Эрмитаж. Главный штаб. Санкт-Петербург. Изделия фирмы Карла Фаберже.

Nov 11, 2024 14:01

Главный штаб Санкт-Петербург: экспозиция Государственного Эрмитажа. Экспонаты изделий фирмы Карла Фаберже. Миниатюрные копии императорских корон и регалий были изготовлены ко Всемирной выставке в Париже 1900 года.
Фото 2023 года







Николай II дал разрешение выставить в Париже ряд вещей из Кабинета Его Императорского Величества, включая несколько пасхальных яиц, изготовленных фирмой Фаберже по высочайшему заказу. В июне 1899 года Фаберже попросил высочайшего соизволения для осуществления своей идеи: изготовить к предстоящей Всемирной выставке в Париже точные копии Императорских Корон и Регалий в уменьшенном виде. И получил на то разрешение императора с оговоркой «не для продажи».

Цитата:
«История короны как символа верховной власти уходит в глубокую древность, однако в России процедура коронования и сама корона были учреждены Петром I только в 1719 году. Он же определил место и режим хранения «Государству принадлежащих вещей»: Государева яблока (державы), короны, скипетра и меча.
Самая первая императорская корона досталась супруге Петра Великого Екатерине I. Её коронация впервые в России была проведена по новым, имперским стандартам, а сама она стала первой коронованной женщиной. До неё всем монархам, включая Петра I, при венчании на царство возлагал на голову шапку Мономаха (их было несколько) патриарх. Екатерину в мае 1724 года короновал сам Пётр.
Со временем от бриллиантовой короны первой российской императрицы остался один каркас, поскольку наследники вынимали бриллианты и использовали их для своих нужд, что было в порядке вещей. Та же судьба постигла короны Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. И это тоже не удивительно. Ведь ещё при Екатерине I страсть к бриллиантам достигла небывалых высот - ими украшали всевозможные безделушки, использовали вместо пуговиц на одежде, а при игре в карты, наряду с деньгами, на столиках можно было видеть кучки бриллиантов или необработанных алмазов. Бриллиантами же из корон своих предшественниц императрицы одаривали приближённых как орденами.
Остановила этот круговорот Екатерина Великая. Изготовленная по её заказу Большая императорская корона стала самой знаменитой. После Екатерины во время коронации именно эту корону возлагали себе на голову все последующие русские монархи - от Павла I до Николая II.
Обстоятельства заставляли Екатерину короноваться спешно. На изготовление короны ею было отпущено всего два с половиной месяца - срок почти нереальный для того, чтобы не только «родить идею новых императорских регалий», но и воплотить её в металле и камнях. Кроме того, высочайшая заказчица выдвинула ещё одно, почти невыполнимое, требование: сплошь усыпанная бриллиантами корона не должна была быть слишком тяжёлой.
Придворный ювелир Иеремия Позье, виртуозный мастер огранки бриллиантов и других драгоценных камней, служивший при трёх русских императрицах и оказавший большое влияние на европейское ювелирное искусство, блестяще справился с разработкой эскиза. Для того чтобы удержать в каркасе драгоценные камни, было решено употребить только самые лёгкие материалы. Главному придворному ювелиру Георгу Экарту (которого Позье даже не упомянул потом в своих записках) принадлежала идея лёгкого прорезного каркаса.
Сам Позье подбирал и крепил камни, предварительно «добиваясь наиболее выигрышных композиционных сочетаний бриллиантов на восковой копии каркаса». Ювелиры выполнили свою работу в срок, и весу в ней оказалось пять фунтов - два килограмма. Позье лично примерил корону Её Величеству, которая «осталась очень довольна, сказав, что в течение четырёх или пяти часов церемонии как-нибудь продержит эту тяжесть»». © https://vk.com/wall-43039153_812

Ювелиры фирмы Фаберже состязались в своей работе с ювелирами прошлого, бриллиантовое исполнение не может не восхищать. Ювелирные украшения были выполнены в мастерской Альберта Хольмстрема, а серебяные украшения и родемитовая колонна в мастерской Юлиуса Раппопорта. В Алмазный фонд мне попасть так и не удалось, в детстве мне нравилось рассматривать открытки набора экспонатов Алмазного фонда. Миниатюрный вариант я увидела в 2023-ом году впервые.

Большая и малая императорские короны. Алмазный фонд. Москва.






Часы Фаберже, созданные в честь серебряной свадьбы императора Александра III и императрицы Марии Федоровны.
Проект Леонтия Бенуа. По скульптурной модели Артемия Обера. Мастер Михаил Перхин.



Часы, преподнесенные 32 членами императорской русской семьи в 1891 году, являются шедевром из серебра, оникса и бриллиантов. Имена дарителей написаны на картуше на задней стороне часов. Среди дарителей были великий князь Константин Николаевич, дядя Александра и старший потомок Николая I; великая княгиня Ольга Николаевна, дочь Николая I, ставшая королевой Вюттембергской; и великая княгиня Милица Николаевна, принцесса Черногорская, которая познакомила Распутина с последней императрицей России Александрой Федоровной и т. д.Считается, что часы были проданы вместе с другими конфискованными произведениями искусства советским правительством в 1920-х или 1930-х годах. Известно, что американский бизнесмен Armand Hammer приобрел часы, ранее находившиеся в Аничковом дворце, после революции, и, по всей видимости, именно так они попали в США. До продажи на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 1996 году часы выставлялись в Эрмитаже в Санкт-Петербурге в 1993 году, в том же году они выставлялись в Музее декоративно-прикладного искусства в Париже, а в 1994 году они были включены в знаменитую выставку Фаберже в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Уникальные часы Фаберже были проданы на Christie's 27 ноября 2006 года в рамках «Русской недели». Предполагаемая цена была обозначена в 4.000.000 - 6.000.000 фунтов стерлингов.

Вокруг циферблата часов размещены 25 ангелочков-путти, каждый из которых представляет год брака. На постаменте огромный грифон семьи Романовых поддерживает два геральдических щита Императора и Императрицы, что означает объединение Домов России и Дании (гербы датской королевской семьи и императорской российской). Каждый ангелочек со своим атрибутом: одни держат цветы, другие трубят в трубы, справа от циферблата изображен ангелок с нотами в руках, на которых выгравированы первые такты «Боже, царя храни». Над циферблатом два трогательно обнимающихся ангелочка - щека к щеке.







Коронованный двуглавый орёл с ветвями лавра.



В витрине на втором плане видна хрустальная ладья с фигурой Вещего Олега.
Впереди изображен вдохновенный кудесник, вещающий согласно пушкинским строкам:

Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего...




Олег опирается на череп своего коня.









Ладья значилась в каталоге венского аукциона Dorotheum от 26 мая 2008 года. Изготовлена около 1917 года Павлом Овчинниковым. Что-то там в пояснительном тексте в музее было сказано про Гусь-Хрустальный Владимирской губернии.



Романовский грифон




Графин в виде бобра. Чаша в виде виноградного листа с ящерицей чудо как хороша.




Черника от Фаберже: золото, лазурит, нефрит, горный хрусталь. Крупный план - фото из сети.
























«Шапки Русского царства» - «короны» в допетровские времена. Самая древняя и самая известная из этих «шапок» - шапка Мономаха, которой венчались на царства все российские самодержцы до Петра I включительно.




Несколько тем по Петербургу:

Эрмитаж. Главный штаб. Импрессионисты, модернисты...
Картина «Розы и жасмин в дельфтской вазе». Пьер-Огюст Ренуар. Ошибка в названии.
Портреты в коллекциях Эрмитажа. Главный штаб, Санкт-Петербург.
Гобелен Уильяма Морриса «Поклонение волхвов». Эрмитаж. Главный штаб. Детали.
«Эсмеральда», скульптура Антонио Россетти. «Esmeralda mit der Ziege» Antonio Rossetti.
Лорелея (?), мраморная скульптура в экспозиции Эрмитажа.
Франсуа Фламенг «Купание придворных дам в 18 веке» François Flameng «Baignade des dames...» Эрмитаж. Главный штаб.
Летний сад. Скульптуры. Памятник Крылову.
Русский музей Корпус Бенуа. Советское искусство 1920-30-х. Агитационный фарфор Агитационный текстиль
Михаил Врубель «Демон», «Садко». Камин «Вольга и Микула» Русский музей. Корпус Бенуа. Часть 2.

Карл Брюллов. Картины «Последний день Помпеи» и др. Русский музей
Художник Павел Андреевич Федотов. Картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер». Жанровые сцены.
Картина Владимира Маковского «Ночлежный дом» Русский музей
Звездная конница. Захожское кружево, подзор «Конница» Русский музей.
Лубок «Как мыши кота хоронили». Происхождение сюжета. Резная скульптура Ф.Д. Ерошкина. Русский музей.

Музеи в Петербурге, тема 2, Всемирные выставки, фото

Previous post Next post
Up