ЭТАТИЗМ И ЭКОЛОГИЯ: ОТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА ДО ЮРИДИЧЕСКОГО КРЕТИНИЗМА

Aug 03, 2017 16:09

Год экологии, 2017 год, шагает по стране. В начале его второй половины можно сделать промежуточный анализ тех мероприятий, которые уже состоялись или планируются в ближайшее время. Очень много внимания последнее время уделяется проблеме отходов. Вот о них и поговорим.



Источник фото: https://www.znak.com/2017-06-15/chto_tvoritsya_na_svalkah_pod_chelyabinskom_zakrytyh_ministerstvom_ekologii_reportazh



1. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО

20 апреля в правительстве Челябинской области был проведён круглый стол, посвящённый проблеме современного обращения с отходами. Поводом послужило подписание первого концессионного соглашения с компанией "Управление отходами", которая должна подготовить и реализовать проект межрегиональной системы переработки и утилизации твёрдых коммунальных отходов для Магнитогорского кластера.

Что за такие "концессионные соглашения" подписываются, мы узнаём на сайте АО "Управление отходами", которое и стало первым концессионером в Челябинской области. Регион Российской Федерации заключает с концессионером договор на строительство объекта государственной собственности и его эксплуатацию, в данном случае - полигон для утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО) с мусороперегрузочными пунктами. При этом региональные власти обязаны предоставить земельные участки и установить экономически обоснованный тариф на утилизацию (захоронение) ТКО, включающий инвестиционную составляющую. Построенные и введённые в эксплуатацию объекты государственной собственности передаются концессионеру на срок до 7, максимум до 10 лет, для того, чтобы за счёт получаемой с них прибыли он смог покрыть все производственные расходы и вернуть инвестиционные затраты, причём с учётом уровня процентных платежей.

Инвестирует АО "Управление отходами", разумеется, не собственные средства, у нас в России вообще редкий частник тратит свои кровные на развитие бизнеса. Инвестирует концессионер средства так называемых НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ пенсионных фондов (НПФ). Насколько они "негосударственные", может убедиться любой желающий, познакомившись со списками крупнейших или самых надёжных НПФ. Он без труда найдёт в этих списках крупнейшие государственные компании и банки. НПФ могут инвестировать средства в инфраструктурные объекты только путем покупки облигаций, которые выпускает компания-концессионер, заключившая концессионное соглашение с региональными или муниципальными органами власти в отношении конкретного проекта.

Чтобы убедиться, как это всё будет работать, надо посмотреть на опыт тех регионов, которые уже эту систему ввели. Таким регионом является Чувашия, власти которой заключили концессионное соглашение как раз с АО "Управление отходами" ещё 1 июля 2014 года. О ситуации, сложившейся на начало 2017 года, можно посмотреть здесь; обзор материалов по концессионному соглашению проведён агентством Регнум здесь и здесь. Чтобы не утонуть в обилии числовых показателей, отметим основные моменты:

• По инвестиционной программе, представленной местным филиалом АО "Управление отходами", общий объём финансирования на 2017-2024 гг. планируется в сумме около 2,4 млрд. рублей, из них за счёт инвестиционной надбавки к ценам и тарифам - чуть более 1,3 млрд. или 58% от всего финансирования. На выплату процентов по облигационному займу средств у НПФ будет направлено около 0,9 млрд. рублей.
• В итоге в утверждённых тарифах на утилизацию ТКО из чуть более 2000 рублей за тонну инвестиционная надбавка занимает более 900 рублей или св. 45%.
• По концессионному соглашению региональное Минприроды взяло на себя обязательство по обеспечению МИНИМАЛЬНОГО уровня ежегодной загрузки полигона в 80% от максимального (200 тыс. т). В случае невыполнения условия затраты и недополученный доход концессионера подлежат возмещению.
• По этому же концессионному соглашению в случае его досрочного расторжения власти региона обязаны будут возместить АО "Управление отходами" расходы, затраты и недополученные доходы, а также убытки (реальный ущерб и недополученную выгоду).

Не стоит удивляться, что вся эта мусорная эпопея сопровождается повышением тарифов и громкими скандалами вокруг этого повышения, дошедшими до самого верха вертикали. Всё логично: концессионер выставляет тариф, в котором для него, концессионера, "всё включено", так что не надо особо напрягаться; предприятия, осуществляющие сбор и вывоз ТКО, вынуждены подстраиваться под этот тариф, поднимая свои расценки для управляющих компаний (в Чебоксарах это 500 рублей за кубометр); управляющие компании, в свою очередь, вынуждены жульнически экономить или перераспределять средства в пользу вывоза мусора, снимая их со статей на содержание жилья. Региональные власти пытаются как-то повлиять на ситуацию. Но как? На концессионера особо не надавишь, руки повязаны кабальным соглашением. Приходится давить на местных перевозчиков, которые занимаются сбором и вывозом мусора. Но давить тоже не особо получается, поскольку в настоящее время стоимость вывоза ТКО государством не может регулироваться. Тяжба идёт до сих пор.

Что будет в Магнитогорске, пока неизвестно. На сегодняшний день там выбран региональный оператор по обращению с ТКО. Им стало ООО "Центр коммунального сервиса". С тарифами регионального оператора можно ознакомиться на сайте компании.

Как можно заметить по представленным материалам, деятельность концессионера не направлена ни на СНИЖЕНИЕ общего количества производимого мусора (скорее даже наоборот, она ПРЕПЯТСТВУЕТ таковому снижению), ни на увеличение доли его переработки. Невыгодно это, поскольку доходы концессионера достаточно жёстко увязаны на объёмы утилизируемого (точнее - захороненного на полигоне) мусора. Это не скрывал и представитель АО "Управление отходами" Игорь Гаврилов на круглом столе в Правительстве Челябинской области. Всего 15-20% отходов планируется направлять на вторичную переработку. Никаких современных сортировочных линий устанавливать не планируется, поскольку импортные установки оказались неработоспособными в наших российских климатических условиях, а отечественных аналогов нет и даже разговоров об их производстве не ведётся. Организацией раздельного сбора отходов концессионер также заниматься не планирует, т.к. он "экономически нецелесообразен", требует большего числа контейнеров и мусоровозов.

Тем не менее, процесс набирает ход. Объявлено о грядущих серьёзных изменениях в Челябинске: в городе введут раздельный сбор мусора, комплексы по его сортировке, построят новый полигон за городом. До конца года у города появится свой региональный оператор. А вот конкурс на нового концессионера для Челябинского кластера уже объявлен региональным министерством экологии. До конца этого года должен быть готов проект рекультивации городской свалки, весной будущего года планируется его экспертиза, а работы непосредственно по рекультивации запланированы на 2019 год.

Тем не менее, не смотря на бурную деятельность по решению проблемы утилизации ТКО, проблемы не только остаются, но и обостряются. Как показал рейд экологов и журналистов, в пригороде Челябинска продолжается вывоз отходов на несанкционированные свалки (подробности рейда здесь и здесь). Участник и один из организаторов рейда Виталий Безруков отметил: "По нашим данным, эти незаконные свалки образуют не только жители поселений, но и коммунальные организации. ... Здесь отлично виден механизм обмана: жителям подняли тарифы, включили строчку "утилизация", утверждая, что вывозят отходы на новый полигон, а по факту на полигон доезжает лишь половина, а то и меньше отходов. За эту половину они и платят, ведь всё остальное размещается в лесах, карьерах. Вторую половину собранных денег оставляют в своих карманах."

Подведём итог. Картинка то получается исключительно интересная. Государственные деньги, аккумулированные в НПФ, передаются неким частным фирмам для чего? Если вы думаете, что для создания ПОЛНОГО цикла обращения с отходами в регионе, то крупно ошибаетесь. Деньги уходят всего лишь на проектирование, строительство и запуск объектов по сбору и захоронению отходов, которые потом передаются в собственность регионам. Возникает вопрос: а зачем вообще в этой схеме нужна частная компания? Разве всё то, что делает ОА "Управление недвижимостью", не может выполнять какое-нибудь областное государственное учреждение? Говорят, частная компания "эффективнее". Но ничего подобного на примере с Чувашией мы не видим.

И это ещё не всё. Как оказывается, региональный оператор - это не единый подрядчик-исполнитель в сфере обращения с ТКО. Это всего лишь, как отметила на круглом столе министр экологии Челябинской области И.А.Гладкова, "организатор всего процесса". Он ещё должен привлечь неких сборщиков и перевозчиков мусора, а также (по идее) организовать работу тех, кто будет заниматься утилизацией ТКО. В итоге схема может получиться весьма витиеватой и запутанной. И в этой схеме без труда смогут раствориться любые суммы как государственных субсидий, так и платежей населения.

Нам предлагают реформу, явно противоречащую современному состоянию и тенденциям развития сферы обращения с ТКО. Передовые системы обращения с ТКО (как общегосударственные, так и региональные) представляют собой сложные насыщенные современными технологиями производства. Сложное современное технологичное производство самой логикой своего развития требует ОБЪЕДИНЕНИЯ И КОНЦЕНТРАЦИИ управления в едином центре. Это понятно любому, кто хоть немного сталкивался со спецификой этой сферы и системным анализом. Решение проблемы ТКО невозможно без самого первого и логичного шага - системы мероприятий по СОКРАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ этих самых отходов. Такую систему мероприятий возможно реализовать только ЦЕНТРАЛИЗОВАННО как минимум на региональном, а проще всего на общегосударственном уровне. То же самое касается налаживания производства собственных технологических линий для сортировки и переработки мусора, способных работать в наших климатических условиях. Нам же предлагают раздробить эту сложную сферу на отдельные кусочки и передать эти клочки на откуп частникам. Причём собирать эти клочки начинают почему-то с конца, с заключения концессионных соглашений на утилизацию отходов, привязывая все последующие шаги к не самым продуманным условиям этих соглашений. В результате мы вполне предсказуемо получим полнейший хаос вместо ожидаемого порядка. Пока о будущих проблемах заговорили Президент и депутаты профильного комитета Госдумы. А вот ярый борец с коррупцией господин Навальный что-то не спешит протестовать против подобного государственно-частного партнёрства.

2. ЮРИДИЧЕСКИЙ КРЕТИНИЗМ

Здесь всё гораздо проще и понятнее: "Арбитражный суд Уральского округа разрешил "Агрофирме Ариант" вывозить свиной навоз на поля компании". Таким образом, суд принял сторону компании, представители которой заявили, что свиной навоз является не отходами, а сырьём для производства удобрений, которое используется агрофирмой на собственных полях для повышения урожайности кормовых культур.

Интересна сама суть вопроса (подробности здесь и здесь). Инициатор процесса Росприроднадзор настаивает на том, что навоз остаётся отходами независимо от того, где он находится - в свинарнике или на поле. Поэтому требует от "Агрофирмы Ариант" получить лицензию на обращение с отходами. Представители компании заявляют, что на Красногорском свинокомплексе работает система по образованию, удалению, накоплению и переработке навоза в органические удобрения, что подтверждено государственным сертификатом соответствия на продукцию. Специалисты Росприроднадзора также отмечают, что исследований по тому продукту, который вывозится на поля, не проводилось, насколько он безопасен для почвы и растений, неизвестно. Наличие негативных эффектов не отрицают и в агрофирме. К таковым относятся утечка аммиака и запаха, разъедание растений и дёрна. В "Арианте" обещали, что с введением новой технологии сепарации навоза эти негативные эффекты будут сведены к минимуму.

А пока новая система не была введена в строй, в посёлке Красногорском случилось ЧП: примерно 4000 человек остались без водоснабжения. Вода из-под крана имела явно выраженный запах навоза. Пришлось властям муниципального района организовать подвоз питьевой воды для части жителей посёлка.

Тем не менее, решением суда свиной навоз в регионе теперь считается не отходами, а сырьём. Аналогичная ситуация складывается и с куриным помётом, который также вывозится птицефабриками на поля и служит источником неприятного запаха для жителей некоторых районов Челябинска. Две птицефабрики - Челябинкая и Нагайбакская, - используя опыт "Арианта", уже добились отмены штрафов Росприроднадзора. Ведь если навоз является не отходами, а сырьём, то и куриный помёт тоже следует считать сырьём для удобрений.

Вот так запросто одним юридическим актом можно, оказывается, решать серьёзные экологические проблемы.

Следует отметить, что на "Арианте" 11 мая ввели таки новую систему переработки отходов производства. Региональное правительство также решило не оставаться в стороне, заявив о выделении 10 млн. рублей на субсидирование мероприятий по утилизации сельскохозяйственных отходов. А у нас всё государство ругают, что частный бизнес плохо поддерживает ... Врут всё. Уж как только государство не старается! И деньги, заработанные ВСЕМИ ТРУДЯЩИМИСЯ, выделяет для частников, и навоз с помётом сырьём объявляет.

Если у кого-то после прочтения возникнет мысль, что во всём виноваты "власти", тот сильно ошибётся. Власти - это всего лишь винтики в государственной машине. А кто у нас рулит этой самой машиной? Мы знаем, что подавляющее большинство простых нормальных людей рулить государственной машиной не желает, а желает быть "вне политики", ожидая ЧУДА от золотой рыбки (от "властей" то есть). Кто же тогда занимается политикой? Да вот те, кто организует всякие "Управления недвижимостью" и прочие подобные частные конторы. Эти люди заниматься политикой не стесняются. Именно они трубят на всех углах о некоей особой "эффективности" частного бизнеса и об обязанности государства этот "эффективный" бизнес поддерживать. Вот и разворачивается наша государственная машина в сторону государственно-частного партнёрства со всеми вытекающими последствиями.

Год экологии 2017, политэкономия этатизма, Эколого-Патриотическое Движение России

Previous post Next post
Up