В развитие
предыдущей темы. Точка в этой Мишне (см. текст ниже, после “BUT MANY LAWS.”) - поставлена как в классическом “Казнить нельзя помиловать”; но еще лучше. О нее спотыкаешься, как о камень лежащий посреди дороги, и перечитываешь текст с недоумением. Откуда это здесь?
Прочтение первое. В этой Мишне идет речь о трех группах законов, отличающихся по степени обоснования. Последнее предложение указывает на то, что какие-то из них являются сутью Торы. Третья группа, после точки, обоснована наилучшим образом. “Они” относится к ней, поскольку идет сразу после. Тем самым акцент делается на ритуалы и гражданское право; это подход “иудаизм - это не религия”.
Прочтение второе. Эта Точка прыгает назад, перед “.BUT MANY LAWS”. Третья группа оказывается по-прежнему в оппозиции, но теперь уже как фон: “В отличие от добротно обоснованных гражданских законов”. Т.е. “они”, а следовательно “суть Торы” относится к тому, что до Точки, что оттеняется контрастом, к вроде бы менее обоснованным законам.
Прочтение третье. Точка возвращается обратно. Это уже ничего не меняет для третьей группы, она по-прежнему остается лишь контрастным фоном. Центральной частью мишны оказывается вторая группа. Она же является “сутью Торы”. Простой смысл метафоры: гора - много законов, висит на волоске - редком упоминании в Писании.
Забегая вперед, можно отметить, что в Гемаре законы третьей группы перечисляются с указанием того, что они записаны в Хумаше. Парадоксально, подчеркивает Мишна, почти именно поэтому, они - “не суть”; а точнее, потому что не суть, они и записаны. Какое обоснование ищется: простой смысл - в Письменной Торе, комментарий предлагает - базируется на авторитете. Контраст между группами законов, кстати параллелен проводимому ибн-Пакудой между физиками и теологией; возможно, речь идет об эпистемологической основе.
А теперь можно переходить к Гемаре.
*** MISHNAH. [THE LAWS CONCERNING] THE DISSOLUTION OF VOWS HOVER IN THE AIR AND HAVE NOUGHT TO REST ON. THE LAWS CONCERNING THE SABBATH, FESTAL-OFFERINGS, ACTS OF TRESPASS ARE AS MOUNTAINS HANGING BY A HAIR, FOR THEY HAVE SCANT SCRIPTURAL BASIS BUT MANY LAWS. [THE LAWS CONCERNING] CIVIL CASES AND [TEMPLE] SERVICES, LEVITICAL CLEANNESS AND UNCLEANNESS, AND THE FORBIDDEN RELATIONS HAVE WHAT TO REST ON, AND IT IS THEY THAT ARE THE ESSENTIALS OF THE TORAH. (Хагига 10а,
англ.,
ивр.)
UPD. См. также
Три закона Торы и два закона проказы,
Элементарное талмудическое противопоставление,
Тора 1-2-3,
В рай - без оглядки.