Всего 67 фото
Фракийское золото! Эта выставка открылась недавно в Москве в Историческом музее. Золото прочно закрепилось в коллективном бессознательном человечества как символ власти, богатства, неограниченных возможностей и непосредственной связи с богами. Мне было очень интересно прикоснуться к этой древней культуре, почувствовать её через эти не просто сокровища, но великие произведения искусства древних мастеров, что изготавливали эти восхитительные изделия и ощутить чувства тех, кто владел ими безраздельно.
На выставке представлены уникальные экспонаты из пяти древних фракийских кладов и захоронений аристократии.
Далее - всё любопытное и фракийские тайны - под катом.
Еще семь тысяч лет назад эти земли были населены фракийскими племенами. Это очень древний народ, несущий свои корни, в том числе и от индо-европейцев. Ко второму тысячелетию фракийцы занимали огромные территории от Средиземного до Черного морей, в том числе и часть Малой Азии. Также их влиянием были захвачены частично территории современной Украины и Молдавии. Первое же государство было основано в V веке до н.э. фракийским царем Тересом, объединивших такие разные по этническому составу племена.
Образная пиктографическая письменность фракийцев древнее, чем египетская и шумерская, что позволяет предположить, что этот язык мог быть универсальным мировым пра-языком жрецов, элиты и посвященных в те древние времена. Фракийский язык - тайна. Никто не проник за её печати, никто не слышал, как звучит этот таинственный язык. Известно, что в Древней Греции фракийский язык был священным языком элевсинских, дионисийских и самофракийских мистерий, проще говоря, это был язык посвященных.
Греки, будучи пришельцами в этих землях во многом восприняли культурные ценности фракийцев. Это мифы об Аресе, Дионисе, Европе, герое Орфее, бывшем древним легендарным царем-жрецом фракийцев, чья неординарная личность породила мощное мистическое учение орфиков в Древней Греции. Доктрина этого учения основывалась на балансе солнечно-огненного и земного начал. Эти начала символично воплощались в образах Великой Богини-Матери и ее сына в двух его ипостасях - бога и царя-жреца. Именно поэтому царь являлся для фракийцев сыном бога на земле, его земным воплощением.
Очень важной является информация о религиозных представлениях фракийцев. Главную роль у них играл Культ Солнца. Они верили в бессмертие души, боготворили цикл перерождения природы, приносили в жертву животных, верили в загробную жизнь. И, здесь явно прослеживаются славянские корни этих представлений. Культура фракийцев подверглась сильному влиянию эллинской, отразившись и в произведениях искусства древних фракийских мастеров, что мы и увидим с вами.
02.
Выставка проходит в Государственном Историческом музее, в новом, качественно восстановленном выставочном зале с отдельным входом, что рядом с Иверскими воротами. До этого я был на прошлогодней выставке «Золото - Металл богов, и царь металлов». Мне там понравилось, но экспонаты разнокалиберные, все смешано в одну кучу - религиозные предметы разных культов, оружие, ювелирные украшения, предметы быта и т.п. Хотелось же одной мощной тематики Золота «с большой буквы» и настоящих древних и редких произведений искусства связанных с ним. На этой выставке я как раз всё это и получил.
Кроме того, золото как я уже говорил, является архетипом бессознательного современного человека и само его наличие и древних предметов изготовленных из этого благородного металла, безусловно, погружает тебя в неведомые глубины бессознательной информации и зыбких чувств. Я хожу именно на такие выставки, к каким меня тянет, а тянет меня моя душа, душа, которая лучше знает, что, где, когда мне необходимо для всплеска эмоций и чувств, что исцеляют душу и обогащают её опыт в этом воплощении. Я не рассматриваю экспонаты как предметы для обозрения. С каждым артефактом, по возможности, я пытаюсь установить эмоциональный контакт, получить отклик в своей душе, уловить смутные образы, новые чувства, открыть себя в новом качестве, пусть пока и неосознанном.
Когда я снимаю эти сакральные предметы, предметы быта или произведения искусства эти чувства передаются через фотографии и Вы, при желании, можете вместе со мной ощутить всю гамму этих впечатлений. Поэтому я построю своё повествование следующим образом. Я буду кратко описывать экспонаты этой чУдной выставки, необходимые детали и, иногда, своё отношение, мои мысли, которые они смогли вызвать. И, кстати, моё мнение и чувства - есть проявление исключительно моей индивидуальности и они не является непреложной истиной в последней инстанции. Если я смог в Вас вызвать хоть немного новых эмоций, мыслей и свежих радостных впечатлений - я буду считать, что моя миссия на этом любопытном этапе выполнена. Итак, приступим к осмотру!
Как только я вошел в выставочное пространство, меня сразу охватила мягкая волна воодушевления, и я как будто выдохнул. Стало комфортно. Знакомое чувство! Значит, пришел не зря. Зал довольно большой, свежий, просторный, экспонатов много - да каких!
Самое видное место в экспозиции занимает золотая погребальная маска фракийского аристократа или правителя. Такие маски выполняли представительскую роль для умершего человека царского происхождения (золотой расы) перед царем подземного мира Залмоксисом. Как вы помните: это один из сыновей Великой Богини. Золото сообщает Высшим силам о принадлежности умершего к миру богов. Кстати, в древнем анатомическом архаичном коде голова являлась не только хранилищем человеческого разума, но и хранилищем его бессмертной жизненной силы. У фракийцев умерший человек «терял лицо» - свою божественную индивидуальность. И маска выполняла не только свои «золотые» функции, но и помогала перенести и донести индивидуальные черты его личности в сонм богов. По всей видимости, еще при жизни маска принимала индивидуальность и характерные черты конкретного человека при его посвящениях и проведении ритуалов. Образ птицы на маске, по все видимости, означает полет всевидящей души этого человека для общения его с богами.
03.
Золотые орнаментальные ленты, как видно в нижней части экспозиции - аналог земных лент, которыми живые, богатые и влиятельные правители по обычаю перетягивали свои волосы на голове. При погребении этими лентами окружали золотую маску головы умершего.
Странные неведомые чувства охватывают, когда смотришь на это древнее произведение искусства, ритуальную маску умершего. Вокруг начинают сгущаться тени и появляются смутные и неведомые мысли и образы. Я ощутил какую-то неведомую горечь и тень величия этого человека.
04.
Однако, будем последовательны и приступим к осмотру этой экспозиции...
Это шлем фракийского воина-правителя, с утонченной и закрученной верхней частью, так называемый «кумвахий», несущий свое начало от фракийской кожаной шапки. IV в. до н.э. Бронза и серебро. Слева и справа Вы видите боковые защитные щитки-нащечники, стилизованные под бороду, а также щиток для носа.
05.
06.
Это колоколообразный кованый воинский панцирь с линеарным очертанием мускулатуры - вид вооружения характерный для самых богатых фракийских воинских захоронений. Эти доспехи находилось в активном и длительном употреблении, прежде чем их положить в захоронение. Они передавались по наследству, что являлось символом долговечности, преемственности и силы Рода. IV в. до н.э. Бронза и серебро.
07.
Бронзовые литые поножи. IV в. до н.э. Изящно! Правда?!
08.
Рассмотрим шлем воина поподробнее
09.
10.
Здесь мы видим серебряные украшения и знак скорпиона в верхней части шлема. По всей видимости, это был либо знак его рода, либо символ характера конкретного человека, жалящего врагов и неумолимого как сама смерть.
11.
Так называемый «пластинчатый шлем». Состоит из металлических пластинок, сплетенных на кожаной основе. Железо. IV в. до н.э.
12.
Это «Махайра» - типичное фракийское холодное оружие. Рукоятка выполнена в виде головы коня. Железо с инкрустацией меди. Вторая половина IV в. до н.э. Грозное и совершенное оружие. Есть в нем какая-то внутренняя сила.
13.
Ножны меча. С одной стороны они отделаны золотом, с другой серебром с тонким и подробным образным изящным орнаментом. Передать тонкость объемного рисунка на фото невозможно, тем более через такое толстое стекло.
14.
Нагрудник. Серебро. Золото. Третья четверть V в. до н.э.
15.
16.
Это серебряные фалары - детали конского снаряжения. Из них складывалась цельная картина зооморфного и антропоморфного кода мира окружающего фракийского знатного воина.
17.
Обратите внимание на тонкую работу древнего мастера, которому удается передать динамику и характер этих зооморфных персонажей.
18.
19.
20.
Серебряный кувшин. Серебро, позолота. IV в. до н.э. Сюжет орнаментальных фризов передает царскую охоту на кабана, которая проводилась в качестве испытания для подтверждения статуса царя-жреца для обновления его права на власть. Усматриваете сходный аналог статусной охоты Акеллы из «Маугли»?
21.
22.
Это килик - древнегреческий сосуд на короткой ножке для питья с плоским дном и двумя боковыми ручками. Серебро, позолота. 425 год до н.э. На дне изображена мифологическая сцена подвига-испытания - инициации героя.
Сюжет и его динамика захватывает воображение, а растительный орнамент лавра стремительно закручивает это действие. Создается впечатление живой сцены.
23.
Серебряный кувшин. IV в. до н.э.
24.
Переходим к другому стенду. Золота здесь гораздо больше. А точнее, шедевров, сотворенных из золота)
25.
Ритон с протомой коня. Ритон - это сосуд для возлияний, в основном вина. Являет собой воронкообразную форму и в узкой её части изображается животное, иногда человек. Исходно ритон выполнял ритуальные цели и использовался для жертвенных возлияний. Фракийские мастера широко изготавливали ритоны с головой коня. Конь выполнял не только роль украшения, но был посвящен богам войны и Солнца и играл роль волшебного помощника эпического фракийского героя. Серебро, позолота. Вторая половина IV в. до н.э.
26.
Какое-то загадочное и необычное ощущение охватывает, когда смотришь на этот сосуд. Начинает бурлить неосознанная память, и, вдруг, спохватываешься на том, что пытаешься что-то вспомнить…, то, что лежит где-то там…
27.
Золотая фиала - плоская жертвенная чаша без ручек. Фиалы преподносились в качестве даров, о чем свидетельствую многочисленные древние изображения Золото. IV в. до н.э.
Посмотрите немного на это фото, постарайтесь не думать ни о чем, отбросить болтовню сознания… Ведь что-то где-то в тебе происходит! Правда!?
28.
Фиала из Сашовой Могилы, около Шипки. Серебро, позолота. II тыс. до нашей эры. Резная розетта (орнамент вписанный в круг).
29.
Скифос. Серебро с позолотой. Вторая-третья четверть IV в. до н.э.
30.
Канфаровидный килик. Серебро. Конец IV - начала III в. до н. эры.
31.
Золотые браслеты. Конец IV - начала V в. до н. эры. Концы браслетов стилизованы под змеиные/драконьи головы.
Не знаю как у Вас, а у меня при виде этих браслетов начинает что-то волноваться в сознании)
32.
33.
34.
Золотой венок. Они обычно преподносились фракийским правителям в знак глубочайшего уважения. Вторая половина IV в. до н.э.
35.
36.
А это чудесные ритоны с протомой бегущего оленя. В этом захоронении их было целых три. Бережно передана красота, стремительность и безупречность скачущего животного. Характерно наличие золотой узды, что должно означать не только родство этого животного с конем, но и способность хозяина сосуда обуздать любую стихию. Серебро, позолота. Вторая половина IV в. до н.э.
37.
Пир играл особую роль в идеологии фракийской аристократии. Им отмечались события как светской, политической, так и в религиозной обрядовой жизни. фракийцев. Во многих погребениях и кладах обнаружено множество подобных драгоценных сосудов. Такой ритуальный сервиз обычно включал гидрию, ситулу, фиалу, ритон, ситечко для процеживания вина и черпак. Наименование и описание этих священных сосудов, их предназначение я буду приводить ниже и по возможности рассказывать о них.
38.
Чудесные произведение фракийского искусства. Красота и стремительность, свобода сила, все эти качества художник постарался воплотить в этот замечательный образ. Давайте поподробнее присмотримся к «царскому оленю»
Здесь мастеру удалось передать этот порыв этого грациозного животного к свободе и стремление к полету.
39.
40.
Откровенно говоря, хорошо видно, что это все же изображение коня с рогами оленя. Очевидно сосуд выполнял скакральные функции при возлиянии богам. Рога оленя символизируют вышние небеса.
41.
42.
43.
44.
45.
Ситула - большой серебряный сосуд для воды и вина. Как раз в ней и были захоронены эти три серебряных ритона с протомами оленя. Серебряные ситулы являются большой редкостью не только во фракийских погребениях, но и во всем древнем мире.
46.
Это золотые бляшки-аппликации. На большой изображена Горгона-медуза, чей символ часто использовался при погребениях знатных аристократов как символ их статуса.
47.
А это предметы из так называемого Рогозенского клада Первой половины IV в. до н.э.
48.
Серебряная фиала ахеменидского типа, декорированная орнаментом плодов миндаля и листьев лотоса. Использована вторично. Добавлена эмблема Аполлона в фас. Конец V - первая половина IV в. до н.э.
49.
50.
Серебряная фиала с изображением Аполлона в фас с расходящимися лучами солнца. Очевидно, сделана в мастерских Котиса Первого для ритуального сервиза.
51.
Ритуальный серебряный кувшин с позолотой. Вероятно, составлял единый сервиз с четырьмя фиалами для осуществления орфических мистерий.
Различалось два доктринальных пути бессмертия фракийских царей-жрецов и воинов. Первый: Аполлона - путь очищения и Диониса: путем кровавых жертвоприношений. Скорее всего, этот сервиз предназначался для сотворения возлияний водой и медом - мистическими жидкостями Бога Солнца и Великой Богини-матери. Визуализация этого священного брака вела к бессмертию посвящаемого.
52.
А это клад из Борово
53.
Самым восхитительным здесь является серебряный кувшин-ритон с декором расположенным в три фриза. Мастер изобразил 15 фигур совершенно не перегрузив всю композицию. На верхнем фризе изображено факхическое шествие и далее - все этапы мистического посвящения. Не буду вас загружать этими деталями, давайте, просто, полюбуемся этой древней замечательной и филигранной работой древнего мастера. Серебро, позолота. IV в. до н.э.
54.
55.
56.
57.
Массивная серебряная ритуальная чаша с двумя висячими ручками. На её дне позолоченные фигуры грифона терзающего лань. Лань символизирует добровольное принесение себя в жертву. В этой чаше были сложены все предметы из этого клада.
58.
59.
Ритон с протомой коня. Серебро, позолота. IV в. до н.э.
60.
Ритон с протомой сфинкса. Серебро, позолота. IV в. до н.э.
61.
Сфинкс меня просто восхитил, как впрочем, и все эти ритуальные предметы
62.
63.
Посмотрите, как мастеру удалось передать индивидуальные черты характера этого персонажа. В глазах и выражении сфинкса читается неумолимый рок и неотвратимость судьбы посвящяемого.
64.
65.
Ритон с протомой быка. Серебро, позолота. IV в. до н.э.
В отверстии, которое Вы видите некогда вставлялась небольшая серебряная трубка для возлияний жертвенного вина
66.
67.
Ну, вот мы и закончили первую часть нашего путешествия в глубины тысячелетий. Фракийский народ предстает для меня, да, наверное, и для вас, в совершенно новом свете. Оказывается, это было совершенное стройное, духовное и светское государство, а изящные предметы его искусства, как всегда, отдергивают тайну покрова над миром фракийцев, что была наброшена на давние времена. Этот мужественный народ явил миру высокий уровень воинской доблести, отваги, мистических знаний, свои произведения искусства, совершенное владение металлургией, тонкой обработкой цветных и черных металлов. Образы Орфея и Спартака до сих пор олицетворяют во фракийцах единство духовного целого человека и его земную отвагу, благородство и храбрость. Продолжение смотрите во второй части моего повествования.
Источники:
Сайт Исторического музея с анонсом выставки:
http://www.shm.ru/ev109750.htmlФракийские клады Болгарии. Подробный и интересный рассказ о самых разных находках на фракийской земле:
http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post249676588/Информация о фракийцах как народе:
http://moldova-mare.com/rus/histor.php?id=2Кое-что академическое о фракийцах:
http://hvac.livejournal.com/267794.htmlМатериалы форума Rodstvo.ru: Кто такие фракийцы:
нажать сюда Часть 2 - Фракийское золото - ожившие легенды или археологическая золотая лихорадка.
Часть 3 - Фракийское золото - ожившие легенды и кое что о Фракийском всаднике.
© Vladimir d’Ar