9-Й ФОРУМ-ВЫСТАВКА "ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И ЭКОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА": 2 ЧАСТЬ

Dec 08, 2018 20:33

Начало (общие впечатления и охрана водных объектов) здесь: https://omagazov.livejournal.com/27232.html

2 АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Проблема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу затрагивалась 20 ноября как на пленарной конференции форума "Реализация майского указа Президента РФ в сфере экологии", так и на специальной панельной дискуссии "Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах".





Источник фото: http://www.kurer-sreda.ru/2017/11/14/324121-na-rezkoe-zagryaznenie-vozduxa-posle-otezda-putina-zhaluyutsya-v-chelyabinske



Яна Анатольевна Куприкова (Министерство экологии Челябинской области) и Владислав Евгеньевич Коробкин (Управление Росприроднадзора по Челябинской области) отметили, что у нас ВСЕМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ достигнуты нормативы по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу. Однако качество воздуха в Челябинске не улучшилось. Оба чиновника посетовали на несовершенство действующих нормативов. Однако здесь немного другая ситуация. Как контролирующие органы определяют соблюдение нормативов предприятиями? По данным самих предприятий. Естественно, на предприятиях, где введены передовые системы экологического аудита, с показаниями приборов наблюдений всё будет в полном порядке. Но насколько отчёты самих предприятий адекватно отражают реальную ситуация с выбросами? Любой, кто утром проезжал из аэропорта мимо "Мечела", мог видеть часов в 5-6 утра окутанную дымами промплощадку. Дым буквально валит изо всех щелей. Неужели именно эта картина и есть соответствие согласованным нормативам? Очевидно, нет. На предприятиях работают грамотные специалисты, они могут подобрать такой режим выбросов, который никакими приборами учёта не будет зафиксирован.
Вот и представитель ПАО "Челябинский металлургический комбинат" Александр Дмитриевич Садырин очень грамотно рассказал слушателями о природоохранной деятельности комбината. Сейчас он проходит процедуру экологического аудита, его проводит АО НИИ "Атмосфера" из Санкт-Петербурга. По итогам аудита будет разработана программа мероприятий по снижению негативного воздействия до 2025 года. В 2019 году планируется эту программу представить для общественного обсуждения.
Лидия Владимировна Горбунова ("Росприроднадзор") отметила, что собственный вклад предприятий промышленности в природоохранные мероприятия составит в ближайшие годы более 45 млрд. рублей, что позволит сократить выбросы в атмосферу Челябинска и Магнитогорска на 24-25%.

Коммерческий директор ООО ПКФ "Челябинский завод нестандартного оборудования" (ЧЗНО) Иван Викторович Кулаков озвучил комплекс мер по снижению выбросов металлургическими предприятиями. Он включает в себя: оснащение современными технологиями для основного производства, оснащение современными эффективными системами фильтрации, переработку отходов и регулярный мониторинг с использованием эффективных газоанализаторов. Естественно, ЧЗНО готов подобное оборудование для контроля выбросов и газоочистки поставлять заказчикам.

Существующая в Челябинске система государственного контроля состояния воздушной среды далека от требований времени. Как отметил Игорь Антонович Роговский (Челябинский Гидромет), из 8 постов в городе автоматическими газоанализаторами оборудованы всего 2. Причём сделано это было за счёт средств не самого Росгидромета, а областного бюджета. В 2019 году планируется закупить ещё один автоматизированный пост для Челябинска. Всего в ближайшие годы число современных автоматизированных постов будет доведено в Челябинске до 6, в Магнитогорске до 5, в Златоусте до 2. Сможет ли подобная реденькая сеть постов обеспечить должный контроль за состоянием атмосферного воздуха в Челябинске и, главное (!), эффективно выявлять загрязнителей? Вопрос риторический. Для объективности стоит отметить, что Минэкологии оснащается собственными передвижными автоматизированными постами.

Гость из Братска, Николай Николаевич Юшков, рассказал о ситуации в городе, где проживает 140 тыс. человек и расположено несколько крупнейших в стране производств. Физико-географические особенности района расположения города приводят к тому, что в году фиксируется более 290 дней с неблагоприятными метеорологическими условиями. Крайне неблагоприятная экологическая обстановка обусловливает высокий прессинг со стороны населения. При этом необходимых средств на решение экологических проблем районный центр не имеет. Обращения к областным властям также оказывались безрезультатными по той же самой причине отсутствия средств. И только упоминание Путиным города Братска в числе самых загрязнённых территорий позволило сдвинуть дело с мёртвой точки. Во исполнение поручения Президента разработана программа снижения выбросов в городе на 20%. 2/3 от этого объёма должны будут обеспечить промышленные предприятия. Следует отметить, что Николай Николаевич особо отметил роль зелёных насаждений в улучшении экологической обстановки в городе. Подробнее ознакомиться с состоянием окружающей среды в Братске на 2015 год можно в специальной публикации, одним из соавторов которой является Н.Н.Юшков: http://brstu.ru/static/unit/journal_smt/docs/number-27/128-138.pdf

Выход из сложившейся ситуации власти видят в изменении системы контроля. Суть изменений - в квотировании выбросов. Как отметил Андрей Васильевич Новосёлов (Министерство экологии области), система квотирования позволит реально сократить выбросы предприятий и автотранспорта. Причём наше региональное министерство настроено очень решительно. Оно предлагает следующий подход: превышение значения загрязняющих веществ в контрольной точке повлечёт санкции ко всем имеющим квоты загрязнителям, которые не смогут доказать свою непричастность к зафиксированному превышению. Такой основанный на презумпции виновности и коллективной ответственности подход был встречен скептически. Многие участники дискуссии выразили сомнение в его практической реализуемости. Кроме того, так и остаётся нерешённым вопрос с незарегистрированными предприятиями-загрязнителями. Неужели в региональном министерстве надеются, что выявлением этих производств займутся сами добросовестные получатели квот?

Андрей Юрьевич Недре, ФГАУ "НИИ "Центр экологической промышленной политики" Минпромторга России рассказал о подходе, основанном на наилучших доступных технологиях (НДТ). В ближайшие годы этот подход предполагается реализовать на 6719 предприятиях 1 класса опасности. На первом этапе охвачены будут 300 крупнейших загрязнителей. По заданию Минпромторга уже подготовлен и утверждён в Росстандарте 51 справочник по НДТ. На основании этих НДТ для предприятий будут составлены комплексные экологические разрешения (КЭР). Причём при подготовке КЭР для отдельных предприятий будет учтён общий вклад всех загрязнителей, находящихся в одной промышленной зоне (т.е. здесь будут использованы те же самые квоты). Если предприятие в настоящее время не работает по НДТ, то для него должна быть разработана программа выхода на эти технологии в ближайшие годы.

Андрей Юрьевич рассказал, как этот подход уже реализуется в пилотном режиме в Татарстане. К республиканским властям обратились французские инвесторы с предложением построить новое предприятие химической промышленности. Речь шла о реальных иностранных инвестициях в современное высокотехнологичное производство. Естественно, власти были заинтересованы в подобном инвесторе. Удалось найти площадку, на которой можно было разместить новое производство. Но для уже действующих на этой площадке предприятий были согласованы КЭР и квоты для нового предприятия можно было получить только после уменьшения воздействия старых.

ВНИМАНИЕ! ЗДЕСЬ НАЧИНАЕТСЯ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!

Власти Татарстана собрали собственников всех предприятий промплощадки и объявили им, что в интересах республиканской экономики планируется построить ещё одно предприятие. Поэтому всем собственникам предлагается договориться о снижении квот, на величину, необходимую для нового производства. Власти Татарстана были очень УБЕДИТЕЛЬНЫ, поэтому собственники действующих производств ВЫНУЖДЕНЫ были обратиться к специалистам: помогите! Те помогли. Оказалось, что нет никакой необходимости ВСЕМ действующим предприятиям снижать свои выбросы пропорционально уже имеющимся квотам. Оказалось, что выгоднее всего всем скинуться и оплатить модернизацию самого грязного производства до требуемого уровня снижения. Так и было сделано.

Здесь мы видим действие нескольких важных принципов:
1. Приоритет общереспубликанских интересов над местечковыми и частными.
2. Использование административно-командных методов для управления экономикой, в том числе:
3. Использование манёвра средствами: у части экономических субъектов средства ИЗЫМАЮТСЯ и ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ в пользу одного или немногих, находящихся на ключевом направлении.

Описанные принципы характерны не для рыночной экономики. И даже не для современной российской квазирыночной экономики, которую мы безуспешно пытаемся выстроить вот уже 30 лет. ОПИСАННЫЕ ПРИНЦИПЫ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ. Именно использование этих принципов позволило Советскому Союзу добиться впечатляющих экономических достижений, которые до сих пор остаются непревзойдёнными, хотя многие развитые страны и крупнейшие компании их давно взяли на вооружение.

Во время обсуждения Владислав Евгеньевич Коробкин поделился сделанным недавно открытием. Он просмотрел старые советские нормативы и увидел, что мы сейчас пытаемся восстановить разработанную в СССР систему квотирования (только развал Союза не позволил её внедрить в конце 80-х годов). И большинство участников дискуссии с ним согласилось. Осталось сделать следующий шаг: понять, что ЭТА ПЕРСПЕКТИВНАЯ СИСТЕМА НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ В РАМКАХ КВАЗИРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, ОНА МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНА ТОЛЬКО ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

Партия Трудящихся России (коммунист-я), экология Челябинска, этатизм и экология, Эколого-Патриотическое Движение России, экология города

Previous post Next post
Up