АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Dec 16, 2018 21:56

ПРОГРАММА ЭКОЛОГО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ

1. Основные факторы, определяющие негативное воздействие на атмосферный воздух Челябинска.

1.1. Промышленные предприятия.
1.1.1. Деятельность крупных промышленных предприятий. Эти предприятия находятся под контролем соответствующих органов, на них приняты современные системы экологического менеджмента, на многих проведена реконструкция очистных установок. По отчётам самих предприятий их выбросы неуклонно снижаются. Тем не менее, в погоне за прибылью, собственники и руководство производств эксплуатируют очистные установки без должного соблюдения технологических требований и допускают выбросы загрязняющих веществ. Пик выбросов приходится на периоды, когда контролирующие органы не работают: ночное время, выходные и праздничные дни.
1.1.2. Прочие предприятия. Эти функционируют зачастую вообще без согласования выбросов и без очистных установок. Контроль за их деятельностью практически отсутствует из-за ограниченности ресурсов соответствующих органов.
1.1.3. ВЫВОД: следование либерально-рыночной модели экономики в неблагоприятных геоисторических условиях современной России толкает предприятия к экономии на природоохранных мероприятиях ради повышения прибыли.





1.2. Транспорт.
Бездумное следование рыночной стихии привело к резкому сокращению общественного транспорта и, прежде всего, наиболее экологичного электротранспорта. Непродуманная дорожная революция создала условия для использования населением личных автомобилей и доминирования в общественном транспорте менее экономичных и экологичных маршрутных такси.

1.3. Общая городская планировка.
1.3.1. Бездумное следование рыночной стихии привело к концентрации рабочих мест в центре города. Соответственно, основной транспортный поток направлен утром из окраин к центру и вечером в обратном направлении. Концентрация личных автомобилей в центре создаёт условия для усиленного загрязнения атмосферного воздуха как выбросами самих авто, так и втягиванием загрязнённого воздуха с промышленных площадок за счёт эффекта "острова тепла".
1.3.2. Ставка на приоритет личного автотранспорта и стремление бизнеса размещать новые предприятия в кварталах с уже подведёнными коммуникациями привела к тому, что необходимые площади высвобождаются за счёт вырубки зелёных насаждений. Их площадь в центре города продолжает неуклонно сокращаться. Дополнительным негативным фактором стало уничтожение муниципального предприятия, занимающегося зелёными насаждениями. Стихия государственно-частного партнёрства привела к тому, что работы по озеленению города проводят фирмы-однодневки, не имеющие ни техники, ни подготовленного персонала, ни возможности выращивать посадочный материал. В итоге основной формой озеленения в Челябинске в настоящее время является обрезка "под пенёк" каким-то чудом сохранившихся деревьев. Исчерпав возможности городских улиц, "озеленители" переместились во дворы.

2. Твёрдые коммунальные отходы (ТКО).
Слепое следование рыночной стихии привело к тому, что сфера обращения отдаётся на откуп государственно-частному партнёрству. Подобная модель уже привела к мусорному коллапсу в Челябинске осенью 2018 года и гарантирует нам подобные коллапсы в дальнейшем. Причём всё это будет происходит на фоне резкого роста тарифов. В сфере переработки отходов ориентированный на получение прибыли частник в настоящее время ограничивается извлечением того, что легко собрать и выгодно переработать. Всё остальное частным игрокам "мусорного рынка" выгоднее захоронить на полигонах за счёт платежей населения.

3. Снижение негативного воздействия промышленных предприятий на атмосферный воздух.
Власти делают ставку на изменение системы нормативов через переход на квотирование выбросов. Однако, как показывает опыт Татарстана, новая система эффективно работает не в рамках рыночной экономики, а при использовании механизмов единой государственной плановой экономики. Только при отказе от ориентации на прибыль частных владельцев возможна такая работа предприятий, при которой воздухоочистные установки будут эксплуатироваться должным образом. Поэтому основным направлением работы должно стать донесение до федеральной власти требование населения о переходе к единой государственной плановой экономике. Для этого следует организовать сбор подписей под соответствующей петицией. Сбор следует организовать не только в Челябинске, но и в как можно большем числе регионов страны. Требуется наладить контакты с природоохранными движениями из других регионов и подключить их участников к сбору подписей под петицией.

4. Снижение негативного воздействия автотранспорта и формирование благоприятной городской среды.
4.1. Организация работы по изменению неблагоприятной планировки города - максимальный вынос рабочих мест из центра в т.н. "спальные районы". Начинать следует с запрета на открытие новых предприятий в центре города.
4.2. Развитие муниципального общественного транспорта с упором на электротранспорт.
4.3. Дорожная контрреволюция: уменьшение ширины дорог в пользу тротуаров и зелёных насаждений; принятие комплекса мер по ограничению скорости передвижения автомобилей на городских дорогах; введение административных и экономических мер по максимальному предотвращению поездок "дом-работа-дом" на индивидуальных автомобилях.
4.4. Восстановление в полном объёме муниципального предприятия "Челябгорзеленстрой", способного самостоятельно проводить весь комплекс работ по озеленению города (начиная с выращивания посадочного материала) и уходу за зелёными насаждениями.

5. Организация системы переработки ТКО.
5.1. При тесном взаимодействии общественных организаций и муниципальных властей организовать эффективный раздельный сбор ТКО, начиная с разделения фракций "пищевые отходы"-"твёрдые сортируемые отходы". Начать возможно с отдельных управляющих компаний или районов.
5.2. Добиться от региональных властей выхода на федеральный центр с инициативой создания государственного регионального экотехнопарка для вторичной переработки отходов. Только в рамках единого крупного государственного предприятия возможно эффективное использование государственных дотаций на создание высокотехнологичного и высокоинтегрированного производства, а не их бестолковое растаскивание по мелким частным фирмам.
5.3. Совместно с заинтересованными производителями и властями организовать региональную систему вторичного оборота стеклотары.
5.4. Разработка комплекса мероприятий по сокращению объёмов образующихся ТКО; совместно с региональными властями выход на федеральный центр с инициативой по законодательному и организационному обеспечению этих мероприятий.

Специальные публикации по теме:
1. Этатизм и экология (о выбросах предприятий), 2015 https://omagazov.livejournal.com/14935.html
2. Челябинск: НМУ и смог; сверим оценки, 2017 https://vk.com/wall-116501418_1519
3. Этатизм и экология: от государственно-частного партнёрства до юридического кретинизма (об отходах потребления и производства), 2017 https://omagazov.livejournal.com/23015.html
4. Коммунальный коллапс как результат либерально-рыночных реформ: механика процесса https://omagazov.livejournal.com/26670.html
5. 9-й форум-выставка "Изменение климата и экология промышленного города": 2 часть (атмосферный воздух) https://omagazov.livejournal.com/27467.html
6. 9-й форум-выставка "Изменение климата и экология промышленного города": 3 часть (твёрдые коммунальные отходы) https://omagazov.livejournal.com/27833.html

Предложенная программа открыта для замечаний и предложений.

Партия Трудящихся России (коммунист-я), экология Челябинска, этатизм и экология, Эколого-Патриотическое Движение России, экология города

Previous post Next post
Up