Собор Монреале - маршрут, общие замечания и конкретные фотографии

Jun 22, 2012 22:59

Собор Монреале славен, конечно, именно византийскими мозаиками, покрывающими всю поверхность стен. Я так вижу, что кому-то из читателей уже фасадов хватило, чтобы выразить восторг. Сейчас буду стараться этот восторг приумножить.


Еще раз напомню, что подробно о соборе можно почитать в одноименной статье в русской Вики. Мой способ осмотра мозаик я уже описал: http://sibeaster.livejournal.com/6151.html и далее. Вкратце рекомендуемый маршрут таков:
1. сначала смотрим самое значимое - Христа Пантократора в апсиде и окружающие его сонмы ангелов, пророков, апостолов и святых. Там много ярусов и рядов - подробнее в Вики.
2. Затем идем в место стыковки правого трансепта с пресбитерием. Отсюда можно, уже не напрягая зрение, разглядеть левую половину апсиды (будут фото) с апостолами и святыми, затем "царское место", над которым на мозаике Вильгельм II получает корону от самого Христа, а потом, максимально перегнувшись через алтарную перегородку, попытаться увидеть левую часть мозаик пресбитерия - т.н. праздничный цикл. Фишка в том, что в пресбитерий туристов не пускают (и это правильно), поэтому находящееся именно там начало праздничного цикла (эпизоды Рождества Иоанна Крестителя, Благовещения, несколько рождественских сцен, бегство в Египет, Сретение, Крещение, брак в Кане Галилейской) рассмотреть можно только путем таких гимнастических упражнений.
3. Возвращаемся в правую ветвь трансепта и спокойно глядим продолжение праздничного цикла и половинку цикла апостольского (здесь идет рассказ о жизни апостола Петра). Именно здесь в правом трансепте расположены абсолютные "хиты": Искушения Христа (три раза), Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Умовение ног, Арест Христа, Христос перед Пилатом. Сейчас фотографий приводить не буду: они есть и у меня в ЖЖ, и вообще в Интернете. "Хитовость" этих мозаик - в великолепной построении, небывалой психологичности, значительном количестве неповторящихся индивидуальных лиц. Здесь же в правой ветви трансепта в саркофагах лежат строитель собора Вильгельм II Добрый и его отец Вильгельм I Злой (о них есть большие статьи в Вики того же автора).
В этом месте придется неминуемо потоптаться среди туристических групп, потому что их всех туда водят. К вящему позору экскурсоводов, в основном туристам показывают саркофаги, а на мозаики обращают внимание между прочим. Мне там минут по пять на каждую мозаику мало.
4. Теперь перебежками идем в левую ветвь трансепта. Вход туда теперь платный (на момент написания данного опуса 2 евро), раньше я возмущенно отвергал саму мысль платить деньги за вход в церковь и потому ту не бывал. А зря. Понятно, что сначала следует пройти в место стыка левой ветви трансепта с апсидой: отсюда глядим на правую часть апсиды, архиепископский трон со сценой преподнесения Вильгельмом II собора в дар Богородице и опять-таки то, что можно увидать из праздничного цикла в пресвитерии.
5. Возвращаемся собственно в левую ветвь трансепта. Помимо второй половинки апостольского цикла (здесь уж речь идет о Павле), здесь можно видеть окончание праздничного цикла: Христос перед крестом, Распятие, Снятие с креста, Сошествие во ад (оно очень неудачно втиснуто в угол и скорее угадывается, чем видится), Апостолы у пустого гроба, Христос и Мария Магдалина ("Не прикасайся ко Мне"), Христос в Еммаусе (3 мозаики), Двое из Еммауса и Десять апостолов делятся "последними новостями", Христос и Фома, Христос и апостолы на Тивериадском озере, Вознесение и Пятидесятница. Они менее известны, чем мозаики правой ветви, но не менее хороши: скорее даже не художественными достоинствами, а живым христианским чувством.
6. Здесь же смотрим барочную капеллу Распятия (собственно из-за нее вход платный). Репортаж будет позже.
7. Возвращаемся в главный неф и обходим его вокруг дважды, смотря в хронологической последовательности мозаики книги Бытия. Ни в коем случае не стоит уподобляться организованным группам, которые тихо садятся в уголке и следят за указкой гида. Все-таки каждую мозаику нужно видеть "в фас". Многие из этих мозаик я публиковал. В этот же раз получится цикл, посвященный сотворению мира и первой человеческой семье.
8. Ну и наконец последний круг почета по собору, теперь уже по боковым нефам, чтобы увидеть цикл, посвященный чудесам Христовым.
9. Если получится, можно попасть в барочные капеллы святого Кастренция и святого Бенедикта (открыты далеко не всегда)

При такой последовательности Вам удастся посмотреть все мозаики в наиболее оптимальной хронологической последовательности. Быть может, грандиозность замысла и не меньшая грандиозность исполнения явится Вам более выпукло.

Ну а я Вам покажу по возможности подробно, кто там в апсиде под Христом Вседержителем изображен. Мозаичисты Монреале явно вдохновлялись предыдущим большим арабо-норманнским собором в Чефалу, построенном при Рожере II - деде Вильгельма II Доброго. Только в Чефалу апсида гораздо меньше: кроме Христа и Богородицы место нашлось лишь для четырех ангелов и восьми апостолов. В Монреале же мастера украшали гораздо бОльшую апсиду, и персонажей здесь несравненно больше: нашлось место и для женщин, и для святого из далекого туманного Альбиона. Напоминаю, что фотографии сделаны попеременно из правой и левой ветвей трансепта, так что определенные угловые искажения были неминуемы.
Итак первый сверху ряд
1. Слева направо: апостолы Филипп, Варфоломей, Лука, Иоанн Богослов, Иаков Алфеев (Младший), Петр; затем архангел Михаил
2. В центре Богородица с Младенцем.
3. Далее слева направо архангел Гавриил, апостолы Павел, Андрей, Матфей, Марк, Фома и Симон Зилот.
Смотрим на картинках:








В Чефалу восемь апостолов расположены попарно в два яруса, так как апсида очень узкая. В Монреале места было предостаточно, и апостолы выстроились длинной чередой в одном, верхнем, ряду. Нижний же ряд занят святителями, священномучениками, мучениками - святыми, которых по той или иной причине сочли достойными включения в этот огромный Деисис.

Итак слева направо:
1. Мученица Агата (покровительница Катании), отец восточного монашества Антоний Великий (не забываем, что на Сицилии были десятки монастырей византйиского обряда), священномученик Власий Севастийский (причина его появления мне непонятна, впрочем, помним, что его мощи в итоге "осели" не так и далеко - в Дубровнике), Мартин Турский (очень популярный святой покровитель), первомученик архидиакон Стефан, священномученики Петр Александрийский (тоже не совсем понятно, почему он здесь; впрочем, на Востоке его память отмечается в один день с Климентом Римским, следующим далее), Климент Римский (мы были в церкви его имени в Риме: http://sibeaster.livejournal.com/44203.html).
2. В центре - окно, вполне понятный символ невечернего Света - Христа.
3. Далее слева направо: Сильвестр Римский (помните цикл фресок, посвященных ему и императору Константину: http://sibeaster.livejournal.com/18234.html и http://sibeaster.livejournal.com/40635.html), священномученик Фома Кентерберийский (главный сюрприз Монреале, объясняющийся тем, что женой Вильгельма II Доброго была Иоанна, дочь Генриха II Английского, по приказу которого Фома был убит), священномученик архидиакон Лаврентий (тот, кого изжарили на решетке), Николай Мирликийский (к моменту постройки собора мощи Николая уже больше столетия в Бари почивали), святитель Иларий Пиктавийский (практически неизвестный в России западный Отец Церкви - твердый никеец), преподобный Бенедикт Нурсийский (на Сицилии к этому моменту и бенедиктинских обителей было немало) и Мария Магдалина (не совсем понятна причина ее появления, впрочем, ее считали одной из покровительниц Палермо).

Смотрим:








Эти фотографии апсиды были моим главным трофеем, захваченным во время двух посещений собора в этом году. То ли освещение стало получше, то ли фотограф потрезвее - не знаю, но в прошлые годы получалось темно и туманно. И все этио для Вас, дорогие читатели.

В следующий раз мы с вами посмотрим детально на историю сотворения мира и первой человеческой семьи (Адама, Евы, Каина и Авеля), какой ее представили мозаичисты Монреале.

Сицилия, Собор Монреале

Previous post Next post
Up