Фракийское золото - ожившие легенды, или болгарская археологическая золотая лихорадка. Часть 2.

Nov 09, 2013 18:24



Всего 77 фото

Фракийская культура достигла своего расцвета в VIII-XII в. до н.э. Торговые и социальные связи фракийцев с Грецией, греческими колониями и другими важными соседями были очень тесными. Благодаря этому во Фракии при дворах вождей возникали целые центры художественного промысла. Были распространены живопись, скульптура, и, особенно, тонкое производство золотых и серебряных изделий. Спрос рождал предложение. На фракийской земле  изготавливалось большое количество изделий из драгоценных металлов, благо золота и серебра здесь хватало в избытке. Болгарии везет на уникальные находки. В последние годы здесь найдено огромное количество не разграбленных склепов, захоронений фракийских аристократов и вождей. Археологи извлекли из глубин Времени множество бесценных произведений искусства и восхитительные ритуальные принадлежности из золота и серебра, украшенные сложным богатым орнаментом и неповторимыми по своей красоте и выразительности мифологическими сценами.

Далее вся информация об этих сокровищах - под катом...

Таким же и был клад из Панагюриште. Около двух с половиной тысяч лет назад Пловдив был важнейшим городом фракийского племени одрисов, и звался он Эльмольпия. В сорока километрах от него и находится Панагюриште, небольшой болгарский городок. Болгарские археологи говорят: стоит здесь копнуть, как сразу найдется важный и ценный артефакт.
02.



8 декабря 1948 года два брата, простые крестьяне, отправились на заготовку глины для производства кирпичей и только начав копать один из братьев извлек из земли вот эту ритуальную фиалу с рельефным орнаментом розетт, желудей и изображений голов эфиопов. Эта была плоская ритуальная чаша с омфалом (пупом земли, ритуальным средоточием всего сущего). Всего было извлечено девять тяжелых золотых ритуальных сосудов. Весило все это великолепие более шести килограммов! Конец IV в. до н.э. Листовое золото.
03.



Амфора-ритон. Рельефная композиция на амфоре являет семь персонажей из трагедии Эсхила «Семь из Фив».
04.


05.




06.



07.



Ритон с головой Геры
08.



Ритон с головой Афины
09.



Ритон с головой Афродиты. Все три ритона, по всей видимости, изображают амазонок.
10.



Ритон с головой овна. В центре композиции восседает Дионис и вакханка Эриопа.
11.



Ритон с головой оленя. Эпизод изображенный на ритоне известен как «Суд Париса», где Парис выносит свой вердикт о том, какая из трех богинь Гера, Афина и Афродита обладает самой совершенной красотой… Как общеизвестно, эта история с подачи Париса привела к жестокой Троянской войне.
12.



13.



Ритон с головой оленя. На нем изображены сцены схватки Тесея с Марафонским быком и поимка Гераклом Керинейской лани.
14.



Ритон с протомой козла. В центре на троне сидит Гера. Слева от неё стоит Аполлон с луком, справа Артемида и между близнецами - Ника.
15.



Болгарский археолог Иван Венедиков, основываясь на тщательном и разностороннем анализе, пришел к выводу, что этот уникальный сервиз не был изготовлен во Фракии - родился он в ювелирных мастерских малоазийского города Лампсака. Ученый пришел к такому выводу, изучая весовые системы различных греческих городов и колоний. В основе соотношения между весом панагюриштенских сосудов и содержанием в них золота лежала персидская весовая система, а точнее: вес персидских монет - статеров, которые чеканились и в греческих городах Малой Азии. Вот такая причудливая история и путь этого тщательно сбалансированного по своему набору ритуальных сосудов сервиза.
16.




А это уже другие находки
17.



Ритон с протомой козла. Серебро, позолота. Греческая школа. Серебро, позолота. Конец V в. до н.э.
18.


19.




В верхнем фризе ритона изображена сцена убийства Орфея
20.




Возможно, этот ритон, как и множество других изделий, оказался во Фракии в качестве дипломатического дара. В период Пелапонесских войн афиняне отчаянно нуждались в военной поддержке одрисских (фракийских) правителей.

Метафоры Орфея являют образ Учителя, посвящающего фракийцев-аристократов стать после смерти посредником между тем и этим миром. Сохранились следы святилища Орфея у подножия гор Родопи у с.Татул. Это был целый священный город с пещерными храмами и трехэтажными зданиями. По преданию на его могиле, в скальной пещере, пересеченной пирамиде пророчествовала голова фракийского Орфея. Святилище существовало еще около 6000 лет назад, гораздо раньше, чем оракул в древнегреческих Фивах.
21.



Канфар. Серебро, позолота. Последняя четверть V в. до н.э.
22.



Ручки прикреплены к устью двумя позолоченными атташами с изображением Силена, спутника и воспитателя Диониса. На сосуде изображена два мифа: о Диоскуриях и убийстве Орфея. Как мы видим: миф об Орфее довольно популярный для тех времен. Орфей является самой яркой персонификацией эллинского взгляда на фракийскую древность, что явно подпитывает древнегреческое мифотворчество. Кстати, миф об Орфее появился на несколько веков ранее, чем его начали использовать в греческой мифологии.
23.



Ритон с протомой оленя. Серебро, позолота. IV в. до н.э. Под устьем проходит фриз, на котором представлены лев и грифон. За ними два козла. В этом ритоне бросаются в глаза непропорционально малые по размерам ноги оленя.
24.



25.


26.




Фиала. Серебро, позолота. Начало III в. до н.э. С внутренней стороны фиалы на омфал посажена серебряная с позолотой эмблема головы сатира.
27.



Изящная вещь…!
28.



29.



Это лебес. Серебро, позолота. Начало IV- III в. до н.э. Такие сосуды использовались на свадебных церемониях, также их дарили победителям состязаний. Догадываетесь, откуда пошли современные спортивные кубки?)
30.




Любопытный полусферический сосуд с растительным орнаментом. Серебро, позолота. Вторая половина IV в. до н.э.
31.



Серебряный кувшин в форме еловой шишки. Серебро. IV в. до н.э. Найден в Могиланской могиле, г. Враца. Шишка интерпретировалась как вакхический символ. В обрядах связанных с Дионисом такие сосуды использовались как ритоны.
32.




Краснофигурные лекифы. Лекифы - это сосуды характерной формы для благовоний и ароматических масел. По всей видимости лекифы использовались также и в погребальных обрядах, поскольку их находят в самих захоронениях.
33.




Белофонный лекиф. Керамика. Около 460-450 гг. до н.э. На белом фоне изображена сцена «Посещение захоронения». Именно белофонные лекифи использовались исключительно в похоронных обрядах.
34.




Лекиф краснофигурный. Керамика. 360-340 гг. до н.э. Некрополь Аполлонии Понтийской (г. Созополь). Центральная часть таких изображенных сцен обычно являет Эрота и одну-двух женщин.
35.



36.


37.




Килик. Серебро, позолота. V в. до н.э. На дне сосуда в лавровом венке изображена сцена отъезда Прекрасной Елены в Египет. По сюжету мифа Гермесу было поручено обмануть Париса, и Гермес создал мистический фантом Елены, который Парис и увез в Трою.
38.



Килик. Серебро, позолота. Около 430 г. до н.э. Сюжет изображенный на дне сосуда представляет фракийца Орфея, который аккомпанирует себе на кифаре (лире). Он задумчиво созерцает перед собой юношу, что возлежит перед ним. Сюжет подчеркивает церемониальный мужской характер посвящений.
39.



40.



41.



Кратер краснофигурный. Керамика. 435-420 гг. до н.э. Сюжет представляет из себя шествие с музыкой и танцами, характерное для праздников Диониса в древней Греции. Во Фракии Дионис являлся покровителем жизни и смерти в потустороннем мире.
42.



43.



44.



Кувшин-амфора. Керамика. Середина  IV в. до н.э.
45.



Кратер. Керамика. Вторая-третья четверть IV в. до н.э.
46.



Кувшин с изображением Эрота. Керамика. 360-340 гг. до н.э.
47.



Поединок с грифоном
48.



Серебряная амфора. Серебро, позолота. Середина IV в. до н.э. Вертикальные ручки крепятся к горловине и основе амфоры атташами в виде головы Пана.
49.




Канфар. Серебро, позолота. Середина V в. до н.э.
50.



Терракотовые статуэтки. Керамика. IV-III в. до н.э.
51.



Терракотовые маски с изображением Сатира и Аттиса во фракийском головном уборе. Керамика. 360-340 гг. до н.э. Некрополь Аполлонии Понтийской (г. Созополь).
52.



Чаша-рог в форме головы барана. Серебро, позолота. Начало III - I в. до н.э.
53.



Изящная вещица. Какая тонкая работа!
54.



Ритон в виде головы овна. Серебро, позолота. Около 410 г. до н.э.
55.



Ритоны с завершение в виде головы овна были очень распространены в древнем мире. Очевидно, это связано с популярностью мифа о золотом руне в те времена. Голова барана выполнена с исключительной пластичностью и точностью. Техника гравировки и чеканки указывает время изготовления на IV до н.э. и эллинским мастером. Вероятно, эти предметы изготовили в Элладе в качестве дипломатических даров фракийскому правителю.
56.



А это вещи из погребения близ с. Синаморен. Середина III в. до н.э. В 2006 г. здесь было обнаружено одно из самых богатых захоронений эллинского периода. Оно было женским, и осуществлено после кремации. В еще теплый пепел было положено около 180 золотых и 30 серебряных предметов, множество керамических даров. Захоронение принадлежало, по все видимости, богатой фракийской аристократке.

Золотой венок. Венок состоит из ленты, в которую вставлены золотые листья, плоды и розетта цветка мака.
57.



А это фото сделано через большую установленную увеличительную линзу. На пластине прямоугольной формы изображена миниатюрная скульптурная композиция колесницы с двумя запряженными конями. Управляет колесницей, держа поводья Ника - богиня Победы. Виртуозная и мастерская работа. К моему сожалению, снять так, чтобы передать все совершенство этого истинного произведения искусства не совсем удалось.
58.



Ожерелье. Золото. Использованы крупные подвески амфорообразной формы (5 шт.) и крупные и мелкие бусины (48 шт.). Мой взгляд надолго задержался на этом ожерелье. Чем дольше я всматривался, тем отчетлевее перед моими глазами начинал вырисовываться смутный но конкретный образ этой женщины, затерянный во Времени… Необычное ощущение…
59.



Совершенно чУдное ожерелье с подвеской в виде головы быка. Замечательно выполненная тонкая и изящная работа.
60.



Диадема с пластиной в центре. По обеим сторонам пластины в орнаментальный рельеф вписана надпись на греческом языке «Мастер Диметриос сделал для Кортодзунтоса». В мире найдется немного текстов, относящихся к фракийскому периоду.

Представьте это диадему на голове прекрасной фракийской принцессы!... ЗдОрово!... Я представил)
61.



Другие клады и более поздние…

Так называемая шейная гривна. Шейная гривна - это украшение в виде обруча, носившаяся на шее. Золото. III в. Замечательное украшение.
62.



Золотой браслет. III век. Золотая округлая пластина в которую вплавлены золотые монеты римских императоров.
63.



Массивный золотой браслет. Сколько золота на такой изящной женской ручке!)
64.



Золотая крышка. Золото, халцедон. III в. Серьги, кольца, шпилька для волос, подвеска.
65.



А это - трогательный клад женских украшений в сосуде в форме граната. Гранат является символом потустороннего блаженства. В мифологии он связан с Персефоной, которая не смогла устоять перед искушением и попробовала его из рук Аида, за что и была вынуждена проводить часть своего времени с ним. Во время элевсинских посвящений жрецы Диметры, матери Персефоны, были увиты веточками граната, и он для них был запрещен для употребления.
66.



Серьги. Золото, халцедон.
67.



Статуэтки-солонки. Серебро, позолота. Кроме того, они использовались для религиозных обрядов культа Ларов - покровителей домашнего очага и общины в целом.
68.



69.



Скульптурная голова Юлии Месы. Серебро. Первая четверть I в. Мать Юлии Соемии, бабушка римских императоров Гелиогабала (с 218 г.) и Александра СевЕра (с 222 г.).
70.



Статуэтка Геракла. Серебро. II век.
71.




Статуя Эрота. Бронза. II век.
72.




Прекрасная работа!
73.



А это декоративная пластина с бюстом Минервы в анфас в доспехах, на голове у неё коринфский шлем. Поверхность плиты занята богатым и затейливым резным и рельефным декором на тему сражений и участия в них богов. Возможно, использовалась для украшения на боевой колеснице. Минерва - богиня мудрости в римском пантеоне, в греческом соответсвует Афине Палладе-воительнице. Медный сплав. II-III вв.
74.



И в заключении, так назывемая вотивные плиты с изображением Фракийского всадника (Хероса), архетипичного образа фракийцев, как символа свободы, воинской доблести этого народа
75.



А в этом изображение не угадывается ли образ Георгия Победоносца!? По мне так, угадывается вполне)
76.



Заключительной фоткой этой второй части моего рассказа о выставке Фракийского Золота захотелось сделать именно эту…
77.



Источники:

Сайт Исторического музея с анонсом выставки: http://www.shm.ru/ev109750.html
Фракийские клады Болгарии. Подробный и интересный рассказ о самых разных находках на фракийской земле: http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post249676588/
Информация о фракийцах как народе: http://moldova-mare.com/rus/histor.php?id=2
Кое-что академическое о фракийцах: http://hvac.livejournal.com/267794.html
Материалы форума Rodstvo.ru: Кто такие фракийцы: нажать сюда
О святилище Орфея: смотреть здесь http://www.letun.ru/guide/country/Bulgaria/articles/page/3/8348
Материалы самой выставки о фракийском золоте.

Часть 1 Фракийское золото. Ожившие легенды или тайны древнего народа.
Часть 3 Фракийское золото. Ожившие легенды и кое что о Фракийском всаднике.

© Vladimir d’Ar

фракийцы, ожившие легенды, фракийское золото, фракия, золотая лихорадка

Previous post Next post
Up