9-Й ФОРУМ-ВЫСТАВКА "ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И ЭКОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА": 3 ЧАСТЬ

Dec 10, 2018 01:36

Начало (общие впечатления и охрана водных объектов) здесь: https://omagazov.livejournal.com/27232.html
Атмосферный воздух здесь: https://omagazov.livejournal.com/27467.html

3. ТВЁРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ

Проблема обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) затрагивалась и на пленарной конференции 20 ноября, и на круглом столе "Развитие промышленности по переработке отходов. Экотехнопарки как элемент инновационного сценария развития системы обращения с отходами" 21 ноября.





На фото Ярослава Магазова несанкционированная свалка ТКО в окрестностях посёлка Полетаево, 5 ноября 2018 года.



Озерова Екатерина Михайловна, представляющая, по её словам, "множество организаций" и возглавляющая группу по разработке территориальной схемы по обращению с ТКО для Челябинской области, буквально поразила меня просто фантастическим знанием номерков всех нормативных, законодательных и подзаконных актов и их статей. Из её пленарного доклада мы узнали, что в целом по России в настоящее время перерабатывается всего 7% всех ТКО. На фоне страны Челябинская область выглядит вполне достойно, уже сегодня перерабатывая 22% ТКО. Президентом страны поставлена задача довести объём перерабатываемых отходов до 80% в 2024 году и до 100% к 2030 году.
В качестве основного механизма для переработки отходов предлагается создание экотехнопарков замкнутого цикла. Всего по России предполагается создать около 70 экотехнопарков. Объём инвестиций в экотехнопарк оценивается от 1 до 10 млрд. рублей.
Мной Екатерине Михайловне был задан вопрос: планируется ли какая-то работа по УМЕНЬШЕНИЮ количества образующихся отходов? Озвучив номер соответствующего нормативного документа, Екатерина Михайлова пояснила, что уменьшение количества образующихся отходов заложено в качестве ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГОСЯ принципа обращения с ТКО. Кто в этом вопросе должен проявить политическую волю? Прежде всего, как отметила докладчик, население: наши граждане должны сами определить для себя, товары в какой упаковке они предпочитают приобретать, в бумажной или пластиковой. Вопрос об организации системы оборота той же стеклянной тары, как я понял, государственные органы не сильно интересует. Судя по репликам Екатерины Михайловны во время круглого стола, понял я правильно. Сейчас в России остаётся всего 4 завода по переработке стекла на всю страну. В 2019 году планируется ввести в эксплуатацию ещё 2 завода в Санкт-Петербурге (?!). Речь идёт именно о ПЕРЕРАБОТКЕ стекла, а не об организации оборота тары. В то же время определённая заинтересованность у бизнеса есть. Той же "Балтике" насчитали утилизационный сбор в 130 млн. рублей. Для "Балтики" эта сумма не сильно обременительна, однако она достаточна для организации любых мероприятий по тому же вторичному обороту стеклянной тары. Особенно с учётом того, что "Балтика" у нас далеко не единственный хозяйствующий субъект, который получит обременение в форме утилизационного сбора.

О теме технопарков говорили на круглом столе представители предприятий, перерабатывающих отходы: Владимир Анатольевич Мацюк, Генеральный директор ГК "Мегаполисресурс" и Рафаил Исмаилович Рузбин, Генеральный директор АО "Втор-Ком". Оба докладчика отметили, что отрасль по переработке отходов - это высокотехнологичное производство, требующее больших финансовых затрат и серьёзной организационной работы по кооперации технологических процессов.

Павел Евгеньевич Бесшапов, генеральный директор ООО "Управление отходами" (концессионер по строительству полигонов ТКО для Магнитогорского и Челябинского кластеров) отметил, что для экотехнопарков предусматриваются разнообразные меры государственной поддержки: компенсация до 30% стоимости объектов, компенсация процентной ставки по кредитам, компенсация НИОКР и вхождения в рынок. Как отметила Е.М.Озерова, областной бюджет уже выделил 560 млн. рублей на организацию контейнерных площадок.

Тарифы для населения. Пока для области получена величина в 77 рублей на человека в месяц. Тариф будет введёт с 2019 года и может несколько различаться в разных территориях. Павел Евгеньевич Бесшапов зачем-то сослался на опыт Венгрии, где население платит в 5 раз больше, чем мы сейчас. Как отметил Евгений Маркович Короткин, директор ООО "Инновационные технологии управления отходами", тариф для населения может быть разумным ЕСЛИ:
• население будет раздельно собирать ТКО,
• будет грамотно организована транспортировка отходов,
• налажена комплексная переработка ТКО.

Идеология реализуемого в стране подхода проста: чем больше ТКО будет направляться на вторичную переработку, тем меньше будет тариф для населения. Мной был задан вопрос: кто должен заняться организацией раздельного сбора ТКО? Выяснилось, что здесь в полном соответствии с царящим в стране юридическим кретинизмом всё предельно ясно и запутано одновременно: весь мусор, накапливаемый в контейнерах на специальных площадках, является собственностью то ли населения, то ли муниципалитетов; как только мусор перегружается из контейнеров в мусоровозы, он переходит в собственность перевозчика; и далее по цепочке. Соответственно, организовать раздельный сбор ТКО должны муниципалитеты. Это по версии представителя регионального оператора. Представители муниципалитета и областного Минэко от комментариев воздержались.

К сожалению, полноценного обсуждения на круглом столе не получилось. Докладчики говорили кратко и по делу, после всех заявленных докладов оставалось ещё почти час времени и тут слово взяла модератор круглого стола Екатерина Михайловна Озерова. Более 40 минут (?!) она демонстрировала нам возможности графического редактора, использованного при составлении территориальной схемы обращения с отходами. Было показано невероятное множество картинок с примерно однотипными пояснениями: "мы получили ещё вот такую схему". Очень много вопросов в итоге так и не было задано из-за вопиющего непрофессионализма модератора.

КОММЕНТАРИИ

Что же мы имеем в сухом остатке?

1. Хотя все нормативные документы более-менее готовы, понимания, как это всё будет работать, нет ни у одной из заинтересованных сторон.

2. Мало того, уже сейчас есть ярко выраженный конфликт интересов, спровоцированный стихийным развитием сферы переработки ТКО. Что такое современный раздельный сбор отходов? Это такой сбор, при котором раздельно собирается и перерабатывается та часть отходов, которую: а) просто отделить и выбрать, б) выгодно переработать. Именно на эту часть отходов делают ставку все заинтересованные стороны. Представитель концессионера пожаловался, что им будет оставаться то, что не выбрали бомжи на контейнерных площадках (сейчас они в Челябинске концентрируются возле недавно появившихся контейнеров для пластика-стекла-металлов) и не собрали уже действующие переработчики вторсырья. Властям душить действующих переработчиков, обеспечивающих прекрасный на фоне страны показатель в 22% перерабатываемого объёма отходов, как-то не с руки. Поэтому все основные действующие "игроки" на этом поле остаются. Что не очень радует ни концессионера, ни регионального оператора (который тоже не прочь снять сливки, особенно если власти организуют грамотный раздельный сбор ТКО).

3. Как следствие, непонятно, каким образом организовать переработку тех отходов, которые тяжело отделять или сложно утилизировать. Самое главное, никто из частных игроков не рвётся возглавить подобную деятельность. Те же пищевые отходы. Они: а) загрязняют все остальные ТКО и делают очень трудоёмкой сортировку; б) уже сейчас могут использоваться на цементных заводах в качестве топлива для обжига, не говоря уже о перспективных технологиях переработки в биогаз или компостирования. Стеклянная тара. Очень тяжёлая для сбора (буквально тяжёлая). По хорошему надо бы организовать оборот этой тары, как это было в СССР, но опять же: кто может такую работу организовать и возглавить? Очевидно, что удобнее это сделать в масштабах всего государства, а не отдельных регионов и муниципалитетов.

4. Экотехнопарки. На словах всё очень здорово. Но, как нами уже ранее было отмечено (https://omagazov.livejournal.com/23015.html), сфера переработки отходов - это высокотехнологичное высокоинтегрированное, наукоёмкое, требующее огромных затрат производство. Вся история постсоветской России, весь опыт передовых в сфере обращения с ТКО стран мира свидетельствует, что никакому частнику поднять подобное производство не под силу. Однако и федеральные, и региональные власти по прежнему прислушиваются к громко вопящим сторонникам либерально-рыночных реформ и делают ставку в сфере ТКО на пресловутое государственно-частное партнёрство. Нами ДОКАЗАНО (https://omagazov.livejournal.com/26670.html), что государственно-частное партнёрство в условиях современной России может привести только к одному результату - к растаскиванию бюджетных средств и последующему коллапсу коммунальной сферы.

5. Таким образом, решение проблемы обращения с ТКО - это вопрос политический. Результат будет зависеть целиком и полностью от проявленной политической воли. Кто должен проявить политическую волю? Только население. Именно об этом нам говорит опыт передовых стран в сфере переработки ТКО. Только от населения зависит организация:
• мероприятий по снижению объёмов образующихся ТКО в масштабах всей страны;
• грамотного раздельного сбора ТКО;
• переработки раздельно собранных ТКО на государственных муниципальных экотехнопарках.
Никакие даже сверхответственные власти, тем более никакой суперсоциально ориентированный бизнес без широкого участия населения эту проблему не решит. Что надо будет сделать конкретно в первую очередь? Об этом поговорим в специальной публикации.

Партия Трудящихся России (коммунист-я), экология Челябинска, этатизм и экология, Эколого-Патриотическое Движение России, экология города

Previous post Next post
Up