Этатизм и экология

Mar 04, 2015 01:03

В последнее время в Челябинске обострилась проблема качества воздушной среды. Уже более двух месяцев город регулярно накрывает смог. Губернатор был вынужден посвятить этой проблеме заседание общественного экологического совета. Этим заседанием был запущен целый вал самых разных мероприятий. О проблеме говорили и на телевидении, и на общественных обсуждениях. Во втором случае, если у вас хватит терпения посмотреть почти двухчасовой ролик, вы сможете убедиться, каким образом научная общественность при участии чиновников и специалистов умудряется забалтывать проблему.



Фото Ярослава Магазова.

Основные тезисы выступающих такие:



- Мы регулярно снижаем выбросы и вводим современные системы контроля (представители предприятий), а вот выбросы автотранспорта никто не контролирует // однако наибольшие выбросы отмечаются в выходные, когда транспорта меньше, а контролирующие органы не работают.

- Объёмы выбросов действительно снизились (экологическое министерство), в городе осталось всего одно предприятия с временно согласованными нормами выбросов, но независимый контроль на границе санитарной зоны тех предприятий, которые отчитались о достижении предельно-допустимых выбросов, показал превышение нормативов // здесь представитель министерства даже не понял, что опроверг сам себя; всё дело в том, что информация о выбросах берётся из отчётов, представляемых ... самими предприятиями.

- Нам катастрофически не хватает современной оперативной системы контроля, чтобы ловить за руку нарушителей (большинство выступающих) // здесь следует отметить, что таковые системы есть и, например, в эпоху дорожной революции стоили примерно 200 млн. рублей, что сопоставимо с ценой непостроенной дороги через Городской бор (225 млн.), деньги на которую были выделены и бесследно исчезли.

- Необходимо разработать систему ПДВ (предельно-допустимых воздействий) для города (большинство "экспертов") // очевидно, "эксперты" надеются неплохо заработать на такой разработке; не совсем при этом понятно, что нам даст ещё один набор показателей, если уже существующие толком не работают.

- При необходимости область поможет предприятиям установить датчики выбросов (губернатор) // вопрос в том, куда будет поступать информация с датчиков: если в экологические службы самого предприятия, то всё с показаниями будет в полном порядке.

- Поскольку существующие контролирующие органы не могут поймать нарушителей, то давайте создадим ещё один суперконтролирующий орган - экологическую полицию // не совсем понятно, какими полномочиями будет эта полиция обладать и за какой счёт оснащаться теми же средствами оперативного контроля, т.е. чем она ПРИНЦИПИАЛЬНО будет отличаться от уже имеющихся семи нянек.

- Пора применять самые жёсткие меры к нарушителям, вплоть до остановки предприятий (губернатор) // я слабо себе представляю, как можно остановить металлургическое производство, но доверяю здесь Борису Александровичу как бывшему руководителю Магнитогорского металлургического комбината, однако кого мы будем останавливать, если не можем поймать нарушителя за руку; кроме того, остановка здесь не решает проблему (об этом ниже).

Если говорить о причинах сложившейся в начале 2015 года ситуации, то можно выделить два основных фактора.

Первый - исключительно климатический. Уже более двух месяцев наша территория находится в зоне влияния антициклона. Температурные инверсии при слабом ветре создают неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) для рассеивания выбросов, которые задерживаются в приземном слое воздуха. Но это фактор вторичный. Главное - сами выбросы.

Прежде чем перейти к главным источникам выбросов, хотелось бы сделать одно замечание по автотранспорту. Его в городе стало намного больше. Многие владельцы автомобилей люди грамотные, знают про НМУ и возмущаются качеством воздуха. Но почему-то не слышно призывов хотя бы в наиболее неблагоприятные дни отказаться от использования личного автомобиля в пользу общественного электротранспорта.

Но главными загрязнителями воздушной среды являются промышленные предприятия (как по объёмам, так и - главное! - по составу: в выбросах промпредприятий больше опасных веществ, чем в выбросах автотранспорта). Давайте разберёмся с ними.

Продолжающиеся с маниакальной настойчивостью без малого 30 лет попытки скрестить современную экономику и частный бизнес дают в потомстве нежизнеспособных монстров - убыточные частные предприятия. А убыточное предприятие будет экономить на всём. И в первую очередь на природоохранных мероприятиях. Только один из множества участников обсуждений затронул эту тему в связи с выбросами. Правда, он оставил за скобками крупные предприятия. И совершенно напрасно. Они тоже убыточные. А "олигархи"-владельцы основной доход получают не с прибыли, а с ... расходов: нанимают себя любимых на должности топ-менеджеров, мухлюют с подрядами и пр. Убытки при этом покрываются за счёт невозвратных государственных кредитов. В прошлом году известная нам Русская медная компания из-за снижения выручки была вынуждена брать очередной кредит для погашения ранее взятых финансовых обязательств. Ранее такую же операцию провёл наш крупнейший "олигарх" (правильнее - банкрот) владелец ММК Рашников.

Кризис тоже внёс свой вклад. Большинство оборудования по воздухоочистке импортное, расходные материалы импортные. Обслуживание установок стало очень дорогим. Плюс у государства возможности по выдаче невозвратных кредитов уже не те, что в "жирные" годы высоких цен на нефть. Пока предприятия держатся, экономя на всём, что можно. И собственники будут только рады остановке предприятия - сотни рабочих можно будет отправить в отпуска без содержания на 90 дней. При этом крайними при ответе за рост социальной напряжённости будут уже не они, а "экологи".

Что нас ждёт дальше? Здесь возможны два сценария. Обычно их называют оптимистическим и пессимистическим, но я не рискну этого сделать, оставлю оценку на выбор читателей. При вялотекущем развитии кризиса предприятиям будут перепадать какие-то крохи от государства, поэтому они будут функционировать в режиме жесточайшей экономии на всём, а мы по выходным будем наблюдать и обонять все прелести частного предпринимательства. При обострении кризиса поток финансовой помощи от государства прекратится, предприятия начнут сворачивать производство, рабочие окажутся на улице без зарплаты, а воздух в городе станет чище. Не настолько, как в начале 90-х, всё же транспорт никуда не денется, но получше, чем сейчас.

Есть ещё третий вариант: прекратить бессмысленный эксперимент, восстановить в полном объёме государственную монополию и обратить её на пользу всему народу, а не отдельным "друзьям", т.е. ВОССТАНОВИТЬ СОЦИАЛИЗМ. А для этого нужна партия большинства трудящихся. Которой пока нет ...

Партия Трудящихся России, политэкономия этатизма, экология города

Previous post Next post
Up