Спрут. Серия 9А. На бис и браво.

Jun 23, 2016 11:30



Краткое содержание предыдущих серий: Комиссарио прибывает на землю обетованную и борется с природной катаклизьмой. Победив, отправляется разбивать временный лагеръ. Откуда отправляется на поиски сокровищ. Когда кафедральные соборы начинают двоиться в глазах, - сворачивать налево. Дорога приводит его к морю. Море требует сиесты. Пауза. И с новыми силами - на покорение очередного греческого храма. 3авершив инспекторскую проверку, вернулся в Рагузу. Откуда утречком заехал по дороге в Кальтаджирону, где долго и упорно улучшал физическую подготовку, поднимаясъ по нескончаемым лестницам. Добравшисъ до пупа земли Сицилии - Энны, угнездился на новом насесте и пошел производить разведку боем, был тяжело ранен в самое сердце красотами и чудесами, но продолжал идти вперед. За что и был вознагражден открывшимися алмазами в пещерах Али бабы. Дорога приготовила герою полное и действенное погружение в древнеримское бытие вместе с сознанием,из которых он снова немедленно попал в не менее древнюю грецию. Город Агридженто замечателен, как обещали все подряд, не только долиной храмов. Переварив впечатления , комиссарио оседлал верного ослика и отправился в самую мафиозную малину. А по дороге решил зарулить налево. Городок  Монреале был немедленно назначен местом личного паломничества номер раз отныне и во веки веков. Но, как оказалосъ, впечатлившие комиссарио красоты, были еще не вершиной и чудеса еще только начинались


Глоток горячего воздуха если не отрезвил, то слегка привел в чувство. Ветер, лениво шелестевший листьями пальм, пробежался, ласково растрепав волосы, и подтолкнул в спину - иди уже, и смотри, сейчас начнутся чудеса.


Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Монреале (итал. Duomo di Monreale или Santa Maria Nuova) - архиепископский кафедральный собор, расположенный в Монреале. Важный памятник арабо-норманнской архитектуры, заложенный сицилийским королём Вильгельмом II Добрым. Известен своим великолепным циклом мозаик на темы Ветхого и Нового Завета, относящимся к XII веку. 3 июля 2015 года внесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного культурного наследия. Кафедральный собор Монреале, известный также как Санта Мария Нуова, - одна из самых впечатляющих церквей Сицилии и одна из главных туристических достопримечательностей острова. Oбщая площадь 130 мозаик равна примерно 10 тысячам кв.м.! Это один из самых больших мозаичных циклов в мире, гораздо крупне тех, что в Равенне. (в этом мне очень скоро пришлось убедиться). При рытье котлованов в этих наших интернетах нашелся саит, посвященный именно что античным мозаикам. antik_mosaik


После смерти Вильгельма II последовали годы неурядиц, связанных с бурным царствованием Танкреда, воцарением Генриха Гогенштауфена и беспорядками первых лет правления юного Фридриха II. Результатом стало прекращение финансирования строительства собора из королевской казны, и работы продолжались медленными темпами. Собор был освящён только в царствование Карла Анжуйского в 1267 году, спустя 93 года после начала работ, епископом Альбано Рудольфо в присутствии папы Климента IV. Теперь собор был освящён уже в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Так случлосъ, что после смерти Вильгельма Доброго официалъных наследников не осталось и власть перешла по наследству его заклятому врагу, женатому на одной из побочных сестер. Капризы истории.


Левая (северо-западная) башня так и не была достроена, а в 1664 году на ней установили зубчатую колокольню. Правая (юго-западная) башня сохранилась со времени Вильгельма II Доброго за исключением венчавшего её шпиля, уничтоженного ударом молнии в 1807 году и так и не восстановленного. В результате западный фасад собора оказался несимметричным. Существовавший здесь четырёхколонный портик обрушился 24 декабря 1770 года и был заменён на новый, обладающий прекрасными пропорциями, исполненный по проекту Антонио Романо скульптором Игнацио Марабитти. Три полукруглые арки портика покоятся на четырёх колоннах с дорическими капителями. Новый портик нарушил, с одной стороны, типично норманнский облик собора, а, с другой стороны, придал целостность несимметричному фасаду.

 

Северный фасад собора был существенно изменён в 1547 году, когда к нему был пристроен ренессансный портик работы Джованни и Фацио Гаджини. Портик образован из одиннадцати арок, покоящихся на двенадцати тонких колоннах. Капители коринфского ордера гармонируют с тонкими колоннами, придавая конструкции лёгкость и изящество. Над центральной аркой помещён герб семьи Фарнезе, из которой происходил кардинал Алессандро Фарнезе, во время архиепископства которого был устроен портик. Южный фасад собора выходит на сохранившийся норманнский клуатр монастыря. В портике справа - продажа билетов, слева - сувенирная лавка.

 

Примечательны главные (западные) и боковые (северные) бронзовые врата собора. Они являются первыми на Сицилии и одними из первых в Южной Италии вратами итальянского, а не византийского происхождения. Северный портал изготовлен в 1186 году южноитальянским мастером Баризано из Трани, а барельефы ещё содержат типично византийские мотивы. Автор оставил своё имя на панели, изображающей святого Николая

 

Западный портал был изготовлен Бонанино Пизано (то есть из Пизы) и доставлен на Сицилию морем. Он имеет 42 панно на темы Ветхого и Нового Заветов с надписями на вульгарной латыни, при этом панно гораздо более реалистичны и лишены византийских условностей. Сюжеты панно охватывают библейскую историю от сотворения Адама и Евы до Вознесения Христова. Врата увенчаны двумя панно с изображением Христа во славе (слева) и Богородицы в окружении Ангелов (справа). Нижние панно изображают пару львов (слева) и грифонов (справа). Здесь же автор оставил своё имя и год завершения работы. Западный портал Монреале высотой 7,8 метра и шириной 3,9 м является самым большим из сохранившихся в Западной Европе церковных врат XII века.


Собор представляет собой подобие трёхнефной итальянской базилики, но главный неф гораздо шире и выше боковых нефов. Главный неф завершается обширной апсидой с ценным алтарём французского ювелира Луи Валадье. Боковые приделы также заканчиваются апсидами, но уже меньшего размера.


Главный неф отделен от каждого из приделов девятью колоннами с резными капителями, на которых покоятся стрельчатые арки. Семнадцать из восемнадцати колонн собора выполнены из гранита, а одна (первая справа от главных западных врат)- из зелёного мрамора. Изначально эта единственная мраморная колонна была второй в правом ряду и только в 1837 году была перемещена на нынешнее место. Пространство над арками до кровли, а также западная стена собора с единственными вратами работы Бонанино Пизано, покрыты в три ряда мозаиками XII века.


Открывается тяжелая дверь, пропуская в собор. И все. Можно случайно забыть о том, что нужно дышать, настолько он великолепен. До сих пор самым прекрасным собором для меня был венецианский Сан Марко и я считала, что он-единственный в своем роде. Сан Марко по-прежнему прекрасен, но на олимпе ему пришлось потесниться.


Резные и богато украшенные деревянные перекрытия потолка были выполнены арабскими мастерами при Вильгельме Добром и напоминали потолки фатимидских мечетей Египта и Магриба. Оригинальный потолок был полностью уничтожен пожаром 11 ноября 1811 года и восстановлен по сохранившимся рисункам в первой половине XIX века.


В целом интерьер современного собора сохранил в значительной степени тот вид, который сложился к моменту смерти основателя - Вильгельма Доброго (1189). В интерьере собора перемешались черты романской архитектуры, арабского прикладного (потолки) и греческого церковного (мозаики) искусства.


Более поздние пристройки находятся в ветвях трансепта и пространственно отделены от основного внутреннего пространства собора.



В 19 веке случились две катастрофы, частично изменившие облик собора. В 1807 году в южную башню ударила молния, в результате чего рухнул шпиль, который впоследствии так и не был восстановлен.


А в 1811 году случился страшный пожар, уничтоживший потолок работы арабских мастеров и повредивший мозаики и королевские надгробия. На восстановление внутреннего убранства ушло несколько десятилетий.


Интересный факт: имена авторов мозаик не сохранились, они могли быть как мастерами из Константинополя, так и местными. Жители Монреале ласково называют эту величественную церковь «Ла Матриче» - Мать, подчеркивая ее особое значение в истории города. <..........> последние исследования говорят о том, что мозаики создавались несколькими мастерами - первые были византийскими, вторые - венецианскими.


В монреальском соборе сочетаются черты различных архитектурных стилей. Местные античные, арабские, византийские и норманнские традиции тесно переплелись в архитектуре и убранстве собора. Храм построен по базиликальному образцу. В плане собора лежит латинский крест (длина - 102 метра, ширина - 40 метров).

 

Главным украшением храма являются мозаики, хотя некоторые искусствоведы отмечают их меньшую выразительность и колористичность по сравнению с предшествующими им образцами из комнаты Рожера во Дворце норманнов и из Палатинской капеллы. Мозаики выполнены в византийском стиле. История не сохранила имена мастеров, и мнения исследователей расходятся: одни считают, что работа выполнялась приглашёнными из Византии мастерами; другие полагают, что мозаики созданы местными мастерами, выучившимися у византийцев.


Многие специалисты отмечают также стилистические различия, например, между мозаиками апсиды (их датируют 1183 - 1189 годами) и мозаиками нефа на библейские сюжеты (предположительно датируются некоторыми специалистами началом 13 века). Возможно, эти циклы действительно выполнялись в разный период.


Косвенными доказательствами служат надписи на греческом языке на мозаиках апсид и на вульгарной латыни на мозаиках нефа. В пользу теории о более позднем происхождении мозаик нефа говорит и некоторое отступление от византийских канонов, повествовательность в изображении библейских сюжетов, использование общего пейзажа для мозаичных картин одного цикла. В пользу «константинопольской» версии говорят типично греческие одеяния Христа, Божией Матери и архангелов и греческие подписи ряда мозаик в апсиде. В пользу «местной» версии свидетельствуют достаточно примитивное исполнение мозаик главного нефа и боковых приделов, в ряде случае отступающее от традиционных канонов византийского искусства, и надписи на вульгарной латыни на большинстве мозаик.


Мозаики собора можно разделить на несколько циклов. Мозаики апсиды прославляют Христа Вседержителя, мозаики главного нефа иллюстрируют книгу Бытия, мозаики алтарной части и часть мозаик трансепта рассказывают о земной жизни Христа, мозаики боковых нефов повествуют о чудесах Христовых, на части мозаик трансепта представлены жития апостолов Петра и Павла.


Помимо перечисленных циклов мозаичными орнаментами, напоминающими об арабском влиянии, украшены арки; в медальонах имеются отдельные (вне циклов) изображения святых.


Хронологически данные мозаики принадлежат к комнинскому периоду византийского искусства. Тем не менее, основные характерные особенности изобразительного языка этих мозаик таковы: распластанность, безобъемность фигур, дробная сеть драпировок, линии мелкие и частые. В фигурах нет повышенной экспрессии, нет динамики, образ более мягкий и декоративный (по сравнению с предшествующими сицилийскими мозаичными циклами).


Фигуры становятся грузными, тяжеловесными, утрачивается выразительность жестов, складки одежд становятся неподвижными. Лица становятся объёмными - исчезает повышенная одухотворённость византийских ликов. В изображениях явственно чувствуется романское начало, проявившееся и в архитектуре собора: от немного грубоватых образов веет суровым спокойствием.



Исходя из стилистических различий, ряд исследователей предполагает, что цикл Монреале, возможно, был создан в два этапа: 1183-1189 гг.: мозаики апсиды ;1-я половина XIII века (эпоха Гогенштауфенов): мозаики нефа на библейские сюжеты. Большинство исследователей, тем не менее, поддерживают традиционную версию об изготовлении мозаик в период между 1183 и 1189 годами


Мозаичный цикл в нефе носит след новых веяний, пробудившихся в искусстве XIII века: канонический дух начинает уступать место более свободной интерпретации библейских событий, в изображении уже в некоторой степени проявляются черты творческой личности художника. Впервые в южноитальянском искусстве трактовка текста Писания получает повествовательную окраску.


Мозаики нефов Монреале стали одним из первых звеньев того процесса перестройки средневекового сознания, который начался в XIII веке во всей Италии и в итоге привёл к Проторенессансу и Ренессансу.


Как отмечает Отто Демус, повествовательный цикл Монреале характерен для периода распада классической византийской схемы декорирования храма: именно этот памятник исследователь приводит как пример использования мозаичистами нового приёма - общий пейзаж используется как средство превращения расположенных рядом сцен в единый цикл.


Мозаичный ряд собора разделяется на пять больших циклов:
- мозаики апсиды, представляющие Христа Вседержителя в Его небесной славе,
- мозаики главного нефа (Книга Бытия),
- мозаики пресбитерия и (частично) трансепта - земная жизнь Христа или «праздничный» цикл,
- мозаики боковых нефов - чудеса Христовы,
- мозаики трансепта (частично) - жития Апостолов Петра и Павла.


Помимо сюжетных мозаик по стенам собора (в арках, под кровлей, в хорах) расположено большое число мозаичных икон святых - в полный рост или по пояс (в медальонах). Арки богато украшены мозаичными узорами, напоминающем о влиянии арабской культуры на мозаичистов Монреале.



Значительные изменения в структуре собора были проведены в 15-17 веках: в 15 веке была пристроена ризница, в 16 веке пол собора выложили белым таорминским мрамором, а к северной стене пристроили боковой портик.


Пол собора был выложен палермитанским мастером Бальдассаре Масса из белого таорминского мрамора с порфировыми и гранитными вставками


Вообще в этом соборщ не очень понятно, куда смотреть, настолько разбегаются глаза.


Узоры, естественно, перекликаются с узорами колонн в клуатре.


Прекрасно сохранился - трещинки естъ только в некоторых местах, рисунок не выбит и не потерял цвета.


.Одной из самых известных мозаик монреальского собора является изображение Христа Вседержителя, расположенное в главной апсиде. Высота изображения достигает 7 метров, а ширина - более 13 метров. Руки Христа распростёрты: в одной он держит Евангелие с надписью на греческом и латыни, другой благословляет. Взгляд Христа устремлён на молящихся. Пропорции несколько изменены для того, чтобы нивелировать искажения, которые могли бы возникнуть из-за углубления ниши. <...........>

 

Всю конху главной апсиды занимает огромное изображение Христа Пантократора (Вседержителя). Пальцы правой руки Спасителя сложены для благословения, в левой руке Он держит Евангелие, открытое на стихе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12), написанном на латинском и греческом языках.  Образ Христа Пантократора широко распространён на православном Востоке и был перенят норманнской архитектурой (соборы в Чефалу, Мессине, Палатинская капелла). Отличие монреальского Пантократора от других подобных образов в том, что руки Спасителя широко распростёрты и как бы обнимают всех находящихся во храме. Авторы мозаики добились также оптического эффекта, благодаря которому очи Христа обращены на каждого из молящихся. Те части фигуры (руки и кисти рук, книга), которые из-за кривизны ниши кажутся сокращёнными, увеличены и удлинены для нейтрализации перспективных искажений.


Мозаист, работавший над апсидой, расширил её пространство за счёт примыкающего пресвитерия с целью получить достаточное место для воплощения заказанной ему большой и сложной программы. А чтобы обозначить границы нового компартимента, на лицевой стороне триумфальной арки он изобразил мозаикой (как часть иконографии святых столпников) те скульптурные колонны, которые в реальности стоят в соборе Чефалу, послужившем ему образцом, воспроизведя даже их колористическую гамму.
Окружают образ Пантократора расположенные в медальонах ближней полуокружности восемь ветхозаветных праведников и пророков (Нафан, Даниил, Илия, Давид, Соломон, Самуил, Гедеон и Елисей) и ещё один образ Спасителя - Христос Эммануил. Дальний полукруг образуют Небесные Силы - архангелы Рафаил, Михаил, Гавриил и Уриил, шестикрылые Херувимы и Серафимы, взывающие «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф» (Ис. 6:3), а также традиционное византийское изображение Престола уготованного.
Образ Христа Пантократора огромен: голова Спасителя вместе с бородой имеет высоту более 3 метров, правая рука простирается на 7 метров, а всё изображение имеет высоту 7 метров, а в ширину - 13,30 метров



Под образом Христа Пантократора расположены ещё два мозаичных ряда. Верхний ряд - это традиционный византийский Деисис: в центре на троне Богородица с Младенцем и справа от неё - Архангел Гавриил, Апостолы Павел, Андрей, Матфей, Марк, Фома, Симон Зилот; слева - Архангел Михаил, Апостолы Пётр, Иаков, Иоанн Богослов, Лука, Варфоломей, Филипп. Нижний ряд (слева направо) - мученица Агата, отец восточного монашества преподобный Антоний Великий, священномученик Власий Севастийский, , традиционно чтимый бенедиктинцами Мартин Турский, первомученик архидиакон Стефан, священномученик Пётр Александрийский, священномученик Климент Римский, святитель Сильвестр Римский, священномученик Фома Кентерберийский, великомученик архидиакон Лаврентий, один из патронов Сицилийского королевства Николай Мирликийский, западный Отец Церкви Иларий Пиктавийский, отец западного монашества Бенедикт Нурсийский, равноапостольная Мария Магдалина
Большинство мозаик апсиды - типично византийские, надписи - греческие (Христос Пантократор, ближайший полукруг ветхозаветных праведников, Деисис, сцена Благовещения) и латинские (дальний полукруг Сил Небесных, нижний ряд святых, арка с Архангелами).


Стоит обратить внимание и на кованые воротца - прекрасный образец опять же таки помеси стилей- Восточные элементы, раиские птицы и христианская символика.

 

На хорах дважды встречается мозаичное изображение основателя собора Вильгельма Доброго: над королевским троном мозаика изображает коронацию Вильгельма Христом (параллель с аналогичной сценой в Марторане, где Христос коронует Рожера II), а над архиепископским троном - на мозаике Вильгельм преподносит Богородице построенный им собор. Содержит собор и память о супруге Вильгельма II - Иоанне, дочери Генриха II Английского, бывшего вольным или невольным виновником смерти Бекета. Именно с её влиянием связывается появление в числе известных и широко почитаемых святых, изображённых в апсиде, Фомы Кентерберийского, то есть Томаса Бекета, всего через двадцать лет после его мученической кончины. Это самое раннее из известных изображений Томаса Бекета за пределами Англии.


Кстати, лицезреть великолепные норманнские мозаики здесь можно совершенно бесплатно, деньги берут за вход в барочную капеллу Крочифиссо (Распятия), за подъем на колокольню и за посещение клуатра.


Потолки не менее великолепны, чем все остальное. кассетные, чем-то напоминают и собор в Агридженто, и собор в Энне, но куда помпезнее, куда ярче и праздничней! Конечно, это и золото, и более яркие краски. Не перестаю сравнивать с собором святого Марка, в котором нет дерева, есть только золото. Тот - со всех сторон округлый, без острых углов, , здесъ же их великое множество.


Оказывается существует особый маршрут осмотра мозаик для тех,кто близок к теме и знаком с так сказать с действующими лицами - подробненько описано у знатока Сицилии вот тут. Но если бы я даже прочла о нем раньше , - не пошла бы. И времени маловато, и понимания предмета.


В 1270 году в соборе был погребён умерший во время Восьмого крестового похода французский король Людовик Святой, брат Карла Анжуйского. Чтобы избежать заражения чумой, тело было сварено. Впоследствии тело святого короля было перенесено в Сен-Дени (который был разграблен и разрушен в годы революции и ничего от Людовика Святого во франции не осталось), но в Монреале осталась урна с его сердцем и внутренностями.



В конце 18 века, при архиепископе Франческо Тесте, город Монреале переживал свой «золотой век». На его средства проводились многочисленные работы по восстановлению, приведению в порядок капелл, двориков, портиков. По заказу Тесты был выполнен главный алтарь храма. Серебряный алтарь, сделанный Луиджи Валадьером в 1773 году, украшают бронзовые подсвечники (16 век) и 6 статуй святых из позолоченной бронзы (тоже работы Валадьера).



В 1183 году состоялось первое погребение - в соборе была похоронена Маргарита Наваррская, мать Вильгельма II, потом здесь же нашил вечный покой Вильгельм I, Роджер Апулийский, Генрих Капуанский и сам Вильгельм II.


Саркофаг Вильгельма I Злого (1183)
Вильгельм II Добрый изначально предназначал собор Монреале в качестве королевской усыпальницы. Сразу после завершения первого этапа строительства в 1183 году в соборе была погребена мать Вильгельма II Маргарита Наваррская. Вслед за этим в Монреале были перенесены останки отца короля - Вильгельма I Злого (из Палатинской капеллы в Палермо) и братьев - Рожера Апулийского (из собора Палермо) и Генриха Капуанского (из церкви Марии Магдалины в Палермо).
Тело Вильгельма I Злого покоится в южном приделе собора в роскошном порфировом саркофаге, сравнимом с королевскими гробницами Палермо. Саркофаг был также повреждён в 1811 году, но тщательно восстановлен. После пожара саркофаг вскрывали и обнаружили, что тело короля прекрасно сохранилось, а лицо его было покрыто густой чёрной бородой, некогда наводившей ужас на подданных.


Саркофаг Вильгельма II Доброго (1575)
Смерть Вильгельма II Доброго, не оставившего наследников, и развернувшаяся борьба за престол чуть было не помешали исполнению желания самого Вильгельма II быть похороненным в Монреале. Могущественный архиепископ Палермо Уолтер Милль приказал поместить саркофаг короля в соборе Палермо. После долгой борьбы за королевский гроб между архиепископами Палермо и Монреале останки Вильгельма II всё-таки упокоились в соборе Монреале, но первоначальный саркофаг остался в Палермо и был впоследствии утрачен. Поскольку первоначальный саркофаг, предназначенный для Вильгельма II, остался в Палермо, останки монарха были помещены в новую мраморную гробницу в 1575 году архиепископом Лодовико I де Торрес.


Данте помещает Вильгельма II Доброго в Рай:
Тот дальше книзу, свет благочестивый
Гульельмом был, чей край по нем скорбит,
Скорбя, что Карл и Федериго живы.
Теперь он знает то, как небо чтит
Благих царей, и блеск его богатый
Об этом ясно взору говорит.


"Мы осматривали построенный королем Вильгельмом вторым из рода норманнов и украшеный добытыми грабежом древностями Палермо, с колоннами из гранита и порфира, с мраморными плитами, а также с мозаиками различного вида; однако же, мы не нашли в таком знаменитом здании ничего особенно примечательного. Картины и скульптуры абсолютно все незначительны , и даже то, что происходит из древности, как правило так плохо подано и установлено, что может производить только максимально посредственное впечатление." Юстус Томмазини (псевдоним Иоганна Генриха Вестфаля): Письма из Сицилии. Берлин и Штеттин: Николаевский книжный магазин ,1825 (преобразование в цифровую форму Google), СТР. 61-64. Правописание и пунктуация сегодняшнему состоянию. - Иоганн Генрих Вестфаль (1794-1831), ученый, путешественник и плодотворный писатель. Жил в 1823 как частный ученый в Неаполе и посещавший Сицилию пять раз. Запись в ADB имеется в распоряжении в режиме онлайн. Внезапно, не правда ли?

 

Отдельное внимание стоит обратить на мраморные узоры на стенах и ограждениях. Великолепные цвета, невообразмо ярко играющие узоры, перекликающиеся, естественно, с узорами в клуатре.


"Через шумный рынок и толкотню крестьян мы спешили к собору Санта Мария нуова, большому великолепному зданию, основанному королем Вильгельмом II (называемым: il buon Гульельмо, Гульельмо добрый) в 1174 году; оно - подобно  капелле Роджера [Cappella Palatina в Палермо], старейший и самый прекрасный памятник норманнского господства. Однако, не только в Сицилии, но и в Италии тяжело наити такое большое здание из того времени .



Широкий средний неф несут 2 ряда колонн, собранных в большинстве случаев из греческих храмов, над которыми возвышаются тонкие арки с богатым кантом, над ними еще ряд окон; наверху видишь в художественно резную деревянную крышу. Целый лес получился из комбинации колонн и арок, и здесь начинаешъ понимать, какой прогресс в архитектуре необходим был для того, чтобы перекрыть такую ширину и длину арочным потолком, как это случается позже в готических церквях; ибо вопреки великолепию внутреннего украшения деревянная крыша дает зданию, все же, вид большого амбара, который построен в спешке к приему общины.


Над колоннами стены среднего нефа покрыты богатыми живописями и мозаиками из которых, тем не менее, самая большая часть стала неузнаваемой; кроме некоторых более ранних повреждений возникший из-за халатности (мальчик-служка случайно уронил свчу) пожар разрушил в 1811 году основную капеллу с королевскими могилами почти полностью, и даже сейчас еще работают над тем, чтобы исправить повреждения. То, что спасено из саркофагов и памятников, выглядит либо закрытым лесами, либо хранится в спешно сооруженных складах. " Gustav Parthey: Wanderungen durch Sicilien und die Levante. Erster Teil. Sicilien. Malta. Berlin: Nicolai'sche Buchhandlung 1834 (Digitalisierung durch Google), S. 34-38.


На выходе из собора (а пора уже было поспешать гнездитъся в новом пристанище) площадь, которая еще утром казаласъ пестрой,вдруг показаласъ бледной и бесцветной. Золото Монреале еще долго давало тень на все, что попадалосъ на глаза. По уму в этот день смотреть уже больше ничего бы не нужно, впечатление получается смазанным.
Кстати, Долче и Габбана создали коллекцию на тему собора в Монреале. Впечатляет - всех.

Италия, Путешествия, Сицилия, церковь

Previous post Next post
Up