Всего 68 фото
Это заключительный - четвертый пост о выставке "Армения. Легенда Бытия". Насколько я понял - выставка не пользуется широкой популярностью - к ней, похоже, относятся как к дежурной, знаковой выставке, знаменующей "укрепление" наших отношений с государством Армения. Но, все совсем не так, и именно в том смысле, что выставка шикарная, богатая и здесь есть на что посмотреть и чем восхититься, - чего стоит только Крест Георгия Победоносца с его мощами, фото которого я вынес в анонс поста. Это тот самый случай, когда организаторы постарались показать самое лучшее, что только возможно. Конечно, здесь много акцентов на "Великой Армении", но мы ведь можем смотреть сквозь и видеть не политику, а Историю с большой буквы, что по большому счету является историей нашей страны и историей нашего народа. Кстати, Армения была именно той первой страной, что приняла христианство в 301 году как государственную религию. На Руси христианство примут только через семьсот лет и, именно поэтому, также, интресен путь армянского народа по обретению истинной Веры. В этом посте я также уделю внимание геноциду армян в Османсой империи. Этим трагическим событиям выделен целый раздел - зал выставки. Ну так продолжим же осмотр экспозиций выставки.
Мы немного нарушили хронологическую последовательность осмотра и сопутствующей информации - следовало бы еще в третьем посте начать с момента проникновения христианства на землю Армянскоого нагорья. Однако, главным я посчитал именно последовальность осмотра экспозиции, так, что вы видите выставку и ее экспонаты именно в той последовательности как она и задумывалась организаторами.
Это вторая часть четвертого большого зала выставки.
02.
Она условно отгорожена символической алтарной завесой с тимпанами в зале хачкаров и рукописных книг, а с обратной стороны - на ней установлены три мультемидийных монитора в один ряд. Мониторы оживляют выставку и придают ей динамичность живость ощущений. Непрервыно проходит видеоряд разных моментов богослужений и проведения религиозных праздников. Аудиоряд тоже заслуживает особенного отношения и оценки. Очевидно, отличающиеся по характеру песнопения армянской цекви от русской христианской, производит удивительное впечатления. Ты, возможно, вперые слышишь это и удивляешься их гармонии, глубине и проникновенности...
Христианство пришло в Великую Армению во второй половине I веке н.э. Святое Евангелие в древней армянской земле проповедовали двое из двенадцати апостолов Иисуса Христа - Фаддей и Варфоломей. Эти первые просветители Армении почитаются как основатели Армянской церкви и Патриаршего престола. Здесь они приняли мученическую смерть, и на месте их погребения были построены монастыри: монастырь Святого Фаддея находится в Иране, а ныне полностью разрушенный монастырь Святого Варфоломея - в Турции.
03.
В I-IV столетиях в Великой Армении царями и князьями-"язычниками" было убито множество христиан, имена которых включены в четьи-минеи и праздничный календарь Армянской Апостольской церкви. Эпохальное событие - обращение армянского народа в христианство произошло в начале IV века благодаря равноапостольской деятельности Святого Григория Просветителя. ЦарьТрдат III в 301 году провозгласил христианство государственной религией. Таким образом, Великая Армения стала первым в мировой истории христианским государством.
В 311 году христианская Армения в первый раз выходит на победоносную битву за свою святую веру против римского императора Галерия.
В 451 году христианская Армения противостояла Сасанидской Персии, которая стремилась уничтожить армянскую цивилизацию, распространяя в Армении зороастризм. Во времена арабского владычества (конец VII - первая половина IX в.) культура и экономика Армении - земледелие, скотоводство, торговля и ремесла - пережили длительный упадок. Страна находилась на грани гибели. В городах установилось военное правление арабов.
04.
В IX веке ослабление соседей - Арабского халифата и Византийской империи - позволило Армении добиться независимости. Начинается новый этап истории страны, когда, с одной стороны, восстанавливаются древние национальные традиции, а с другой - формируется духовная и материальная культура, обогащенная влиянием двух соседствующих, но совершенно разных миров - Византии и Ближнего Востока.
05.
В последующие века на Армению обрушились волны кочевых набегов, в первую очередь - вторжения турок-сельджуков в XI веке и монгольских орд в XIII веке. Распад страны, упадок ремесел и торговли вынудили многих армян покинуть родину и переселиться в чужие края. Так, на северо-восточном побережье Средиземного моря возникло армянское царство Киликия, в других странах сложились крупные армянские диаспоры. Однако, невзирая на притеснения и переселения, армянский народ смог даже на чужбине сохранить самобытную культуру и христианскую веру.06.
Митра. Киликийская Армения. Мусалер. 1611 г. Серебро, бирюза, самоцветы; золочение.
Она заслуживает отдельного внимательного осмотра - мы обойдем покруг выставочного стенда и рассмотрим ее со всех сторон.
07.
На митре изображены: верхний ряд - ангелы, средний ряд - четыре евангелиста со своими символами и серафимами, нижний ряд - 12 апостолов со своими атрибутами и «Распятие».
08.
09.
10.
11.
Впечатляет, не правда ли!?
12.
Рипида. Западная Армения. 1621 г. Серебро, золочение.
13.
Она же - с обратной стороны.
14.
Лучезарный крест. Западная Армения. Ани. X-XII вв. Бронза.
15.
Крест. Восточная Армения. Крест - XII-XIII вв. Металлическая форма - XIX в. Дерево, серебро, самоцветы, золочение.
16.
Кадила. Ани. X-XI вв. Бронза.
17.
Кадило. Ани. X-XI вв. Бронза. Тулово кадила орнаментировано шестью рельефными сценами из жизни Иисуса Христа.
18.
Кадило. Ани. X-XI вв. Бронза. На тулове - четыре рельефные сцены из жизни Иисуса Христа: Рождество, Крещение, Распятие, Воскресение. В основании кадило, в медальоне, изображен Христос на троне. Рельефы разделены в орнаменте в виде веток.
19.
20.
Крест напрестольный. Киликийская Армения (?). XIII-XIV вв. Cеребро, золочение.
21.
Киликийское армянское государство - феодальное княжество, а затем королевство, существовавшее в Киликии с 1080 по 1375 гг.
22.
Сосуд для миро в виде голубя. Константинополь. 1791 г. Серебро, гранат, золочение.
Сам голубь, да, впрочем, и основание сосуда для миро, просто, очаровали...
23.
Восхитительная и тонкая работа.
24.
25.
26.
27.
Ладаница. Западная Армения. Акн. XVIII в. Серебро, эмаль, самоцветы, стекло; золочение.
28.
29.
30.
Кадило. Западная Армения. Ван (Васпуракан). XVIII в. Серебро, золочение.
31.
Вакас (нарамник) первый ряд. Восточная Армения. Агулис. 1642 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг. Нарамник в виде стоячего воротника (вакас) - деталь облачения священнослужителей.
32.
Вакас (нарамник) - второй ряд. Новая Джульфа. 1688 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, серебро, эмаль, бирюза.
Поручи. Галатия. 1714 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити, жемчуг, изумруды.
33.
34.
35.
Епитрахиль. Смирна. 1732 г. Шелк, золотые, серебряные и шелковые нити, жемчуг изумруды (кабошоны).
Воротник - оплечье стихаря. Смирна. 1734 г. Шелк, золотые, серебряные и шелковые нити (справа).
Воротник - оплечье стихаря. Новая Джульба. 1736 г. Шелк, золотые, серебряные и шелковые нити
36.
Омофор. Слуцк. Конец XVIII в. Шелк, золотые, серебряные и шелковые нити, серебро.
37.
38.
Кондак (энциклика). Иерусалим. Первая половина XIX в. Бумага.
Кондак (энциклика) - официальное обращение епископа к пастве в рамках своей церковной юрисдикции. Подписан армянским архиепископом Иерусалима Гавриилом (с VII в. архиепископы Иерусалима носят титул патриарха). Текст энциклики не сохранился.
39.
Завеса алтаря. Евдокия (Токат). 1689 г. Холст, набойка.
40.
Завеса. Константинополь. 1761 г. Шелк, золотные, серебряные и шелковые нити.
41.
42.
43.
Митра архирейская. Константинополь. 1735 г. Серебро, жемчуг, изумруды, самоцветы, серебряные и шелковые нити золочение.
44.
Посох патриарший. Смирна. 1781 г. Серебро, рубины; золочение.
45.
Потир. Западная Армения. Ван (Васпуракан). 1756 г. Серебро, бирюза, самоцветы; золочение.
46.
47.
Ну. и в заключении - совершенный шедевр этой выставки - крест с мощами святого Георгия Победоносца. Западная Армения. Ван (Васпуракан). 1746 г. Серебро, сердолик, кораллы, изумруды-кабошоны, цветные камни, стекло; золочение.
48.
Удивительное как впечатление, таки ощущение. Крест с мощами Георгия Победоносца. Эти мощи можно совершенно реально рассмотреть - я не медик - но, похоже, это срез крупной кости конечности. Кость довольно приличная по размерам, хорошо видна и даже просматривается ее внутренняя пористая структура.
Крест притягивает не только внимание, но и что-то внутри тебя. Ты как будто ощущаешь его всем своим существом, всем телом и душой. Да, только ради этого стоит сюда попасть и все это принять в себя! Кажется, что Крест Георгия Победоносца лучится неведомой глубокой и сильной золотистой энергией.
49.
50.
Удалось таки снять крест с обратной стороны и "вытянуть картинку из теней".
51.
В XVI-XVIII веках Армения вновь стала ареной столкновения интересов воинствующих соседей, на сей раз - Османской империи и Ирана. В итоге страна в очередной раз была разделена: восток страны отошел персам, а запад - османам. Армяне оказались лишены прав и подверглись социальным, национальным и религиозным гонениям. Сотни тысяч армян насильственно переселялись из родных мест. Все это понуждало многострадальный народ во главе с Армянской Апостольской церковью искать пути освобождения от иноземного ига. В XVIII веке с освободительными программами выступили армянские духовные и национальные деятели, которые в итоге долгих и мучительных исканий сочли целесообразным обратиться к помощи христианской России.
52.
53.
54.
Далее в тексте уже нет необходимости - все, по моему, прекрасно видно и прочитать при желании о геноциде армян можно беспрепятственно.
55.
56.
57.
Я не был в Армении и у меня нет, к сожалению, ни одного фото этих прекрасных и величественных храмов. Вот я и подумал, что фоторяд информационных стендов выставки как раз и смогут показать всю их древнюю и духовную красоту.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
Вот мы и осмотрели практически всю выставку "Армения. Легенда Бытия". Кто-то скажет, - ну, вот! - теперь, даже, не надо идти на выставку - я уже всё осмотрел и узнал!) Возможно и так - ну, это как для кого!?! На самом деле, реального общения с настоящими артефактами и реликвиями никто не отменял. Если человек по натуре, просто, относится к Миру с точки зрения точной и детальной информации - любит графики, таблицы, диаграммы и алгоритмы, то, конечно, вы можете с достаточной долей уверенности считать, что вы побывали на выставке, поставив для себя галочку. Но, если Вас тянет познать новое, открыть в себе неведомые ощущения контакта с ранее непознанным - однозначно рекомендую эту выстаку к "живому" посещению! На этом, пожалуй, и закончу! Желаю посетителям выставки новых озарений и возможности узнать себя с новой, неведомой для себя же стороны!)
Источники:
Материалы выставки "Армения. Легенда Бытия". ГИМ. 2016.
© Vladimir d’Ar
Часть первая Часть вторая Часть третья