миниатюре «Евангелист Марк» и первом листе Евангелия.
44.
Евангелие. Ордубазар. 1329 год. Писцы иерей Григор и чтец Аваг, художник и переплетчик чтец Аваг. Бумага. Открыта на миниатюрах «Тетраморфный трон» и «Страшный суд».
45.
Евангелие. Скевра. 1283 год. Писец Иерей Степанос, получательница царица Керан. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист Лука» и первом листе. Царица Керан - супруга царя Левона II, правившего Киликией с 1270 по 1289 гг.
46.
Евангелие. Ерзынка, монастырь Аваг. 1211 г. Писец иерей Степанос, художник иерей Ованес и Нагаш Эндзер, переплетчик Ованес, получатель иерей Степанос. Пергамент. Открыта на канонах согласия Евсевия Кесарийского.
47.
Сборник Григора Татеваци. Адреанополь. Кеозлов. 1722-1723 гг. Писцы Александр и иерей Езекиель, получатель Архимандрит Александр. Бумага. Открыта на миниатюре «Григор Татевацы и Ованес Воротнеци (1315-1386 гг)» - армянский философ, педагог, церковный и политический деятель. Григор Татевацы (около 1346-1409 гг.) - армянский философ, богослов и педагог, ученик Ованеса Воротнеци, ректор Татевского университета.
48.
«Грамматика» Симеона Джугаеци. Место неизвестно. 1767 г. Писец Ованес. Бумага. Открыта на миниатюре «Месроп Маштоц» и первом листе. Месроп Маштоц - выдающийся армянский ученый-лингвист, создатель армянского алфавита, основоположник армянской литературы и письменности, национальной школы и педагогической мысли, просветитель, миссионер, переводчик Библии, теолог святой Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви.
Семеон Джугеци (? - 1657 гг) - армянский философ, богослов, языковед, педагог и общественный деятель XVII в.
49.
История «Агафангела». Место неизвестно. До 1767 г. Бумага. Открыта на «Учении Григория Просветителя». История «Агафангела» сохранилась в более чем 30 рукописях, самая ранняя из которых датируется X веком. Дает краткое изложение христианского вероучения, содержит данные по истории Армении III - начала IV вв. В центре произведения - армянский царь Трдат III и Григорий Просветитель.
50.
Евангелие. Карин 1667 г. Писец Есаи. Бумага. Получатель Карапет.
51.
Евангелие Аракела. Эрзрум. с. Саладзор. 1587 г. Писцы Аракел Гегемецм и Пилипос Кечереци. Бумага. Открыта на миниатюре «Сотворение Мира».
52.
Гимнарий. Место неизвестно. XVII в. Пергамент. Открыта на миниатюре «Святая дева Репсиме» и тимне (шаракан). Среди святых армянской церкви дева Репсиме пользуется особым почитанием. По преданию, это знатная римлянка вместе со своими подругами бежала в столицу Армении Вагаршапат от усиливавшихся при Диоклетиане гонений против хритиан. Армянский царь Трдат III хотел, чтобы прекрасная Репсиме стала его наложницей. Но «невеста Христа», а вслед за ней и ее спутницы предпочли мученическую смерть.
53.
Библия. Болонья. XIV в. Писец Аракел. Пергамент. Открыта на миниатюре «Тетраморфный трон» и Откровении Иоанна.
54.
Евангелие. Монастырь Арцке. 1319 г. Писец Вардан, получатель иеромонах Тадеос. Бумага. Открыта на миниатюрах «Тетраморфный трон», «Благовещение» и «Рождество».
55.
Евангелие. Кипр. Акнер. XIV в. (до 1311 г.). Писец Григор, получатель Костандин. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист» на первом листе.
56.
Древние армянские рукописные книги (ниже).
Евангелие. Монастырь Гамахиел (Хизан). 1468 г. Писец Инок Казар, получатели Ованес и Саркис. Бумага. Открыта на миниатюре «Евангелист Лука» и первом листе Евангелия.
Синаксарий. Эчмиадзин-Норагавит. 1687-1689 гг. Переписчик Григор Ереванци, получатель иерей Еремия, художник иерей Мовсес. Открыта на миниатюре «Григорий Просветитель». Святой Григорий - первый Католикос всех армян, креститель Армении, один из семи католикосов неармян в христианской Армении.
Лекционарий. Арцке. 1450 г. Писец Ованес, художник Минос, получатель махтеси Степанос. Бумага. Открыта на миниатюре «Поклонение волхвов» и полухоране.
57.
Лекционарий - богослужебная книга, сборник фрагментов текстов Священного писания, расположенных согласно порядку церковного года, и применяемая во время богослужений для библейских чтений. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III - VIII вв. Апракосы современных православный церквей являются разновидностью лекционариев. Полухоран - заставка, прорезанная аркой.
Евангелие. Сандкаванк. Айрарат. 1053 г. Писец и получатель Ованес. Переплетчик иерей Аствацатур. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист Марк» и первом листе Евангелия от Марка. Ованес Сандхкаванеци - армянский писец и миниатюрист XI в. Известно, что он жил и творил в монастыре Сандкаванк.
58.
Евангелия.
59.
Евангелие. Мокс. с. Пасаванк. 1447 г. Писец и художник Исраэль. Бумага. Открыта на миниатюрах «Генеалогия» и «Жертвоприношение Исаака».
60.
Евангелие. Урнкар. Васпуракан. 1330 г. Писец Степанос, художник дьякон Киракос, получатель Ованес. Бумага. Открыта на миниатюрах «Благовещение» и «Рождество».
61.
Евангелие. Васпуракан. XV в. Писец Ованес, получатель отшельник Маргара. Бумага. Открыта на миниатюрах «Преображение» и «Свадьба в Кане Галилейской».
62.
Евангелие. Каффа. 1420 г. Писец, художник и переплетчик Кристосатур, получатели Аствацатур и его супруга Еагут. Пергамент. Открыта на миниатюре «Евангелист» и на первом листе.
63.
Рукопись (Четвероевангелие). Иерусалим. 1351 г. Пергамент, кожа, дерево, холст, серебро.
64.
Гимнарий. Вандер ван. Матнаванк. 1487, 1501 гг. Писец Карапет Беркреци, получатели Хачатур и Аствацатур. Пергамент. Открыта на миниатюре «Аварайская битва» и гимне святых Вартанидов.
65.
Аварайская битва (451 г.) - одно из крупнейших сражений в истории Армении, произошло на Аварайском поле между восставшими против насильственного насаждения зороастризма армянами и сасанидской армией, втрое превышавшей по численности силы армян. Несмотря на отчаянное мужество восставших, они были разгромлены превосходяими силами противника.
Второзаконие. Фрагмент. Место неизвестно. V в. Пергамент. Образец самой ранней формы армянской письменности, которой писал Месроп Маштоц, создатель армянского алфавита.
66.
Перед тем как перейти к Христианскому периоду древней Армении и соответственно к четвертой части, зайдем в зал №4 - здесь можно прикоснуться к армянскому декоративно-прикладному искусству. Зал совсем не большой...
Одним из ярких и самобытных видов декоративно-прикладного искусства Армении является ковроделие, прошедшее многовековой путь развития, вершина которого - восхитительные ворсовые узелковые ковры. Так, в греко-римских, персидских, арабских, византийских источниках сохранились многочисленные упоминания о знаменитых армянских коврах. А найденные в результате археологических раскопок на Кармир-блуре и Арин-берде фрагменты ковров и ковровых дорожек говорят о том, что техника исполнения, цветовая гамма, орнаментика древних изделий во многом перекликаются с современными произведениями искусства ковроделия.
67.
Ковроделием в Армении преимущественно занимались женщины. Не было ни одной деревни или города, где бы в огромном количестве не ткали кошмы, покрывала, скатерти, занавеси и, наконец, карпеты и торги. Это занятие прочно вошло в быт народа. Так, например, ковры в обязательном порядке входили в приданое армянских девушек, а также служили выгодным товаром, вывозившимся в Россию и Европу.
68.
69.
Кое-какие детали народных костюмов...
70.
71.
Ну, и в заключение - пару фотографий армянских ковров... Вот уж, действительно, шедевры!
Ковер с медальонами, тип «Воротан». Сюник. XIX в. Шерсть.
Ковер «Астхаавк». Сюник. XIX в. Шерсть.
72.
Ковер «Астхаавк». Вайотцдзор. Начало XIX в. Шерсть.
Ковер типа «Хндзореск». Сисиан. Конец XIX в. Шерсть.
73.
Ну, вот, пожалуй, мы и закончили осматривать часть третьего и четвертый залы выставки. В заключение мы осмотрим зал №4 - Христианский период древней Армении и, конечно, - знаменитый Крест Георгия Победоносца с его мощами. Заключительная четвертая часть рассказа о выставке "Амения. Легенда Бытия".
Источники:
Материалы выставки "Армения. Легенда Бытия". ГИМ. 2016.
© Vladimir d’Ar
Часть первая Часть вторая Часть четверая